Давидян М.| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 3.3]

 магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

email:marish.d@mail.ru

В статье рассматривается специфика реализации принципа наглядности, выделяются рациональные способы использования наглядности на уроках литературного чтения.

Повышение уровня эффективности и качества процесса обучения является одной из задач совершенствования системы начального общего образования. В образовательном процес­се в начальном общем образовании существенное значение имеет развитие у школьников интереса к учению, опора на чувственное восприятие учебной информации.

Дидактами и методистами четко определено, что важным условием эффективной  организации учебного процесса учащихся начальных классов является последовательная реализация принципов обучения и рациональный выбор методов и способов обучения. В своей совокупности дидактические принципы определяют главные обучающие направления, а также содержание педагогических действий. Последовательная реализация принципов обучения, а также учет других важнейших дидактических факторов являются условием реализации такого принципа, как принцип научности. [1, С. 81]

При этом одним из основных дидактических принципов является принцип наглядности обучения. Наглядность как одно из теоретических понятий педагогики имеет множества ипостасей. Все ипостаси данного понятия образуют целостную систему, которая определяет актуальность изучения наглядности в педагогическом процессе.

Мы рассматриваем наглядность как дидактический принцип, как один из компонентов системы обучения, как целостное единство эмпирического и рационалистического составляющего, активизации психических процессов головного мозга (внимания, памяти, мышления, воображения).  С учетом темы настоящей статьи попытаемся раскрыть сущность наглядности на уроках литературного чтения.

Дидактика и методика исследуют то, что происходит в процессе обучения, взаимодействие преподавания и учения и на основе этого изучения предлагают эффективные подходы обучающих воздействий, которые направлены на формирование личности ребенка. Частью системы воздействий являются средства и формы наглядности. В сфере интересов дидактики и методики находится воспитательная и обучающая роль учебного процесса и условия, которые благоприятствуют активному творческому труду обучаемых и их интеллектуальному развитию.

Принцип наглядности как дидактический принцип на уроках литературного чтения в начальной школе проявляется в логически обусловленной системе преподавания, которая призвана активно воздействовать на сознание школьника на уроке, быть направленной на прочное и осознанное усвоение учебного материала. Примером этому может быть подбор учебных пособий, которые имеют наглядные картинки, иллюстрации в их логическом единстве:

— с беседами с детьми и объяснениями со стороны учителя,

— чтением художественных произведений,

— демонстрацией фильмов и их фрагментов,

— приглашением на уроки лекторов со специфическими знаниями предмета и адаптирующими свои рассказы под детское восприятие и пр.

Все вышеперечисленные дидактические формы и приемы в обязательном порядке должны отражаться в учебных и поурочных планах учителя в целях совершенствования педагогического процесса, а также контроля со стороны государственных органов за воспитанием учащихся начальных классов в русле идеологической направленности единой образовательной политике Российской Федерации.

В методиках наглядность связывают с различными видами восприятия:  зрительным, слу­ховым, осязательным и др.

К зрительным средствам восприятия при реализации принципа наглядности можно отнести экскурсии, походы в музеи, иллюстрации, компьютерные технологии. К слуховым средствам восприятия относятся беседа, рассказ, аудизаписи. Осязательные средства восприятия связаны с предметами, с которым ребенок вступает в непосредственное взаимодействие. Вся названная группа средств восприятия относится к так называемой эмпирической составляющей при использовании наглядности в учебном процессе.

Учитель должен помнить, что очень важно целенаправленно применять наглядные средства, а не перегружать уроки излишним коли­чеством наглядных пособий. Это всегда мешает школьникам воспринимать учебный материал, обдумывать наиболее существенные вопросы содержания уроков литературного чтения. Неоправданное использование средств наглядности может помешать эффективной работе механизма воображения. «Готовые» художественные образы младшему школьнику не должны даваться в виде картинок и иллюстраций, он их должен «вылепить» силою своего воображения в своем сознании сам!

Нерациональное применение наглядности в обучении не приносит поль­зы, а больше вредит развитию младших школьников в процессе усвоения ими знаний. Наглядность как средство обучения входит в состав способа обучения, отработанный учителем способ обучения может рассматриваться в качестве педагогической технологии. [2, С. 4]

На уроках литературного чтения необходимо учитывать особенности развития учеников младших классов. Им трудно улавливать в силу возрастных особенностей содержание беспрерывного чтения и повествования. Поэтому необходимо использовать сочетание зрительных и слуховых способов восприятия. Слуховые способы восприятия в виде повествования, беседы и рассказа необходимо «разбавлять» игровой формой, которая будет дополнять содержание уроков литературного чтения. Для правильного и полноценного восприятия учебного материала нужно ограждать учащихся младших классов от монотонной и подавляющей детскую психику формы преподавания.

Основной поток учебной информации на уроках литературного чтения поступает в сознание ребенка именно через органы восприятия, поэтому использование наглядности является один из актуальных вопросов методики чтения. Активизация психических процессов при использовании средств и форм наглядности (в первую очередь воображения) является важнейшей задачей при построении уроков литературного чтения.

В психологической науке существует множество определений, что такое воображение. Воображение рассматривается как особая форма человеческой психики, которая стоит отдельно от остальных психических процессов. Она занимает промежуточное звено между восприятием и памятью. (Немов Р.С.) Воображение есть процесс создания образов таких предметов и явлений, которые не воспринимались человеком ранее. (Крутецкий В.А.)

Эти названные позиции ученых-психологов помогают нам создать единую логическую последовательность взаимосвязанных процессов на примере литературного чтения. А именно: через зрительное и слуховое восприятие ученик начальной школы на уроках литературного чтения принимает через органы чувств поток информации. Через психические процессы она перерастает в образы, которые ранее не воспринимались школьником. Затем образы через цепочку логических заключений перерастают в такие структурированные знания, которые откладываются на мозговой подкорке обоих полушарий мозга как память.

Таким образом при реализации принципа наглядности в учебном процессе начального общего образования мы можем проследить неотъемлемое единство эмпирического и рационалистических составляющих психико-соматических процессов у младших школьников на уроках литературного чтения, что, безусловно, подчеркивает всю актуальность и перспективность дальнейшего изучения рационального выбора и использования средств наглядности. Использование средств наглядности достаточно широко рассматривается в современной учебной литературе. [3, С. 56] К тому же в наше время технологической цивилизации появляются все новые и более совершенные виды наглядности. Тема использования наглядности в учебном процессе становится все более увлекательной.

Литература

  1. Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Реализация принципа научности при построении образовательных технологий в системе профессиональной подготовки учителя. В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в контексте педагогической инноватики.  Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. Составитель и ответственный редактор Т.И. Зиновьева. 2016. С. 81-85.
  2. Леонович Е.Н. К вопросу о формировании понятия «способ обучения» или «педагогическая технология» Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 4. С. 4 – 7.
  3. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Афанасьева Ж.В. Вачкова С.Н., Десяева Н.Д., Курлыгина О.Е., Леонович Е.Н., Львова А.С., Серебренникова Ю.А., Трегубова Л.С., Сильченкова Л.С. Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное издание (1-е изд.)

http://izvestia-ippo.ru/davidyan-marinye-realizaciya-principa-n/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *