Десяев С.Н. | МУЗЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

доктор филол. наук, ведущий научный сотрудник

ГКУ «НИИ гуманитарных наук при правительстве Республики Мордовия»

481795@mail.ru

В статье рассматривается проблема возможностей  музейных ресурсов в реализации педагогических функций просветительской  функции журналистики:  а) характеристики музейного пространства в историческом аспекте,  б) освещения историко-систематизирующей деятельности создателей музеев, в) текстовой реконструкции хронотопа  исторических событий, г) формирования временной идентичности общества. Автор  останавливается на особой роли региональных музейных ресурсов, позволяющих  не столько расширить пространство исторического сознания, сколько углубить его. 

Одна из примет нашего времени — интенсивность современных информационных процессов,  которая, с одной стороны, позволяет  человеку быстрее мыслить и быстрее создавать любой информационный продукт, с другой —  затрудняет формирование идентичности человека, так как лишает его ощущения информационной устойчивости. В данных условиях затруднено и формирование исторического сознания, любви «к родному пепелищу и к отеческим гробам», а значит – и «самостоянья человека». Очевидно, что в подобной ситуации эффективность  развития школьника как человека не только современного, но и исторического не может быть обеспечена средствами только педагогики. Тем более,  что интерес к истории формируется не только на уроках. Исторические сериалы на телеэкранах успешно конкурируют с детективами, а исторические реконструкции всё больше привлекают участников самого разного возраста. Представляется, что особое место  в этом процессе должны  занимать  и музейная педагогика [4], и просветительская журналистика, обеспечивающие историческое просвещение подрастающего поколения,.

Цель данной статьи —  показать возможности некоторых музейных ресурсов в реализации педагогических функций общества, а также проследить связь музейной педагогики, с одной стороны, и просветительской  функции журналистики – с другой.

Очевидно, что формирование исторического сознания осуществляется разными типами музеев по-разному. Особую роль играют региональные музейные ресурсы, так как они позволяют не столько расширять пространство исторического интереса, сколько углублять его. Покажем это на примере музеев Мордовии, где основу разветвлённой музейной сети составляют пять государственных музеев с филиалами. Это Мордовский республиканский объединённый краеведческий музей, Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств, а также Ельниковский и Краснослободский районные краеведческие музеи, шесть литературных музеев. В республике насчитывается более 100 музеев на общественных началах, которые создаются по инициативе и на средства общественности [6].

Неслучайно больше всего музеев открыто при  Мордовском государственном университете. Их направленность показывает востребованность музейных ресурсов как в патриотическом, краеведческом, эстетическом и экологическом воспитании, так и в научной работе – на базе музейных фондов пишутся магистерские диссертации, проводятся конференции.  Это музеи археологический и биологический, минералогический и почвенный, анатомический и патологоанатомический, этнографический музей и музей религиоведения, музей Н. П. Огарева, чьё имя носит вуз, и музей  учеников скульптора С. Д. Эрьзи, музей «Человек и свет», отражающий деятельность одного из ведущих факультетов университета – факультета светотехники,  и музей истории университета [5].

Концепции, структура, функции музеев традиционно освещаются в средствах массовой информации.  Особым направлением просветительской журналистики становится история создания музеев, особенно, если у истоков систематизации музейных ресурсов стоит личность. Как правило, новые музей создаются по инициативе неравнодушных к прошлому людей. Так, например, музей, посвященный жизни и подвигу человека-легенды, военного лётчика, Героя Советского Союза  М. П. Девятаева. Создан по инициативе бывшего министра культуры Мордовии  Ю. Ф. Юшкина. О подвиге М.Девятаева, человека, угнавшего немецкий бомбардировщик с военнопленными из концлагеря, написано немало и в художественной литературе, и в публицистике. Однако музей – это зримая память. Поэтому его ресурсы  сами по себе становятся предметом журналистских материалов, что и произошло с музеем М.Девятаева, о котором рассказывают электронные и печатные средства массовой информации. Особенно плодотворно используются музейные экспозиции телевидением. Материал, как правило, располагается компактно, экспозиции оформлены по темам. Остаётся установить телекамеры, и при наличии хорошего ведущего-эксурсовода успех гарантирован.

Просветительская журналистика традиционно использует музей как пространство освещения события. Самое главное требование к таким передачам – избежать налета антикварности, чтобы показ экспонатов музея не становился самоцелью, не заслонял образа героя или исторического события. Приведу несколько примеров удачного журналистского решения.

Журналисты и режиссёры Хабаровской телестудии много лет вели передачи из музея объединения «Дальдизель», где собирались ветераны, что трудились в годы Великой Отечественной на заводе. Атмосфера музея, известные по прежним годам предметы позволяли им быть более непринуждёнными, нежели не в совсем уютной телестудии под слепящим светом «юпитеров».

В рамках цикла «Служим на Дальнем Востоке» раз в месяц из музея Дальневосточного военного округа вёл передачи известный в крае историк. Одна из программ – «Друзьям книги» — была посвящена судьбе уникального тома Е. Ярославского из Музея истории Дальневосточной железной дороги, на которой стоял штамп библиотеки бронепоезда «Красный уфимец» и подпись библиотекаря П. Г. Томашова. Руководитель музея В. Ф. Буркова рассказывала зрителям не только о книге и ее авторе, но и о судьбе библиотекаря бронепоезда: «Петр Григорьевич Томашов в составе команды бронепоезда «Красный уфимец» участвовал в разгроме банд Махно на Украине, отрядов барона Унгерна в Забайкалье, в волочаевских боях. За боевые заслуги бронепоезд был награждён орденом Красной Звезды».  Вне пространства музея это была бы совсем другая история.

Журналисты ГТРК «Мордовия» неоднократно снимали сюжеты и записывали передачи в музее Саранской средней школы № 14, экспозиция которого посвящена одному из её выпускников – фронтовому кинооператору В. А. Сущинскому, снявшему не только километры фронтовой кинохроники, но и момент своей гибели в 1945 году.

Широко освещалась журналистами деятельность А. М. Шолохова,  который буквально «на пустом месте» создал музей казачества, посвященный памяти своего деда – М. А. Шолохова. Сейчас это громадный комплекс, имеющий статус музея-заповедника с территорией более 30 тысяч гектаров, со штатом более 200 сотрудников, работающих в двадцати филиалах музея. Причём этот музей – единственный в России государственный музей писателя. В музее акцент делается не на мемориал с экспонатами, в нем представлены памятники казацкой культуры,  людям предлагается «погрузиться в «Роман под открытым небом», может, даже ощутить собственную сопричастность к событиям «Тихого Дона» и других произведений Михаила Шолохова» [3]. 

Слово «инновации» в новом столетии вошло в активный запас русского языка. Всё чаще этот термин употребляется при анализе работы таких, вроде бы весьма консервативных структур, как  музеи. «Интернет и местная культура: возможно ли в принципе существование виртуальной национальной культуры?» — задает вопрос в журнале «Арт М» директор Государственного института искусствознания Д. В. Трубочкин, анализируя важнейшие аспекты глобальной массовой культуры – традицию и творчество [7]. В том же номере журнала на этот вопрос есть убедительный ответ А.Леся, который уточняет понятие «современность» применительно к музеям: современность, по мнению автора,  — реальный признак соответствия переживаемой эпохе [1: c. 26]. И современный музей в свете данной концепции представляет собой компактный высокотехнологичный мобильный комплекс, по своей «начинке» больше похожий на вычислительный центр или информационно-командный пункт.  Такой «мобильный комплекс можно будет «развернуть» в любом населённом пункте, трёхмерные модели шедевров наших мастеров и исторических памятников могут быть представлены «живыми» во всевозможных ракурсах, объединенные в различные тематические экспозиции, сопровождаемые любыми дополнительными информационными и мультимедийными материалами» [1: c.26].  Подобные структуры предполагают организацию взаимодействия с музейными ресурсами на ином уровне: интерактивные экраны позволят посягнуть на святая святых любого классического музея – «экспонаты можно будет «трогать» руками, «разбирать», модифицировать и даже красить – иными словами, постигать всю глубину творческого замысла художника или премудрости мастера» [там же]. Подобный подход, например,  реализован в высокотехнологичном Еврейском музее и Центре толерантности.

Несомненно, внедрение  современных технологий дизайна музейной среды, предполагает появление новых ракурсов освещения темы в просветительской журналистике: речь пойдет не столько о содержании и структуре экспонатов, сколько об их функциях, что позволит более эффективно решать главную задачу музейной педагогики – просветительскую, воспитательную — задачу обогащения духовного мира человека.

Литература

  1. Лесь А. Музеи: будущее в настоящем // Арт М. — 2011. — № 1. — С. 24-28.
  2. Мельникова М. Хранитель истории // Известия Мордовии. — —  № 27. — С. 10.
  3. Мельникова М. Александр Шолохов // Известия Мордовии. — 2019. — № 25. — С. 19.
  4. Методика обучения русскому языку и литературному чтению/Афанасьева Ж.В., Вачкова С.Н., Десяева Н.Д., Курлыгина О.Е., Леонович Е.Н., Львова А.С., Серебренникова Ю.А., Трегубова Л.С., Сильченкова Л.С., Зиновьева Т.И. Учебник и практикум/ Москва, 2017. Сер. 68. Профессиональное образхование.
  5. Прасалова Н. Ю. Музеи Мордовского государственного университета // Мордовия: Энцикл.: В 2 т. Т. 2. М – Я. – Саранск, 2004. — С. 63 – 64.
  6. Стрижова И. Б. Музеи // Мордовия: Энцикл.: В 2 т. Т. 2. М – Я. — Саранск, 2004. — С. 64.
  7. Трубочкин Д. В. Этнокультура в условиях глобализма // Арт М. — 2011.  — № 1. — С. 4-7.

http://izvestia-ippo.ru/desyaev-s-n-muzeynye-resursy-kak-sreds/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *