Давыдова Г. И., Семенов И.Н. | МОДЕЛЬ РЕФЛЕКСИВНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОСТИ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Давыдова Г. И., доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта.

E-mail: galynadavydova@yandex.ru

Семенов И.Н., доктор психологических наук, профессор департамента психологии ИППО МГПУ, г. Москва.

В статье представлена модель инклюзивной культуры семьи, обосновано понятие культурная идентичность подростков и интенциональная семейная культура, вводится дефиниция о позиции родителей, выступающих «составным субъектом» социализирующего потенциала детей с ограничениями по здоровью (ОВЗ). Дано описание процедуры работы с семьей подростка с применением модели рефлексивно-терапевтического наставничества. Модель рефлексивно-терапевтического наставничества в концепции рефлексивного диалога связана с развитием семейной инклюзивной культуры, выступающей как целостная система отношений, позволяющая представить «картину человека» в его телесном, социальном и культурном мировосприятии, пространственно-временной корреляции идеального и актуального, осознании границ своего «Я», активной (она может быть созерцательной) позиции в межличностных и социальных отношениях.

The article presents a model of an inclusive family culture, substantiates the concept of cultural identity of adolescents and intentional family culture, introduces a definition of the position of parents, acting as a “composite subject” of the socializing potential of children with disabilities. A description is given of the procedure for working with a teenager’s family using the model reflective therapeutic mentoring. The model of reflexive therapeutic mentoring in the concept of reflexive dialogue is associated with the development of an inclusive family culture, acting as an integral system of relationships that allows us to present the “picture of a person” in his bodily, social and cultural worldview, the spatio-temporal correlation of the ideal and the actual, the awareness of the boundaries of his “I”, which determines an active (it can be contemplative) position in interpersonal and social relationships.

В отечественную образовательную практику феномен инклюзии был инициирован в качестве инновации родителями детей-инвалидов и детей с ограничениями по здоровью, в первую очередь отстаивающих ценность такой образовательной интеграции, необходимость внедрения инклюзивной культуры [1], [2], [7].

Вместе тем, исследователи говорят, что повышение инклюзивности культуры семьи как правило обусловлено необходимостью преодоления неконструктивного поведения родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями в ситуации стресса, начиная с момента появления ребенка на свет [10].

Показано, что невротизация и тревожность матери, с высокой степенью вероятности выступает как риск проявления у ребенка склонности к агрессии в детском и взрослом возрасте, низкой успеваемости, дефицита внимания и гиперактивности, эмоциональных проблем ребенка, проблем взаимоотношений со сверстниками, интеллектуальных проблем (там же).

В конце девяностых годов психологическим антропологом Ричардом Шведером введено понимание интенциональной культуры, как внутреннего, сконструированного, вымышленного, субъективного мира людей. Человеческий детеныш, приходя в мир культуры своего ближайшего окружения, своей семьи изначально понуждается к необходимости овладения мифами этого мира, приобретая соответствующую культурную идентичность [9].

Культурная идентичность в структуре творческой направленности (инклюзивной культуры) выступает включенностью во внутреннюю (субъективно-ценностную) ее часть, связанную с самоопределением субъекта в терминах отношения к себе (рисунок 1). Другая – (объективно-значимая) внешняя часть структуры, социально-опосредованная, обусловленная становлением самооценки, − Я-концепция. Генезис творческой направленности (инклюзивной культуры) связан с развитием беспристрастных, качественных (по К. Роджерсу) отношений, с констелляцией углубляющегося процесса межличностного понимания и взаимодействия.

Рисунок 1. Рефлексивно-диалогическая модель творческой направленности (инклюзивной культуры) личности

Культурная идентичность используется субъектом для проектирования своей деятельности, автокоммуникации и коммуникации с другими субъектами через рефлексивное согласование принимаемых реальностей.

Исследование стиля семейных отношений позволило выделить три типа культурной идентичности одаренных подростков и соответствующих им типов интенциональной культуры семьи: бескомпромиссный, созависимый и инвалидизирующий [3]. Бескомпромиссный тип отношений проявляется в функционировании «параллельной» системы ценностей, в осознанном компромиссе между ценностями социально желательными и собственными [8], агрессивном неприятии подростком школьной среды, дисциплины, учителя, готовности участвовать в кибербуллинге. Позицию родителей по отношению к подростку можно выразить так: «Покажи, чего ты стоишь». Личностный профиль семьи по Кеттеллу определяется шкалой доминантности.

Культурная идентичность созависимого типа семейных отношений проявляется у подростков отсутствием связи между содержанием Я-идеального и его реальной значимостью, низким уровнем самовосприятия и завышенной когнитивной самооценкой. В личностном профиле родителей преобладающим фактором выступает свойство прагматичности, избегание сбоев стабильности. Созависимость подростков проявляется на фоне гиперопеки в семье как эгоцентризм, право получать то, чего захочется. Тип взаимодействия в семье по отношению к подростку «адвокатирующее» («они этого в школе не проходили»).

Тип семейной интенциональной культуры, названный «инвалидизирующим», проявляется в культурной идентичности подростков противоречивым качеством отношения к себе, где может сочетаться низкий уровень самооценки, присутствовать суждения: «ненавижу свою болезнь», «никому не интересен», «сам по себе» (Я-реальное); в Я-идеальном «моя семья – мое государство», «нравлюсь себе», «слабый», «главный». В профиле родителей доминирует фактор, отражающий депрессивность, зависимость, неспособность к действенному решению жизненных проблем, избегание активной социальной позиции. «Инвалидизирующий» тип семейной культуры связан с приобретением подростком на фоне ограничений по здоровью невротического ухода в болезнь, включенного в систему семейных отношений.

Выделенные типы культурной идентичности подростков, выступающие стороной интенциональных семейных отношений, обусловлены, с одной стороны, симптомом семейного неблагополучия, с другой, как «условно полезная функция» семьи на фоне гипертрофированной заботы о здоровье подростка.

Технология рефлексивно-терапевтического наставничества связана с реконструкцией интенциональных и культивированием инклюзивных (творческих) отношений в семье одаренного подростка в форме принятие и осознания каждым психологических границ своего «Я».

На первом этапе рефлексивного диалога (адативный, телесный, индивидуальный, диалогический) любая ситуация строится по психотерапевтическому принципу «на время, но искренне разделить видение мира Другого».

Второй этап – обучающий (социально-нормативный)принципам рефлексивного диалога,этап «делания вместе», когда полученные знания выступают стороной личного опыта в процессе пребывания в положении получателя психологической поддержки.

Третий уровень – совместных межперсональных (равноценных, творческих) отношений осуществляющихся в процессе создания особой символической среды через согласование воспринимаемых реальностей и культурно-согласованного поведения.

Развитие инклюзивной культуры семьи предполагает активную ответственную позицию взрослых по рефлексивно-терапевтической реконструкции интенциональных отношений, событийный (семья-подросток-школа) процесс трансформации культурной идентичности подростков, создание условий для культивирования творческого потенциала одаренной личности.

 Список литературы

  1. Быкова И.С., Краснощекова, И.В., Якиманская, И.С. Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): постановка проблемы // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1.
  2. Воронич Е.А., Козлова, Г.Г. Повышение инклюзивной культуры родителей как педагогическая проблема. Комплексная психологическая помощь в образовании // Материалы IV научно-практической конференции 15 декабря 2014 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 15-18.
  3. Давыдова Г.И. Стили семейных отношений в формировании культурной идентичности детей с ОВЗ: модель рефлексивно-терапевтического наставничества // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, 25-27 мая 2023 года. / Под науч. ред. Богинской Ю.В. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2023. С.107-112
  4. Давыдова Г.И., Ковров В.В. Рефлексивный диалог как коммуникативная стратегия коррекционно-терапевтической практики педагога-психолога// Образование. Наука. Научные кадры. №1. 2022. С.176-186.
  5. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивно-диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель развития личности // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2006. №4. С. 110–118.
  6. Давыдова Г.И. Психогенная школьная дезадаптация как симптом семейной патологической социализации //Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодёжи: сборник материалов научно-практической конференции / Под ред. В.В. Коврова. Севастополь: ИК «ИПТС», 2022. С.112-117.
  7. Скуднова Т.Д., Макаров А.В. Инклюзивная культура родителей детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. №1. С.72-77.
  8. Франселла Ф., Банистер Д.. Новый метод исследования личности. М.: «Прогресс», 1987. 232с.
  9. Richard A. Shweder, LeVine, Robert (eds.) Culture Theory. Essays on Mind, Self, and Emotion. Cambridge, london, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1984, pp. 12 — 13.
  10. Berry T. Brazelton, and Bertrand G. Gramer. The Earliest Relationship Parents, Infants and the Drama of Early Attachment. Ferst published in the United Stores of America by Addison-Wesley Publishing Company, 1990.

http://izvestia-ippo.ru/davydova-g-i-semenov-i-n-model-reflek/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *