Чумичева Р.М. | АНТРОПОЛОГИЯ ДЕТСТВА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРА

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону. Е-mail: rmchumicheva@sfedu.ru

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье актуализированы основные подходы антропологического подхода, которые входят в некоторое противоречие с глобальными тенденциями, трансформирующими экономику, социум, личность. Описаны основные сложности использования антропологического подхода в практике дошкольного образования. Обозначены глобальные тренды, трансформирующие мир – информационная революция, трансформация экономических отношениях, конфликты глобальной политики между нациями и группами и др. Описаны трансформационные процессы: глобальные перемены, антропологические и управленческие трансформации, неопределенность и др. Представлены особенности использования антропологического подхода в социализации дошкольников в условиях трансформируемого мира; определен вектор прогнозирования и поиска новых подходов социализации детей дошкольного возраста в контексте трансформации мира – педагогические условия (проживание в субкультуре Детства, освоение ценностей культуры и т.п.), прорывные гуманитарные технологии (механизмы трансляции и интериоризации социальных норм, эталонов; новые цифровые способы создания ребенком собственной социальной картины мира; новые средства перекодировки информации и способов социализации и т.п.). Обоснованы приоритеты цифровых средств с учетом психологических особенностей ребенка. В статье раскрыт авторский методический инструментарий социализации детей дошкольного возраста в условиях цифровизации дошкольного образования: цифровые средства как мотиваторы, стимулы, вектор направления самопрезентации, виртуальные игры, интегрированные в социальные ситуации и совместные виды деятельности; обозначены идикаторы качества социализации в дошкольных образовательных организациях.

Антропология как наука, утверждающая значимость человека в обществе, переживает трансформацию в силу глобализационных процессов, вступает в противоречие с современными трендами и вызовами общества (цифровизация, неопределенность идей воспитания, социализации, расслоение общества и т.п.). Для решение проблем социализации дошкольников в современном мире значимыми выступают идеи социальной антропологии, раскрывающей аспекты взаимодействия личности и общества, где культура как часть жизни социума, изменяет личность на основе ценностей культуры (Б. Малиновский, А.Р. Рэдклифф-Браун, Э.А. Орлов, В.И. Слободчиков); теоретические положения культурной антропологии, изучающей взаимоотношения культуры и человека, особенности социализации личности в культуре через язык, образ жизни, ценности и ценностные ориентации, обычаи, традиции, модели сознания и поведения и т.п.) (М.Мид, М.С. Каган, В.Т. Кудрявцев и др.) Основные постулаты антропологии сформулированы вокруг следующих понятий:

  • ребенок — социальное существо, равноправный член общества, имеющий равные права и потребности, которые удовлетворяются через общение и совместную деятельность;
  • сохранение жизни и здоровья, индивидуальности и целостности ребенка – забота родителей и миссия педагогики;
  • дети выполняют особые функции в обществе – гуманизацию отношений взрослых, социальное воспроизводство поколений, наращивание человеческого ресурса развития цивилизации;
  • сотрудничество выступает основным принципом жизни и социализации детей, гармонизации детско-взрослых отношений, организации детской деятельности;
  • дети изменяются в условиях социума и культуры, но при этом сохраняют индивидуальность и субкультуру Детства.

В чем сложность овладения антропологическим подходом в условиях трансформации мира? Возникает необходимость пересмотра укорененных, но не соответствующих современной ситуации стереотипов относительно ребенка как собственника родителей, средств социализации детей, подготовки его к коммуникациям в социуме и жизни в культуре. Педагогам и родителям необходимо научиться сохранять социальные и культурные ценности, формирующих идентичность ребенка, «человеческие качества» (А. Печчеи), обеспечивать «переход к новым моделям поведения» (Я. Тинберген) в условиях  трансформирующегося мира и вступления ребенка в новую фазу психологической эволюции. Борьба и противостояние идей на современном этапе трансформирующегося общества требует от педагога определения своей социальной и педагогической позиции в вопросах: сохранение этнокультурных ценностей или универсализации общечеловеческих ценностей; формирование «человека социально мыслящего» или «потребляющего» («рыночный тип социального характера (Э. Фромм)», «человека эмоционального» или с «логикой «мегамашины»; использовать «игру как средство социализация» или «игру шансов», готовя ребенка к жизни в условиях рыночной экономики и т.п.

Глобальные тренды как факторы трансформации мира и процесса социализации можно кратко сформулировать тезисами ученых:

  • «новая инновационная модель мирового хозяйства — информационная революция, трансформация экономических отношениях, наличие двух сфер жизненного пространства современного субъекта – реальной и виртуальной» [3, c. 127];
  • «конфликты глобальной политики между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Процессы экономической модернизации и социальных изменений во всём мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации» [6, с. 33];
  • «XXI в. – это переход к новым формам общения и получения информации, миграционные процессы. … две противоположные тенденции к глобализации и изоляционизму малых народностей … Это привело к изменению представлений людей о мире, о постоянных, незыблемых ценностях, о технологических возможностях человека» [4, с. 80].

Глобальные преобразования определили появление культурной элиты и культурной бедноты, рыночного характера культуры, конфликты по «линии культурных разломов» в метакультурных общностях (С.Ф. Хантингтон). Глобальные тренды вызвали сменяемость и неопределенность идентичности и социальных ролей (М.Н.Эпштейн), идей, ценностей, корпоративных правил, реальных и виртуальных средств обучения, воспитания, социализации, социально-жизненных навыков – «риск становится формой жизни» (А.Г. Асмолов), разрыв традиционных социальных отношений в обществе и семье приводит к отчуждению личности и духовному кризису. Трансформация мира обусловила аксиологическую трансформацию, которая проявляется в доминировании глобализации над социальными, культурными, духовными основами жизни; стираются грани социокультурной идентичности; отмечается эмоциональная асинхрония взаимодействий в семье и обществе, дефицит социально-эмоциональной поддержки, «со-радости» (С.А. Козлова). Отмечена управленческая трансформация, связанная со сменой социальных элит, с появлением «социального дна», с разрушением системы групповых интересов, обнищанием общества, активным использованием виртуальных образов-субъектов взаимодействия, жизнью в виртуальном пространстве коммуникаций. Неуправляемость социальных процессов проявляется в социальной деградации (коррупция, терроризм), национальных катастрофах, социальном хаосе («оружие поколения»), повышении «социальной температуры» общества (беспорядочность общественных движений), в антропотоке («социальные процессы, переносящие идентичность»), в котором имеют место различные формы миграции населения и выражения внутренней энергетики этноса. Отмечаются также отклонения в социальной системе и общественном сознании, усиление социальной напряженности и этнических конфликтов, духовной деградация и индивидуализма, виртуальные образы становятся важнее реальных поступков.

«Искусство предположений» (Я.Бернулли) – это профессиональное реагирование на трансформационные вызовы и прогнозирование оптимальных педагогических условий социализации детей дошкольного возраста, к которым мы отнесли:

  • проживание детей в цифровом детстве «как особом историческом типе детства» [5];
  • освоение ценностей культуры, норм поведения как закона жизнедеятельности людей;
  • обсуждение и понимание «групповых» отличий на «детском совете» (этническая, социальная, культурная, место жительства и др. ) и проявление в поведении;
  • актуализация нормативного поведению детей в различных культурных практиках и профилактика ситуаций «не усвоивший конкретных моделей (человеческого) поведения», психических заболевания, соматических патологий, которые могут возникать у детей в период отчужденности, неопределенности [2, с. 295];
  • позитивная социокультурная идентификация ребенка и предупреждение «в переживаниях неудовлетворенности собой, социальной изоляции и др.».

Как ответы на вызовы трансформационных процессов осуществлялся поиск прорывных гуманитарных технологий социализации дошкольников, к которым мы отнесли:

  • механизмы трансляции и интериоризации социальных норм, эталонов и ценностей в деятельность и социальные ситуации;
  • новые цифровые способы создания ребенком собственной социальной картины мира, ленты социальных событий, презентации своей уникальности, конструирования своей идентичности, проектирования своего будущего;
  • новые средства перекодировки цифровой информации и способов социализации (самопрезентация ребенком своего социального образа, проявление социальной активности и др.), что обусловлено изменением эталонов социализации — от вербальных к визуальным, образным;
  • методы апперцепции (восприятия) новой информации (виртуальной и реальной) и перевод ее в собственное социальное поле представлений и поведения;
  • способы удовлетворения психологических, социальных потребностей ребенка в уединении и общении (И. Альтман) и предупреждение разрегуляции механизма «Я — другие», как возможная причина шизофрении.

Исследование современных проблем социализации дошкольников в условиях трансформации мира определено в следующих направлениях:

  • разработка «новой методологии» (Т. Марцинковская) и технологий социализации детей дошкольного возраста на основе баланса реальных и виртуальных средств;
  • изучение особенностей «информационной социализации» (Т.Марцинковская) дошкольников, его эмоционально-личностных и поведенческих проявлений в социальной ситуации и деятельности;
  • поиск новых возможностей и ресурсов социализации дошкольников в цифровой среде на основе междисциплинарного подхода;
  • проектирование социальных моделей «культурной идентичности» и «культурной дистанции» как условий профилактики межэтнической и эмоциональной напряженности в детском сообществе, детских конфликтов;
  • выявление особенностей трансформации субкультуры Детства и ребенка в цифровой среде,
  • изучение девиантного (асоциального) поведения, социального здоровья ребенка в условиях социокультурной изоляции и после социальной изоляции;
  • выявление закономерностей и взаимосвязи ребенка с культурой и социумом, социализации и инкультурации, особенностей влияния символически значимых систем на личность дошкольника и социум (Т. Парсонс).

Установлено, что цифровая среда содержит значимые возможности для социализации дошкольников, т.к. в ней представлены новые формы организации деятельности, способы информационного поведения, роли и позиции; она является виртуальной площадкой поиска и обмена информацией между детьми, реализации качеств личности, знакомства, общения, коммуникаций, социальной и «психологической нишей» (А.Ю. Губанова); представляет собственное информационное поле, для «цифрового следа» — самопрезентации переживаний, эмоций, конфликтов, рисков, суждений и т.п. Цифровые технологии являются привлекательными средствами для дошкольника, потому что они соответствую образному мышлению ребенка, отражают игровое действие, которое сюрпризное, содержит неожиданное превращение одного действия в другое, тайну и открытие. Цифровые технологии доступны ребенку как активное  средство удовлетворения своих интересов, потребностей, стимулирует его к эмоционально насыщенному общению и коммуникациям. Цифровые технологии — это конкурентное средство социализации в силу того, что оно «провокационное» по образам и игровой проблеме, побуждающей ребенка «погрузиться» в нее и принять неожиданное решение; «захватывающее» (обеспечивает степень свободы выбора решений); «уводящее» ребенка по индивидуальному виртуальному социальном пути через увлекательные образы, или созданные графическим путем самостоятельно; функционально-многообразное (содержания, средств, способов, образов и др.), которые ребенок выбирает сам согласно своему замыслу; быстро сменяемое и динамичное, поддерживающее интерес ребенка к деятельности. Цифровые технологии выступают мощным мотиватором для свободного выбора средств получения нового знания, общения с искусственным интеллектом.

Цифровые средства в процессе социализации дошкольника необходимо использовать дозировано: как «социальную ситуацию погружения» в прошлое — настоящее — будущее с помощью виртуальный социального эксперимента; метод исследования своей культурной идентичности; способ графического проектирования социальных ситуаций, в которые может попасть ребенок в различных местах города (поселения); как социокультурную игру, отражающую историческую, краеведческую тематику и виртуальную реальность; средство социальной самопрезентации в виртуальном и реальном сообществе, оставляю свой «цифровой след» — публичное выступление, социальная активность и т.п. На наш взгляд, дозированное использование цифровых средств в процессе социализации позволит предупредить возможные риски социализации в виртуальной пространстве – самоизоляция, потеря навыков реальных коммуникаций, стирание границ в ценностях — антиценностях и т.п.

Цифровое средство в процессе социализации можно использовать в трех аспектах. В первом случае оно выступает в качестве мотиватора, т.к. позволяет проникнуть в тайну сенсорного эталона (слово, звук, эмоция форма, цвет, движение и др.); открыть «код» текста, менталитета народа, собственной идентичности, эмоций другого, смыслов цели деятельности, проектировать траектории социального познания и поиска решения проблем коммуникаций в виртуальном и реальном мире. Во втором случае, цифровое средство является стимулом для ребенка, побуждающим его к самостоятельному действию и решению проблем, диалогу с другим сверстником, самооценке, самоконтролю, саморегуляции своих действий в различных социальных ситуациях, к лидерству и успеху. В третьем случае, цифровое средство рассматривается как вектор предстоящей деятельности — рефлексивной, проектирования социальной траектории применения социальных знаний в собственной деятельности и социальной ситуации в «неопределенности» (А.Г. Асмолов), прогнозирования результата социальных действий, самопроверки правильности решений и своих коммуникаций, средств общения, выбранной модели поведения (виртуальной и реальной) в заданных условиях (игры, трудовой, изобразительной, двигательной и других видах деятельности,

Игра, по глубокому убеждению Д.Б. Эльконина, всегда являлась психологической формой мотивации детей к коммуникациям, сотворчеству, мощным фактором социализации. Трансформационные процессы, в частности, цифровизация, изменила мотивы (игровые, социальные, познавательные, творческие и др.) ребенка и придала игре иной характер — она стала «игрой шансов» за лидерство, успех, индивидуальность, публичность, популярность. Актуализация социальных мотивов дошкольников обеспечивалась интеграцией и балансом реальных, виртуальных и игровых ситуаций, правил, ролей, позиций средствами виртуальных игр и реального формата коммуникаций: «социальные соревнования/сотрудничество», «узнай в настоящем прошлое/будущее», «вхождение в социальный образ» (реальный и виртуальный)», «кубик фантазии» (выбор реального и виртуального средства познания другого), «трансформации социальной конструкции (ситуации) – реальность/не реальность, определенность/неопределенность» и др.

В нашем понимании индикаторами качества процесса социализации в дошкольных образовательных организациях могут выступить следующие параметры. Затраты ресурсов агентов социализации в формах социального партнерства по защите прав и соблюдение законных интересов ребенка, по профилактике негативных проявлений, рискованных видов деятельности. Результатами выступают новые формы совместной детской деятельности (волонтерство, события, новые детско-взрослые традиции, досуг, виртуальные проекты и др.); мобильные и гибкие авторские программы социализации и культурной идентификации. Эффекты (виртуальные и реальные) социализации отражают наличие поликультурной (межэтнической) среды; новой субкультуры Детства – как реальности и среды жизни ребенка, позитивных социальных моделей поведения и отношений детей (взрослых); языковой среды как «социокультурного кода» познания человека человеком и «ядра» субкультуры Детства.

 

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. No 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 1.05.2019).
  2. Бялик А.А. Культурная (социальная) антропология: М.: 2009. — 613 с.
  3. Лутцева К.А. Осадчая Т.Г. Вектор развития экономических отношений собственности в условиях виртуализации экономики//Социально-экономические явления и процессы. №11(033), 2011 С. 127-133.
  4. Марцинковская Т. Информационная социализация подростков//Образовательная политика. № 4 (42), 2010. — С. 30-35.
  5. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. — 375 с.
  6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. – 511 с.

http://izvestia-ippo.ru/chumicheva-r-m-antropologiya-detstva-v-u/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *