Десяева Н.Д., Серебренникова Ю.А. | СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ПО ФИЛОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

Десяева Н.Д., доктор пед. наук, профессор департамента методики обучения ИППО ГАОУ ВО МГПУ,  481795@mail.ru

  Серебренникова Ю.А., кандидат пед. наук, доцент департамента методики обучения ИППО ГАОУ ВО МГПУ, serebr.vse@rambler.ru

В статье рассматриваются существенные признаки образовательных событий: интеграция исследовательской и проектной деятельности, ориентация на социальную практику, коммуникативный потенциал; характеризуется специфика проявления данных признаков в образовательных событиях по филологии в условиях начальной школы.  

Одной из ведущих тенденций современного образовательного процесса является  усиление роли событийности как способа “со-организованности ценностно-значимых человеческих отношений” [4 с. 3]. При этом особой формой освоения обучающимися социального опыта становится образовательное событие, которое  рассматривается  как «способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности” [ А. Б. Воронцов, цит. по: 2]. Очевидно, что образовательное событие  предполагает определенные образовательные результаты – как  метапредметные, так и предметные. Именно поэтому следует говорить об образовательных событиях, соотносимых с образовательными областями (филологией, математикой, искусством и др.),  в рамках которых школьники осваивают предметные компетенции и получают соотносимый с учебной деятельностью социальный опыт.

Содержание и формы образовательных событий по филологии в  начальной школе соотносятся в современной научной литературе [3; 5 и др. ] прежде всего с содержанием и формами традиционной внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению – это могут быть библиотечные уроки, праздники русского языка,   творческие конкурсы и под. Действительно, данные формы позволяют   реализовать один из главных принципов событийного подхода:  интеграцию «открытия» (участники открывают для себя что-то новое в образовательной области) и  «порождения» (участники создают некий новый продукт, представляющий для них определенную ценность).

Однако  событийный подход в образовании  предполагает, что личностная значимость деятельности для участников образовательного события определяется не только его исследовательско-проектным характером, но и социальной значимостью (школьники ощущают соотнесенность  события не просто  с миром взрослых,  но с определенной социальной общностью) [3]. Поэтому   современные событийные формы организации деятельности учащихся находятся в «зоне ближайшего развития» детей, позволяют установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, отвечают  системе ожиданий школьника,  обеспечивают наибольшую меру его включенности в социальную деятельность, способствуют кооперации, а иногда и общности мотивов и целей деятельности всех участников образовательного события. Это могут быть  проекты в области лингвокультурологии, рассредоточенные классные или школьные коммуникативные игры, конкурсы вежливости (позволяющие обратиться к фактам коммуникативной  культуры), выпуски лингвистических журналов, позволяющие показать современное состояние русского языка и под.  Данные события предполагают обязательное включение в деятельность школьников элементов исследования: наблюдений за новыми фактами языка, за соотнесенностью языка и культуры, на изменениями коммуникативных норм и под. При этом исследование воплощается в практикоориентированном проекте (журнале, альманахе, страничке нового толкового словаря и под.). Подобный подход позволяет использовать особый прием  событийной педагогики — создание открытой познавательной ситуации на основе системности образовательных событий.  Познавательная открытость предполагает возможность накопления опыта анализа новых фактов. Представление их в проектах – основа установления системных связей между познавательным и проектным образовательными событиями.

Значимым явлением для реализации событийного подхода в филологическом образовании представляется также тот факт, что участие в образовательном событии порождает у школьников потребность в  социально-коммуникативной деятельности [1; 4; 5] — событие, по мнению исследователей, обязательно завершается “рассказом о себе” и о своем участии в событии во внутренней  речи (акт рефлексии) и во внешней речи (акт социальной коммуникации).  При этом выделяют специальные приемы событийной педагогики, которые могут быть использованы для активизации коммуникативной составляющей образовательного события:

—   феноменологическое описание образовательных событий (“создание текстов самоописания человеком своих «значащих» образовательных действий”, реконструкции собственного  опыта – например, описание собственных действий в подготовке проекта, речевая рефлексия  своего участия в подготовке школьного журнала и под.);

—  сценарная реконструкция события (характеристик последовательности этапов того или иного явления образовательной реальности – например, описание прошедшего конкурса чтецов, праздника русского языка и под. );

—  моделирование образовательного события (написание  сценария события).

Таким образом, событийный подход к филологическому образованию реализуется на основе а) интеграции  исследовательской и проектной деятельности, б) создания условий для осознания участниками образовательного события тех или иных аспектов социальной реальности,  в) активизации их социально-коммуникативной деятельности.  На практике это воплощается в организации взаимосвязанных событий, включающих  младших школьников  в деятельность с элементами исследования, анализа русского языка и детской литературы, а также в социальную коммуникацию в форме детской самодеятельной журналистики.

Рассмотрим примеры образовательных событий, позволяющих решать названные задачи.

  1. Фестиваль «Филология для малышей».

Данное образовательное событие является сетевым  и проходит в рамках Всероссийского Фестиваля науки в городе Москве в Институте педагогики и психологии образования ГБОУ ВО МГПУ( 2014-2018 гг.). Фестиваль направлен на формирование интеллекта, развитие творческих способностей детей, выработку  у них осознанного взгляда на явления языка, навыков первоначального языкового анализа. Образовательная актуальность фестиваля обусловлена социальным заказом общества — сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, осознанное стремление научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Фестиваль объединяет всех субъектов образовательного процесса — и детей, и педагогов, и родителей. Для детей это занимательное путешествие в увлекательный мир большой науки, яркое приключение, возможность попробовать свои силы в соревновании со сверстниками. Для родителей  это возможность посмотреть на то, какие педагогические подходы  к языковому развитию ребенка,  формирования у него филологического склада ума они могут использовать в домашних условиях, Для педагогов фестиваль является площадкой обмена передовым профессиональным опытом, элементом  педагогического просвещения.

Фестиваль «Филология для малышей» проходит в форме игрового квеста. Все участники делятся на команды по 15-20 человек, в которые входят дети из разных школ, но обязательно одного года обучения. Каждая команда участников получает свой маршрутный лист с указанием на то, какие познавательные станции она должна посетить. Каждый из участников получает также  рейтинговый лист, на котором выставляются призовые очки, набранные за правильное выполнение заданий на станциях.

Все команды по указанному маршруту сопровождают студенты. В их задачу входит  организация деятельности детей, их эмоциональная поддержка, фиксация достижений каждого ребенка на этапах маршрута.

Традиционно фестиваль включает посещение станций «Школа Древней Руси», «Живое слово», «Грамотей», «Эрудиты», «Книголюбы». На каждой станции с участниками проводятся  игры, соревнования, викторины, конкурсы в выполнении заданий творческого характера.

После окончания квеста подводятся итоги, составляется таблица результатов путешествия.

Попав в «Школу Древней Руси» дети знакомятся с первыми букварями (например, с букварем Кариона Истомина), названиями букв алфавита, со способами древнего письма.  Игровые уроки чередуются с занимательными заданиями на смекалку и сообразительность (например, участникам предлагается ответить на вопросы: Почему город называется городом? Почему крыша называется крышей?)

На станции «Живое слово» участникам фестиваля предлагаются речевые игры, активизирующие речевую рефлексию (например, учащимся  предлагается восстановить пословицу по начальному слову, по иллюстрации; составить небольшой текст,  в котором все слова начинаются на одну букву, и под.)..

Ведущие станции «Грамотей» проверяют  объем и прочность знаний участников по русскому  языку – например,  при  блиц – опросе:

Сколько букв в русском алфавите?

Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков?

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?

Может ли слог состоять из одного согласного звука? и т.п.

Также детям предлагаются лингвистические задачи субъективно-творческого  характера, требующие воспроизведения элементов творческой деятельности лингвиста и развивающие  навыки лингвистического анализа (например, детям предлагается загадочный текст на неизвестном языке:

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:    — Калушата! Калушаточки! Бутявка!

    Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

Участникам нужно ответить на вопросы:

Калуша – существо какого пола?

Кто такие «Калушата»? (Дети Калуши)

Как на этом языке будет слово «идти, двигаться»? (Сяпать. Калуша «сяпала», потом позвала детей, и они «присяпали»- пришли, приблизились).

На станции «Эрудиты» участникам предлагаются задания с использованием компьютерных технологий (например, аналоги популярных телевизионных игр по русскому языку  — «Своя игра» и под.).

Ведущие станции «Книголюбы» предлагают участникам задания по литературному чтению. После интеллектуальной разминки, на которой дети отвечают на вопросы по содержанию художественных произведений, участники играют в игру «Соавторы» (пробуют себя в «литературном творчестве», продолжая стихи по их началу:

1)Игрушечная кошка
Сидит на окошке…

2) Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает…).

Проходя по станциям фестиваля, каждый становится участником исследования, творчества, игры в условиях сотрудничества, что предполагает со-исследование, со-творчество.

  1. 2. Олимпиада по детской и юношеской литературе.

Олимпиада по детской и юношеской литературе относится к числу предметных олимпиад, цель которых – выявление одаренных детей, активизация интереса к той или иной предметной области.    Она предполагает привлечение  школьников, одаренных в области филологии, к состязаниям в литературном анализе в процессе выполнения заданий повышенного уровня сложности, а также  в литературном творчестве.

На первом туре – отборочном (дистанционном)  — участники пишут сочинение   (например, на тему «Уроки детской книги»), которое позволяет продемонстрировать общую филологическую культуру.  На втором – выполняют конкурсные задания.  Их выполнение предполагает выявление творческих способностей школьника, умений создавать разные по жанру и стилю тексты, готовности решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, требующие  филологической и общегуманитарной подготовки, широкого  литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Для олимпиады отбираются произведения детской и юношеской литературы, входящие в программы по литературе и литературному чтению для внеклассного чтения и наиболее популярные среди школьников.

Участникам  предъявляются задания следующих типов:

  1. Задания на установление соответствий литературоведческих терминов, с одной стороны, родов и видов литературы, жанров литературных произведений – с другой ( например: По началу произведения определите, к какому жанру оно относится?

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына…». А. Пословица. Б. Загадка. В. Сказка).

  1. Задания на знания литературных фактов: текстов художественных произведений, их героев, ключевых эпизодов и др. (например: По приведенному ниже отрывку определите героя, автора и название художественного произведения.

«Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид»).

  1. Задания на концептуальное осмысление образов литературных героев (например: Прочитайте стихотворение А.Л. Барто «Я лежу, болею».

Представьте себе, что Вы на месте девочки Тани, у которой «тонкий голосок», «хвостик на затылке». Напишите 10 предложений от ее имени о том, как она навещала героя стихотворения).

Анализ результатов выполнения заданий показывает, что  участники олимпиады проявляют особый интерес к концептуальному осмыслению образов героев художественной литературы (задание написать сочинение от имени литературного героя) – это позволяет им «прожить» виртуальный сюжет и ощутить себя его участником.

Событийные аспекты олимпиады заключаются не только в возможности рефлексии собственной филологической подготовки, ощущения соревновательности, но и в переживании ряда событийных ситуаций: творческой реализации, проявления филологической интуиции, «предметного единомыслия».

И фестиваль, и олимпиада в наибольшей степени актуализируют интеграцию исследования и проектной деятельности. Ощущение социальной событийности возникает в данных формах при условии расстановки организаторами акцентов на  интегрированных в ходе событий элементах деятельности лингвистов и  литературоведов.

Социально-коммуникативный аспект образовательного события становится ведущим в условиях деятельности школьных пресс-центров, которые могут как освещать результаты фестивалей и олимпиад, так и функционировать в качестве самостоятельной событийной системы.

  1. Организация деятельности детского пресс-центра. Рассмотрение детской самодеятельной журналистики как приема событийной педагогики и как одного из условий реализации системности событийного подхода к организации образовательной деятельности обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, событийность обеспечивается при  презентации деятельности коллектива детского пресс-центра  в школе – в силу специфики выпуска журнала, альманаха, радиопрограммы и под. , которые представляют собой продукты коллективной творческой деятельности.

Во-вторых,  продукт самодеятельной журналистики (та или иная публикация в журнале, сам номер журнала и под.) обеспечивает   коммуникативную локализацию событий — он представляет собой текст (или систему текстов), создание которого связано с определенным временем и пространством. Впоследствии обращение к конкретному изданию позволяет вновь пережить локализованную во времени и пространстве ситуацию прошлой жизни,  с которой связаны яркие эмоциональные переживания ее участников. Так, например, альманах, посвященный  олимпиаде по детской и юношеской литературе, может содержать сочинения участников, интервью с ними, фотографии и под.

В-третьих, личное участие детей в выпуске издания  является фактором обеспечения событийности жизни каждого, кто так или иначе связан с проектированием продуктов самодеятельной журналистики. При этом освещение пресс-центром иных событий ( например, фестиваля “Филология для малышей”) позволяет интегрировать впечатления, эмоциональные переживания, расширять круг участников каждого события.

Наконец, связь самодеятельной детской журналистики и событийной педагогики проявляется также в том, что каждый из приемов последней  требует определенного жанрового воплощения.  Например, такой прием, как феноменологическое описание  событий (создание текстов “самоописания человеком своих «значащих» действий” [1, с. 43])  может быть реализован в жанре заметки,   сценарная реконструкция события (характеристик этапов того или иного процесса) – в жанре репортажа, моделирование события – в жанре сценария.

Освещение школьным пресс-центром образовательных событий по филологии может быть основано не только на публикации материалов познавательного характера (заданий, сочинений и под.). В деятельности школьного пресс-центра частотность жанров публикаций в значительной степени определяется не только журналистской концепцией, но и текущими событиями. В условиях проведения творческих конкурсов, олимпиад наибольший интерес представляют их участники.   Поэтому актуальными жанрами становятся блиц-портрет и интервью. Одна из актуальных форм в условиях событийной ситуации — концептуальное интервью.   Герой концептуального интервью — событийная личность, в данном случае – победитель олимпиады, капитан команды, набравшей наибольшее количество очков на фестивале и под. Самое интересное в таком герое – его ощущения от события. В детской самодеятельной журналистике нередки также виртуальные концептуальные интервью – представление в форме интервью информации о литературных героях, о деятелях науки и культуры, чье творчество  или чей образ легли в основу заданий фестиваля или олимпиады («Интервью с учителем  древнерусской школы», «Интервью с героями литературных произведений» и под.).

Таким образом, событийный подход к организации журналистской творческой деятельности,  с одной стороны,  обеспечивает концентрацию состояния событийности в определенном времени и пространстве (точкой такой концентрации является выпуск журнала или газеты, в котором  информация о том или ином событии представлена концентрированно), с другой — позволяет пролонгировать  данное состояние у участников событий (отражение тех или иных событий в выпуске позволяет неоднократно возвращаться к связанному с ними ощущению событийности).  Все это делает детскую самодеятельную журналистику событийным полем, в котором могут быть представлены иные образовательные события как  элементы системы.

Литература

  1. Асмолов А.Г., Левит М.В. Культурная антропология вариативного образования [электронный ресурс]. — www.macsi.ru/publikacii/kulturnaya-antropologiya.doc. — (20.09.2012)
  2. Волкова Н.В. Образовательное событие – феномен и реконструкция инновационного образовательного опыта / Н.В. Волкова // Сибирский психологический журнал. № 36 — Томск, 2010. – 105 с. – с. 42-45.
  3. Волкова Н.В. Технологии проектирвования образовательных событий//Образование и наука . – 2017. — № 4. – С. 184-200.
  4. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. — Научно-методическая серия «Новые ценности в образовании» / Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Научный редактор серии Н.Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010. – 145 с.
  5. Сергеева Е. Е., Зорина О. М. Образовательное событие как ресурс формирования у младших школьников универсальных учебных действий// Пермский педагогический журнал. – 2016. — № 8, 2016, с. 226-231.

http://izvestia-ippo.ru/desyaeva-n-d-serebrennikova-yu-a-sistem/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *