Денисова С.Е. | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНЕННОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

учитель ЧОУ-гимназии «Московская экономическая школа», студентка Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета, г. Москва. Е-mail: karmadeklirik@yandex.ru

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

Цель нашей работы: повысить уровень знаний, обучающихся по средствам увеличения наглядности и повышения мотивации при помощи технологий дополненной и виртуальной реальности.

Условиями для этого являются использование технологий виртуальной и дополненной реальности в рамках исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.

Появление большого количества гаджетов вносит в образование существенные изменения. Они активно внедряются и применяются в деятельности учителя. С развитием информационного общества одной из основных целей учителя становится изучение информации и умение с ней работать. Чтобы адаптировать обучающихся к современной жизни педагогу нужно уметь ориентироваться в информационном пространстве и своевременно применять новые технологии в обучении. Одной из таких технология является дополненная и виртуальная реальность.

В начальной школе метод наглядности является одним из ведущих компонентов, который помогает обучающими наиболее эффективно усвоить учебный материал. В школу активно внедряются интерактивные доски, панели, планшеты и другие информационные средства обучения, но виртуальной и дополненной реальности отворится минимальное внимание со стороны образовательных учреждений, хотя это направление является одним из наиболее перспективных в помощи развития творческого потенциала и познавательного интереса детей.

Для тогда, чтобы понять возможности использование виртуальной и дополненной реальности на уроках в начальной школе нужно разобрать основные понятия, область применения, основные сходства и различия виртуальной, и дополненной реальности.

Виртуальная реальность (VR) — это генерируемая с помощью компьютера трехмерная среда, с которой пользователь может взаимодействовать, полностью или частично в неё погружаясь. [2]

Свойства виртуальной реальности: Правдоподобность; Интерактивность; Эффект присутствия; Возможность исследования детализированного мира.

Главное отличие дополненной реальности (AR) от виртуальной это то, что дополненная не создаёт полностью смоделированный на компьютере мир, а лишь дополняет реальный искусственными элементами. В отличие от виртуальной реальности, в которой мы намеренно отгораживаемся от окружающей среды, дополненная реальность позволяет создать наложение виртуального мира на реальный в поле восприятия пользователя. Таким образом мы можем одновременно получать информацию из двух источников. [4]

Оборудования виртуальной и дополненной реальности: программы и приложения для планшетов и смартфонов; очки виртуально и дополненной реальности; шлем виртуальной реальности; комната виртуальной реальности; информационные перчатки;         джойстики (геймпады).

Внедрение современных технологий, в частности виртуальную и дополненную реальность, позволяет расширить возможности изучения, закрепление нового материалами и преставления итоговых продуктов. Эффективность их использования подтверждается различными тестами, экспериментами, практиками, которые показывают высокие результаты и большую заинтересованность детей и педагогов.

Они позволяют создать среду, которая воспринимается через органы ощущения. Фактически дополненная и виртуальная реальность позволяет смоделировать комфортные условия для получения новых знаний. За обучающегося никто не размышляет, он сам переосмысливает всю воспринимаемую информацию. [1]

При помощи этих технологий, можно не выходя из класса: сходить на экскурсию в музей; полететь в космос; днем рассмотреть звездное небо; увидеть тропических и лесных животных; оживить свои рисунки; познакомится с архитектурой разных эпох и стран; побывать на концерте; проводить эксперименты, опыты и т.д.

Потенциал для внедрения дополненной и виртуальной реальности имеет исследовательская деятельность, которая позволяет получать новые знания через проблему и нахождения путей ее решения. В ее основе стоит природная любознательность ребенка. В процессе исследования он активно наслаждается процессом, из-за чего его любовь к учению поддерживается в течении всей жизни.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца. Важно обеспечение педагогом целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения. [3]

В исследовании обучающиеся наиболее вовлечены в процесс, они самостоятельно формулируют вопросы, строят гипотезу, занимаются поиском информации в различных источниках, готовят продукты и презентации. Точкой отсчёта является понимание учеником того, что он намерен делать, целью – активное конструированием смысла через выстраивание связей между уже имеющимся опытом, полученной информацией и процессами, в которых он участвует в ходе исследования, чтобы получить новые знания. Роль учителя в этом процессе заключается в том, чтобы создать образовательную среду, которая будет побуждать учеников брать на себя как можно большую ответственность за своё учение, проявлять активность и заинтересованность в исследованиях. Учитель таким образом организует процесс, чтобы ребёнок стал искателем, а не последователем (исполнителем), чтобы он задавал тщательно продуманные и открытые вопросы, чтобы он их задавал не только в стенах школы, но и за их пределами. Создать такую среду помогают технологии дополненной и виртуальной реальности.

В начальной школе технологии дополненной и виртуальной реальности распространены недостаточно. Одна из причин – это неосведомленность учителей в данной области. Многие из них не представляют, как можно использовать эти технологии на уроках.

Степень внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности зависит от самих учителей. Для тех, кто имеет предубеждения к необходимости использования данных технологий, важно отметить, что не нужно перечеркивать весь свой учительский опыт в пользу инновационных технологий, но стоит провести рефлексию и подумать о том, каким образом можно этот опыт дополнить и расширить при помощи технологий дополненной и виртуальной реальности.

Главной цель каждого учителя является сделать процесс обучения максимально эффективным, ориентированным на интерес и способности каждого ученика. Для этого ему необходимо знать, как можно больше методик и непрерывно интересоваться инновациями в образовании и технологиях. Метод исследования в совокупности с дополненной и виртуальной реальностью является эффективным, новым и интересным способом познания мира, где ученик свободен в своих действиях и суждениях.

Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в исследовательской деятельности ведёт к тому, что дети начинают по достоинству оценивать мир и смотреть на него глазами ученого-исследователя и повысить мотивацию к учению. Мотивация является неотъемлемой частью учебного процесса. Если учащийся будет негативно настроен к учению, то это может стать причиной его низкой успеваемости. Мало просто дать знания, нужно сделать так, чтобы учащийся захотел учиться, ведь учебно-познавательная мотивация ребенка – это его деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться.

Начальная школа имеет широкие возможности для использования технологий дополненной и виртуальной реальности. Они активно вовлекают детей в процесс собственного учения, помогают сделать его целенаправленным и наиболее эффективным. Технологии помогают детям проводить разнообразные исследования с полным или частичным погружением в среду изучаемого вопроса. Класс становится местом многообразия и равновесия. Равновесие видится во внимании, которое уделяется как достижению понимания, так и приобретению знаний и наиболее существенных умений. Многообразие прослеживается в том, что учителя, располагающиеся большим набором ресурсов, источников, методик и инновационных технологий, всегда умело подбирают самое нужное для достижения поставленных целей.

На сегодняшний день существует большое количество приложений, для использования которых достаточно смартфона или планшета. Практически все образовательные приложения с дополненной и виртуальной реальностью направлены на среднюю и старшую школу, но им можно найти применение и в начальной. При этом существует мнение, что любое электронное устройство используется только для того, чтобы занять «лишнее» время или реализовать критерий «Использование ИКТ», но такое отношение не дает возможности рассмотреть новые информационные технологии, как реальный инструмент для получения нового знания. Современный ребенок уже не может представить свою жизнь без телефона, планшета, компьютера. Но научится ли он использовать их не только для развлечения, но и для получения знания зависит от педагогов, которые идут в ногу со временем и умеют подстраиваться под реалии современного мира.

Внедрение дополненной и виртуальной реальности в исследовательскую деятельность можно начинать уже с первого класса. Для первичного ознакомления с технологиями лучше всего подходят книги и раскраски с дополненной реальностью. В книгах можно рассмотреть иллюстрацию в дополненной реальности и получить дополнительную информацию. Раскраски с дополненной реальностью позволяют не просто раскрасить персонажей и окружающую их обстановку, но и получают возможность увидеть результат в трехмерном изображении и движении. Также рисовать можно полностью в дополненной реальности, это развивает творческое мышление, помогает лучше ориентироваться в пространстве и позволяет открыть рисование совершенно с новой стороны. Во втором классе можно начинать изучать различные приложения, проводить экскурсии, например при помощи приложения «Google экспедиции» или «Within». В третьем классе ребята уже могут использовать приложения, создавать видеоролики и фотографии с дополненной и виртуальной реальностью. К четвёртому классу учащиеся, уже могут самостоятельно предлагать и подбирать необходимые приложения для исследования.

На уроках с использованием дополненной и виртуальной реальности даже не стоит вопрос о заинтересованности детей, им конечно интересно взять в руки планшет, телефон или сесть за компьютер для выполнения какой-то работы, но Урок с использование современных технологий требует от учителя больших усилий по подготовке, четкой, продуманной структуры, высокой организованности и полного понимания необходимости использования того или иного приложения. Но в тоже время они призваны помочь учителю, такие уроки становятся яркими, запоминающимися, наглядными, они полны энергии и невероятно повышают мотивацию к учебной деятельности, а также помогают решать много педагогических задач. На таких уроках дети испытывают много положительные эмоции, и они максимально увлечены процессом, что помогает наиболее эффективно изучить учебный материал.

В целом, можно сделать вывод, что практику внедрения дополненной и виртуальной реальности в начальной школе нужно расширять. Многообразие различных приложений и технологий требует тщательного отбора и адаптации для использования в начальной школе. Но использование технологий зависит от инициативы учителя. Дети же очень быстро включаются в процесс и у них не возникает сложностей с овладением новой технологии. Они активно проявляют интерес, инициативу, сами подбирают материал и ищут дополнительные источники информации и приложения для работы. Тем самым проведение уроков с дополненной и виртуальной реальностью реализует главную задачу ФГОС и учит детей учится и самостоятельно добывать знания, а учитель выступает в роли помощника, который только направляет деятельность в нужное русло.

 Список литературы

  1. Кругов П. Технологии AR и VR в образовании [Электронный ресурс]: URL: https://habr.com/en/company/mailru/blog/435996/ (Дата доступа 16.05.2020)
  2. Плохих Ю. В. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности [Электронный ресурс]: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41673928 (Дата доступа 16.05.2020)
  3. Семенова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников [Электронный ресурс]: URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003058679#?page=1 (Дата доступа 16.05.2020)
  4. Ушатинчкая С. Что такое виртуальная реальность: свойства, классификация, оборудование — подробный обзор области [Электронный ресурс]: URL: https://tproger.ru/translations/vr-explained/ (Дата доступа 16.05.2020)
  5. Ходакова Н.П. Роль информационных технологий в организации предметно-пространственной среды образовательного учреждения. // психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. №2(22). С. 36-38
  6. Ходакова Н.П. Совершенствование подготовки педагога в вузе. //Международный журнал экспериментального образования. 2009.36.С. 54-55

http://izvestia—ippo.ru/denisova-s-e-ispolzovanie-programm-d/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *