Диков Ф.Б. | НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАДЕТСКОГО КЛАССА

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

Диков Фёдор Борисович, социальный педагог НОЧУ «Гимназия Свет», магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. E-mail: theodor.dikov@mail.ru.

Научный руководитель: Егоров Илья Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ.

Автором статьи анализируется категория «нравственный идеал» и ряд психолого-педагогических исследований, посвященных изучению нравственного идеала учащейся молодежи. В ходе компактного анализа автор приходит к выводу, что наличие нравственного идеала у кадет позволит целенаправленно подойти к воспитанию зрелой личности воспитанников кадетских классов. В ходе описания нравственного идеала как основы воспитания личности подростка автор акцентирует внимание на том, что важно учитывать содержательную наполненность идеала: образцы поведения, перечень конкретных людей, которых подростки кадеты выбирают в качестве идеала. В заключительной части статьи автор выделяет необходимые, с его точки зрения, структурно-содержательные компоненты образовательного процесса школьников кадет, которые позволят содействовать становлению морально-нравственных идеалов обучающихся. И в дальнейшем будут способствовать индивидуально-личностному развитию воспитанников кадетских классов.

Важнейшим показателем зрелой личности является способность совершать ответственные, осознанные поступки, понимать последствия своих слов и действий, делать выводы из прошлого опыта планировать свое будущее. То, что в современной философско-психологической литературе называется субъектностью личности. Становление этого вершинного уровня развития зрелой личности происходит при важнейшей роли нравственного идеала, который появляется на определенном возрастном этапе человека и регулирует этот процесс и результат человеческой жизни. Поэтому изучение роли и механизмов функционирования нравственных идеалов в образовательном процессе позволит более дифференцированно и целенаправленно подходить к воспитанию и социализации личности и школьников в целом, и кадет в частности.

Рассмотрим понятие идеала. Идеал (от греч. — первообраз) – образец, нечто совершенное, благородное и прекрасное, цель высочайших стремлений. Как правило в структуру идеала, в соответствии с философским пониманием этой категории, включают эталон, совершенный образец чего-то (или кого-то), модель действий с этим образцом, и возможности переноса знаний об образце на реальность [8].

В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что идеал изучается в двух аспектах – как: «цель устремлений, направленности человека; как образец чего-то (кого-то)» [3, с. 98]. Исследователи подчеркивают, что идеал выступает динамической основой, направляющей и стимулирующей активность и деятельность личности [1; 4]. Идеал выступает одним из показателей социальной и профессиональной идентичности человека системообразующим фактором мировоззрения личности [2].

Вместе с тем, изучение идеалов в подростковом возрасте показало, что на этом этапе возрастного развития идеалы играют определяющую роль в морально-нравственном развитии, в формировании системы ценностей и мировоззрения [1; 2; 3; 4; 6; 7]

Так же, исследователям подчеркивается, что идеалы в подростковом и юношеском возрасте являются элементами когнитивного и социального развития будущей зрелой личности [1; 2; 3; 4; 6; 7].

Если же обратиться к понятию «нравственность» – то, с одной стороны, это совокупность правил и норм, регулирующих отношения людей в обществе в соответствии с общественным мнением, которые стимулируют или тормозят их социальное поведение [5], с другой стороны, нравственность представляет собой термин, употребляемый как синоним морали, реже – этики. Как понятие «этика» в греческом языке, «мораль» в латинском языке, русское слово «нравственность» этимологически относится к слову «нрав», то есть — характер.

Другими словами, нравственный идеал — это представление человека об истинной личности, которая воплощает в себе совокупность моральных качеств, являет собой образец, эталон поведения, цель, на которую должны быть направлены его усилия. В основе нравственного идеала лежит стремление человека сделать свою собственную жизнь лучше и счастливее, путем самосовершенствования и преобразования действительности.

Нравственный идеал источник представлений о добре и зле, дружбе, любви и уважении к старшему, любви к Родине. И наконец, именно нравственный идеал является ключом к пониманию смысла жизни человека. Поэтому для системы воспитания важно определиться с ролью и механизмами, которые играют нравственные идеалы в формировании личности.

В основе вопросов о воспитании нравственности лежит поиск осмысления жизни человека. Мы можем выделить в истории человечества пример идеального человека – это Христос, Бог и человек, с приходом которого началась новая эра человеческой истории.  Обращение к Христу как идеалу позволяет выделять в его качествах, поступках, деяниях, словах важнейшие морально-нравственные ориентиры, через которые человек способен совершенствоваться, хотя бы частично. В связи с этим интересное исследование было проведено Рассказовой И.Н., Симаниной А. И. сравнивших наличие и содержательную наполненность идеалов, и развитие личностной зрелости студентов светских и религиозных вузов. Исследование показало, что «уровень личностной зрелости студентов религиозных вузов выше, чем у студентов светских вузов. Студенты религиозных вузов обладают более развитым «Я», самостоятельностью, направленностью на значимые личностные цели, требовательностью к себе, отсутствием самодовольства, скромностью, уважением к другим людям. Вместе с тем, более половины опрошенных студентов религиозных вузов (55%) имеют идеалы, и в качестве образца нравственного поведения в религиозных вузах студенты указывают пророков и святых» [7, с.129].

То есть, можно констатировать, что выраженная взаимосвязь между содержанием нравственных идеалов и уровнем личностной зрелости в юношеском возрасте развивает субъектность личности, ее вовлеченность в собственную жизнь и соучастие в жизни других.

В настоящее время все актуальнее становится глобальная задача: возвратить повышенное внимание к высшим нравственным идеалам и ценностям, дать человеку понять истинный смысл его жизни и способствовать моральному развитию. Можно предположить, что основой формирования зрелой личности школьника может стать идеальный образ, в котором сосредоточена система нравственных ценностей.

Если сделать акцент на комплексный анализ научно-практических основ процесса образования нравственных идеалов воспитанников кадетских классов, то следует выделить основные направления повышения эффективности данного процесса:

  1. Совершенствование нравственной культуры субъектов педагогического процесса (как педагогов и родителей, так и школьников-кадет);
  2. Развитие навыков нравственной самооценки кадет;
  3. Выработка готовности к нравственному поведению в повседневной деятельности.
  4. Совершенствование нравственной культуры субъектов педагогического процесса. Совершенствование нравственной культуры с необходимостью включает в себя всех субъектов образовательного процесса:

1) Педагогов, которые проявляя свои профессионализм и компетентность демонстрируют подросткам кадетам образцы своего нравственного поведения в общении с коллегами, с воспитанниками.

2) Родителей, которые осознанно подходят к взаимоотношениям со своим ребенком и демонстрируют ему образцы, примеры морально нравственного поведения и обсуждают смысл и значение того или иного поступка, если у подростка возникают вопросы и сложности с пониманием того зачем взрослый делает или не делает что-то. 3) Подростков-кадет, которые опираясь на помощь взрослых развивают у себя навыки рефлексии, критического мышления и межличностного общения. Эти основные аспекты совершенствования позволят содействовать становлению нравственного идеала и развитию личности кадет.

  1. Развитие у воспитанников кадетского класса навыков нравственной самооценки. Самооценивание начинается с дошкольного возраста и идеальные образцы нравственного поведения возникают у детей к старшему дошкольному возрасту, и начинают формировать самосознание и идентичность личности [1]. К окончанию начальной школы большинство детей уже способны выделять качества и черты личности, конкретных людей которым они хотят следовать. Наиболее активное становление самооценивания и самоосознания происходит в подростковом возрасте. Именно в этот период необходимо используя эту возрастно-психологическую особенность подростков обсуждать с ними ценностные, морально-нравственные образцы поведения и общения со своими сверстниками, взрослыми, и за счет этого формировать нравственную самооценку и собственные качества личности.
  2. Повышение готовности воспитанников кадетского класса к нравственному поведению в условиях повседневной учебной деятельности.

Поведенческая составляющая нравственной культуры формируется в поступках. Готовность к совершению нравственных поступков происходит из каждодневной образовательной жизни школьников-кадет. Когда обучающиеся обсуждают между собой, и с педагогом значение моральных ценностей и образцов этического поведения в повседневной жизни. Когда кадеты развивают у себя такие компоненты самосознания как: постановка цели, оценка и контроль своего поведения. А также, когда воспитанники стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию в тех образовательных, предметных областях знаний, которые им интересны.

Таким образом, можно говорить о том, что при содействии в становлении нравственного идеала кадет необходимо учитывать такие важные содержательные компоненты формирующейся личности как: опыт нравственного поведения, нравственная самооценка, рефлексия, направленность саморазвития и межличностное общение со сверстниками. Вместе с тем эти компоненты формирующейся личности необходимо естественным образом активировать в ходе всего педагогического процесса в образовании.

Задача системы образования состоит в том, чтобы … воспитывать настоящих патриотов, прививать чувство патриотизма, формировать качества и подлинные ценности у молодых граждан России [9, с.423].

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 400 с.
  2. Егоров И.В. Идеал как специфический показатель гражданской, профессиональной идентичностей и аттитюдов отъезда из страны студенческой молодежи. / И.В. Егоров // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве. М.: Московский институт психоанализа; Когито-Центр, 2019. С.74–81.
  3. Егоров И.В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности/ И.В. Егоров // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 97–113.
  4. Егоров И.В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи/ И.В. Егоров // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57 – 72.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
  6. Рассказова И. Н. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия. / И.Н. Рассказова, А.И. Симанина // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  7. Рассказова И.Н. Содержание отдельных компонентов гражданского мировосприятия студентов религиозных и светских вузов. / И.Н. Рассказова, А.И. Симанина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 118 – 133.
  8. Современный философский словарь / Под обшей ред. В.Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. 304 с.
  9. Сухоносов А.П., Сухоносов Д.А. Воспитание гражданственности и патриотизма как экзистенциальная проблема / В сборнике: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 419–423.

 

http://izvestia-ippo.ru/dikov-f-b-nravstvennyy-ideal-kak-osno/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *