Студент магистратуры 2 курса
Направление подготовки «Психолого-педагогическое»
Профиль «Начальное образование»
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический
университет», г. Москва
E—mail: Tizzzy@yandex.ru
Научный руководитель: Арапова Полина Иосифовна
к.п.н.., доцент
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей младших школьников. Анализируются особенности детского творчества, методы, способы развития творческих способностей. Особое внимание уделяется методам мозгового штурма, синектики, ТРИЗ, методу проблемного обучения, исследовательскому методу.
Развитие творческих способностей является наиболее актуальной проблемой в современной психологии и педагогике. Дети исследуют окружающей мир, при чем часто не осознанно, мир открывается детям через опыт их личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», – отмечал Л.С. Выготский [3]. Дети активно познают мир в дошкольном возрасте, но эта активность нередко снижается в начальной школе, что связано со сменой деятельности на учебную. В основном учебная деятельность направлена на заучивание, на развитие логического мышления, на развитие творческих способностей остается не так много времени и сильно зависит от желания и возможностей преподавателя.
«Творчество представляет собой деятельность, результатом которой является создание какой-либо новой материальной и духовной ценности. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: личностный и процессуальный. Оно основывается на присутствии у личности таких способностей, мотивов, знаний и умений, с помощью которых создается некий продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью» [4]. На творчество не только детей, но и взрослых сильно влияют личные качества и окружающая среда. Для детей крайне важным является присутствие мотива и одобрения, дети чувствительны к всякого рода критике, поэтому при развитии творческих способностей необходимо максимально часто хвалить успехи ребенка и поддерживать его в деятельности. Личные качества также важны, дети активные, уверенные в себе чаще, показывают лучшие результаты, при этом стеснение, смущение, боязнь критики и ошибок снижают результат. Хотелось бы также отметить, что повышенная мотивация может немного компенсировать личные качества, которые могут негативно сказываться на развитие творческих способностей, данная компенсаторные
Творческие способности присущи каждому человеку несмотря бытующее мнение, что творчеством могут заниматься только одаренные люди, наделенные врожденными способностями, талантом. Часто творческие способности остаются нереализованными, так как сталкиваются с преградами окружающего мира или недостаточно используются в деятельности. Деятельность по развитию творческих способностей сама по себе ведет к их развитию, важно, чтобы дети применяли разнообразные методы и подходы при решении творческих задач и упражнений. Для развития творческих способностей необходимо вовлекать детей в творческую деятельность, при этом стоит учитывать особенности детского творчества:
- детская творческая деятельность чаще всего происходит под влиянием взрослых;
- сжатые сроки исполнения творческой задумки;
- стремление к комбинированию знакомого материала;
- целостный характер творческой деятельности;
- эмоциональность во время творческой деятельности;
- субъективная новизна деятельности и ее продукта.
Существует большое количество методов для развития творческих способностей, которые разрабатывались с учетом этих особенностей, а также адаптировались для детей, если они были созданы для взрослых. Многие из них с успехом применяются в образовательном процессе, некоторые работают обособленно, некоторые в комплексе с другими методами.
Дж. Гилфорд выделял в своем исследовании такие способы для развития творческих способностей:
- создание благоприятной атмосферы для реализации практической деятельности;
- развитие любознательности путем обогащения опыта ребенка;
- открытость в высказывании различных идей;
- обеспечение условий для практики развития творческих способностей;
- личный пример, использования творчества в жизни;
- создание условий для возможности активно задавать вопросы.
Обеспечение благоприятной атмосферы является крайне важным условием развития творческих способностей. Атмосфера должна быть позитивной, открытой, при которой дети раскрываются, исчезает чувство страха перед ошибками и тогда начинается активный творческий процесс. Чувство психологического комфорта можно достичь только при условии позитивного настроя у преподавателя, который транслирует одинаковое отношение ко всем участникам процесса, вовлекая их все больше в творческую деятельность. Отсутствие благоприятной атмосферы может привести к тому, что творческий потенциал кого-то из детей так и не будет реализован.
Опыт детей младшего школьника важно постоянно пополнять, именно на основе своего накопленного опыта дети реализуют свою фантазию и воображение. Особого внимания требует мечта как «субъективный эмоционально окрашенный образ будущего, модель этого будущего и себя в нем. Детская мечта имеет наглядно-образный характер – это привлекательная картинка в воображении ребенка, в которой отражаются ценностные ориентации и гендерные предпочтения» [1]. Мечта может стать ориентиром для развития творческих способностей. Накапливать опыт необходимо различными средствами: экскурсии, различные тематические прогулки, чтение книг и статей, познание окружающего мира через изобразительное искусство и видеофрагменты. Все с чем сталкивается и изучает ребенок остается у него в подсознании, это и называется опытом ребенка и чем чаще они используют свой опыт, комбинируя его различными способами, тем развитие происходит стремительнее.
Проанализируем методы, которые позволяют развить творческие способности младших школьников. «Мозгового штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике» [3]. Данный метод стимулирует детей к генерированию идей. При использовании метода мозгового штурма крайне важно создание доверительной атмосферы. Необходимо записывать все идеи, которые возникают у детей, ни в коем случае не следует отсеивать идеи на этапе генерирования. Только после того, как все идеи записаны, стоит проводить анализ идей и выбор наиболее подходящей для решения поставленной задачи. Данный метод хорошо работает в комплексе с другими методами. Данный метод хорошо активизирует коллективную творческую деятельность, при чем идея одного члена коллектива может послужить толчком к возникновению идеи у другого члена группы. Такая групповая работа также хорошо сказывается на позитивную атмосферу, дети разделяют ответственность за решение, поставленной задачи.
Еще одним методом развития творческих способностей является метод синектики. Синектика – это система креативного мышления, основанная на взаимосвязи вещей, которые на первый взгляд кажутся абсолютно не сочетаемыми, при этом такая связь может быть физическая, психологическая или символическая. Данный метод описывает 4 вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая и личная. При прямой аналогии объекты, выбранные из разных областей, соединяются на основе каких-либо отношений или свойств. Примером символической аналогии служат загадки. Дети младшего школьного возраста с удовольствием придумывают свои собственные загадки. Что интересно дети часто выдают самые неординарные решения, это связано с тем, что они не сильно скованы рамками логики. Фантастические аналогии позволяют внести волшебство в настоящий мир, это помогает полностью отказаться от стереотипного мышления. Личная аналогия зависит от субъекта применяющего этот метод. Метод синектики является довольно эффективным при его использовании совместно с методом мозгового штурма и самостоятельно. В педагогической деятельности данный метод часто используется при обучении русскому языку и литературы.
Прием Робинзона помогает придумать максимальное разнообразных способов применения одного объекта. Дети с большим удовольствием участвуют в этой деятельности, чаще всего этот метод применяется в игровой форме. Игровая форма позволяет детям расслабится и оказаться в сфере более привычной для них, это позволяет работать на более высоком уровне, увеличивается вовлеченность детей. Данный метод направлен на развитие комбинаторных навыков, дети, на основе своего опыта, сочетают по-новому объекты, что приводит к неординарным результатам.
Все вышеперечисленные методы сочетаются с методом развития творческих способностей ТРИЗ Г. Альтшуллера, который изучил приемы решения задач, которые чаще всего использовали изобретатели. Итогом его исследования стал набор приемов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. При решении задач по ТРИЗ используется без оценочный подход, применение ТРИЗ предполагает отсутствие правильного ответа.
Метод ТРИЗ состоит из следующих этапов:
- Формулировка изобретательской задачи.
- Определение к какому виду противоречий задача относится.
- Формулирование конечного результата.
- Определение ресурсов (времени, материалов, информации, навыков, умений и т.д.) для решения задачи.
- Применение одного из приемов решений одним из методов решений.
- Анализ результата.
Основой метода проблемного обучения выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью преподавателя. Самостоятельный поиск решения задачи сопровождается у детей подъемом активности, эмоций, споров и раздумий. Но для того, чтобы ребенок активно вовлекался в процесс, ему должно быть интересно, иначе он остается пассивным слушателем. Поэтому важной задачей преподавателя является вовлечение всех учащихся в решение задачи, где они становятся равноправными участниками творческого процесса. Данный метод активно и довольно успешно используется на уроках в начальной школе. Но для правильной реализации данного метода учитель должен обладать чуткостью, хорошо уметь импровизировать и творчески подходить к процессу обучения.
Проектный метод представляет собой самостоятельную творческую деятельность учащегося, результат при этом зависит от того, насколько учеником усвоена программа, прочны умения, навыки и знания. При работе над проектом дети проводят небольшое исследование, генерируют идеи, отбирают среди них наиболее подходящее, изготавливают изделие и испытывают его. При этом в проектном методе конечный результат известен, дети находят идеальный вариант изготовления того, что они знают. «Как правило, проектно-исследовательская деятельность рассматривается в связи с повышением учебно-познавательной активности школьников, но, кроме того, необходимо обратить внимание на то, что она обладает мощными ресурсами для формирования готовности младших школьников к осознанному и самостоятельному выбору», что важно для развития творческих способностей в детском возрасте [2].
Исследовательский метод интересен тем, что при его использовании дети не знают своего готового результата. Работа над исследованием помогает активизировать творческие способности для поиска решений задачи, создания исследования, результата которого ты не представляешь. Ребенку необходимо собрать информацию, провести анализ собранной информации, на основе анализа выдвинуть идеи, сделать свой собственный выбор в пользу одной идеи и реализовать ее.
При применении исследовательского метода дети учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, находить информацию и комбинировать ее. При этом работа над исследованием также может включать в себя и метод мозгового штурма и метод синектики и т.д. Постоянное внедрение в обучение специальных задач и заданий исследовательского характера, развивает не только познавательные возможности и увеличивает желание учиться, но и развивает творческие способности детей, дети становятся более уверенными, сильнее отстаивают свое мнение, они в целом растут как личности и с легкостью используют творчество в повседневной жизни.
Творческие способности развиваются на протяжении всей жизни, но развитие их в детском возрасте укрепляет потенциал человека в выстраивании стратегии жизни. Дети, усвоившие творческие методы решения проблем и задач, легче справляются с учебной деятельностью и с задачами в повседневной жизни. Педагоги в содружестве с родителями способны содействовать развитию творческих способностей младших школьников, используя разнообразные методы.
Список литературы
- Арапова П.И. Мечта современного младшего школьника // Народное образование. – 2021. – №1. – С. 118-125.
- Арапова П.И. Возможности подготовки школьника к выбору // Начальная школа. – 2016. – № 3. – С. 10-15.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 76 с.
- Белова Е.С. Выявление творческого потенциала школьников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. – – № 1. – С. 21-40
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
METHODS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL
The article is dedicated to the problem of developing of creative abilities in primary school. There are methods of developing creativity abilities is analyzed in the article. Attention is paid of features of children’s creativity. Special attention was paid to the methods of brainstorming, synectics, TRIZ, the method of problem learning, the research method.
Keywords: creative abilities, creativity, primary school children, children’s creativity, the research method, TRIZ, the method of problem learning, the methods of brainstorming.
http://izvestia-ippo.ru/chorshambieva-a-v-metody-razvitiya-tvor/