Демидова Т.И. | ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 

студент Московского городского педагогического университета
Demidtata@mail.ru

 

 

Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «НАЧАЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

В статье представлены подходы, методы и принципы обучения интонационной выразительности речи младших школьников. Автором представлен перечень эффективных приемов обучения интонационной выразительности речи, которыми обладает современная методическая наука.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современной школе развитие речи учащихся – одна из главных задач начального обучения русскому языку. Работа по развитию устной речи предполагает совершенствование ее интонационного оформления, что положительно сказывается на социализации личности, ее гармоничного развития [1; 2; 4].

Вопрос подходов к разработке методики обучения интонации в начальной школе нашел отражение в методической литературе. Исследователи (А.В. Богданова, Т.И. Зиновьева, А.Ю. Чирво) утверждают, что исходные положения методики обучения интонации на начальном этапе языкового образования, в период обучения грамоте, определяются с учетом данных лингвистики, педагогики, психологической науки, методики обучения русскому языку.

Так, по мнению А.В. Богдановой, Т.И. Зиновьевой, функциональный подход предполагает усвоение обучающимися интонации с точки зрения тех функций, которые это явление выполняет в языке, речи. Данный подход предусматривает поиск ответов на вопросы: «Зачем, для чего, для получения какого результата существует данный элемент?»; «Как он выполняет задачу, для реализации которой существует?» [1; 2; 3; 5]. Интерес представляет рекомендация: при обучении детей младшего школьного возраста следует использовать «язык предмета»; вопрос может звучать так: «Какую работу выполняет … (пауза, темп речи и др.), для чего служит?» [1; 2; 3].

В работе над интонацией рекомендуется реализовать многокомпонентный подход, предполагающий работу над каждым элементом интонации, а именно: изменение тона (высотный или мелодический компонент); интенсивность (динамический компонент); длительность или темп (временной компонент); пауза (перерыв в звучании); тембр речи (основной тон речи) [1; 2; 3; 5].

Поскольку интонационное оформление высказывания составляет комплекс изменений силы, высоты, темпа, тембра, то предметом практического освоения должны стать все элементы интонации, составляющие интонационное оформление связного текста, фразы. Это значит, что в рамках каждого компонента интонации следует предусмотреть формирование у детей соответствующих представлений и умений [1].

Идея методистов о разграничении эмоциональной и логической интонаций в обучении интонации опирается на теорию коммуникативной лингвистики [4].

Исследователи (А.В. Богданова, Т.И. Зиновьева, А.Ю. Чирво) подчеркивают, что успех работы над эмоциональной интонацией как средством общения обеспечивается соблюдением ряда методических условий: во-первых, внимание к эмоциональной интонации предполагает организацию работы по накоплению словаря эмоциональных состояний, так как первоклассник не имеет запаса эмоционально-оценочной лексики; во-вторых, первоначальное ознакомление с эмоциональной интонацией начинается с первичных эмоциональных состояний, которые успешно распознаются по интонации; в-третьих, в работе над эмоциональной интонацией всемерно учитываются возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет, что предполагает организацию интонационной работы «от диалога к монологу [1; 2; 3; 5].

Принцип обучения «от диалога к монологу», основным методом реализации которого является коммуникативный метод, реализуемый посредством упражнений, построенных при помощи приема создания речевой ситуации. Речевая ситуация рассматривается в данной работе как «ситуация общения, характеристики которой побуждают участников диалога к речевым действиям и влияют на выбор ими речевых стратегий, средств, приемов» [2; 3].

Важны также связанные между собой принцип наглядности и принцип внимания к материи языка, которые в обучении интонации реализуется посредством методов наблюдения и моделирования. Метод наблюдения выступает в статусе ведущего метода, реализуется посредством общепринятых приемов, а также частными приемами: а) игры, направленные на развитие слухового внимания; б) наблюдение собственной звучащей речи в форме аудиозаписи; в) наблюдение за особенностями звучащей речи родных, друзей, телеведущих детских передач; г) наблюдение иностранной звучащей речи с целью распознавания только по интонации эмоционального состояния говорящего; д) прием имитации образцовой речи. Метод моделирования призван помочь преодолеть абстрактный характер учебного материала, реализуется через следующие приемы; дирижирование (например, при наблюдении мелодики речи); работа с картинками-схемами настроений (в работе над эмоциональной интонацией); разметка текста с помощью условных обозначений элементов интонации (составление партитуры) [1; 2; 3; 5].

Принцип внимания к речевому слуху. Речевой слух представляется, как психолингвистическая способность человека при восприятии речи улавливать слухом и воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, интонируя слышимую речь [1]. В методическом смысле важен факт упоминания в определении внутреннего слуха как способности слухового представления звуковых образов без опоры на внешнее звучание. Становление внутреннего слуха происходит на основе накопления слухового опыта, положительно сказывается на формировании умений внутреннего интонационного оформления высказывания. В усвоении интонации значима слуховая память, хранящая образцы акустического сигнала.

Принцип одновременного усвоения интонации и синтаксиса, интонации и пунктуации. Этот принцип находит выражение в следующих приемах: расстановка в тексте пропущенных пунктуационных знаков; устный пунктуационный диктант с использованием индивидуальных карточек с изображением пунктуационных знаков; письменный пунктуационный диктант с фиксацией на письме только пунктуационных знаков; прием попутных замечаний учителя; графический диктант и пр. [1].

Таким образом, методическая наука располагает определенными достижениями в области обучения младших школьников интонации.

 

Литература

  1. Богданова, А.В. Обучение младших школьников диалогу: интонационный аспект: [монография] / А.В. Богданова. – М.: Экон-Информ, 2014. – 105 с.
  2. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русской интонации на начальном этапе языкового образования // Русистика без границ. – №4. – 2018. – С. 61–69.
  3. Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте. – М.: Экон-Информ, 2011. – 163 с.
  4. Зиновьева, Т.И. Теория интонации как основа методики обучения русскому языку // Русистика без границ. – №3. – 2018. – С. 65–71.
  5. Чирво А.Ю. Совершенствование произносительной культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации. Автореф. диссер. …канд. пед. наук. – М., 2010. – 24 с.

http://izvestia-ippo.ru/demidova-t-i-voprosy-sovershenstvovan/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *