Чоршамбиева А.В. |  К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Студент магистратуры 2 курса Направление подготовки «Психолого-педагогическое» Профиль «Начальное образование»

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва

Email: Tizzzy@yandex.ru

Научный руководитель: Арапова Полина Иосифовна к.п.н.., доцент

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Отмечается, что погружение в учебную деятельность в младшем школьном возрасте ведет к снижению творческой активности.  Задача педагога – содействовать развитию творческих способностей детей.

В статье анализируются такие понятия, как «творчество» и «способности», компоненты творческих способностей. Обращаясь к особенностям детского творчества, автор делает акцент на развитии творческого мышления и творческого воображения в младшем школьном возрасте, на важности создания благоприятных условий для формирования творческих способностей. Развитие творческих способностей должно охватывать воспитание настойчивости и преодоления трудностей.

Опираясь на положение Л.С Выготского о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, автор констатирует, что педагогу необходимо пополнять опыт ребенка в младшем школьном возрасте и в то же время побуждать его выйти за пределы личного практического опыта.

Творчество является важным аспектом для успешной жизни. В настоящее время люди, способные творчески мыслить, наиболее востребованы в большинстве сфер деятельности. В мире избытка информации, предложений товаров и услуг все больше ценятся люди способные к творческому подходу и нестандартному мышлению.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на общее развитие личности, на раскрытие его талантов и способностей, в том числе и творческих. Но в связи со сложностью понимания такого сложного процесса, как творчество, в современной школе уделяется недостаточно внимания развитию творческих способностей детей. К сожалению, на практике можно наблюдать, что освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте ведет к снижению творческой активности. Дети, прилагая огромные усилия для освоения новой для себя деятельности, перестают мыслить свободно, все больше их мышление приобретает рамки, установленные социальным окружением. При этом они все еще обладают гибкостью мышления и наиболее восприимчивы к творческой деятельности, которая может быть организована как в учебное время, так и во внеурочное. Соответственно педагогическое содействие развитию творческих способностей очень актуально в данном возрасте. Мир меняется и все эти изменения происходят за счет проявления людьми творчества, их способности изменять и подстраивать этот мир под свои нужды.

Обратимся к понятиям «творчество» и «способности». C.Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства н т. д. Я.А. Пономарев рассматривает творчество как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию.  Д.Б. Богоявленская описывает творчество, как высший уровень интеллектуальной активности. Даже из этих трех определений можно заметить, насколько различно понимание «творчество» в научном мире. В данной работе мы опираемся на понимание «творчества», как практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

Согласно исследованиям Б.М. Теплова способности – это индивидуальные особенности, которые приводят к успеху в определенной деятельности. При этом такие особенности развиваются из врожденных задатков и развиваются только во время деятельности. Соответственно наличие у ребенка набора способностей, а также его индивидуальная восприимчивость к развитию и внешнему воздействию определяет его индивидуальное развитие.

В психолого-педагогической литературе выделяют специальные и общие способности. Определенные виды деятельности определяют специальные способности (музыкальные, художественные, математические и т.д.). Общие способности при этом обуславливают развитие специальных способностей.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности определенного рода.

Творческие способности состоят из различных качеств. Д.Б. Богоявленская выделяет такие творческие способности, как способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, развитая интуиция.

Творческие способности – это различные компоненты, которыми обладает человек, соотношение данных компонентов может быть разным. Компоненты могут развиваться одни в большей степени, другие в меньшей, а также обладают компенсирующим действием. Присутствие сильной мотивации или интереса, направленного на творческую деятельность, компенсирует менее развитые компоненты. Учитывая этот факт можно составить творческую деятельность, чтобы наиболее сильно заинтересовать обучающихся.  Большинство ученых отмечают наличие творческого воображения, творческого мышления, которое характеризуется гибкостью, оригинальностью и быстротой мысли, как основных составляющих творческих способностей.

Развитие творческих способностей будет наиболее продуктивным при создании условий для проявления творческой активности ребенка.

Учебный процесс в школьном образовании до сих пор направлен на развитие логического мышления, но в рамках нынешних реалий этого уже недостаточно. Работа только над развитием логики приводит к структурированному, шаблонному мышлению, которое не позволяет выйти за рамки, что блокирует развитие творческих способностей. Каждый человек обладает творческими способностями, но они нуждаются в постоянном развитии. Деятельность творческого характера, направленная на развитие таких качеств творческого мышления, как оригинальность и беглость, ассоциативность и гибкость, является лучшим средством для развития творческих способностей. Развитие творческих способностей без вовлечения детей в творческую деятельность невозможно, это является самым важным условием и одновременно результатом. При этом развитие творческих способностей также должно охватывать воспитание настойчивости и преодоления трудностей. Ведь какими бы не были задатки у ребенка, без постоянной и последовательной работы, без поддержки со стороны социума, развитие творческих способностей не дадут ожидаемого результата.

Современные дети отлично владеют телефонами и сетью интернет, они способны найти любую информацию, доступную в сети интернет. При этом уровень применения творчества в деятельности падает, дети используют уже готовые шаблоны, находят в интернете готовые решения, приобретая при этом стереотипы в мышлении и поведении. Они не используют свои творческие возможности, тем самым не развивают их, что приводит к уменьшению использования творческих способностей в будущем.

Детское творчество отличается от взрослого и имеет свои особенности, для детского творчества важную роль имеет индивидуальное открытие нового знания, не имеющего социальной значимости. Л.С. Выготский утверждал в своих трудах, что ценность детского творчества заключается не в продукте и конечном результате, а в самой деятельности. Интересна точка зрения Д.А. Леонтьева, который писал «суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового» [4]. Под «натуральным творчеством» Д.А. Леонтьев подразумевал универсальную функцию, которая присуща всем детям.

Воображение в младшем школьном возрасте в основном воссоздающее. Дети воспроизводят ранее воспринятое ими, творческое воображение использует для создания новых образов прошлый опыт, преобразуя его и соединяя в новые образы. Л.С. Выготский писал: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материала, которым располагает его воображение» [3].

Опыт ребенка в младшем школьном возрасте должен постоянно пополняться, в результате постоянного пополнения воображение ребенка становится богаче. Творческое воображение детей младшего школьного возраста опирается на опыт, а, соответственно, педагогу необходимо содействовать расширению опыта у детей. Расширение опыта ребенка является очень важной составляющей общего развития ребенка, для этого необходимо постоянно вовлекать ребенка в новую для него деятельность, знакомить с различными произведениями искусства и истории. Образы, при постоянной работе над пополнением опыта ребенка, становятся более яркими и точными, если в начале обучения для появления образа необходим наглядный материал, то к концу начальной школы ребенку достаточно опоры на слово, повышается уровень абстракции. Воображение становится более управляемым.

Как мы рассмотрели выше, для развития творческих способностей необходимо развивать творческое воображение, пополняя опыт ребенка различными образами, а также развивать творческое мышление. Дж. Гилфорд выделяет особый вид мышления, которым обладают люди, связанные с творческой деятельностью. Он называет этот вид мышления – дивергентным. Люди, обладающие дивергентным мышлением, не концентрируются на единственно правильном решении, они находятся в поиске разнообразных решений, максимально охватывая различные направления. Дж. Гилфорд выделяет следующие особенности дивергентного мышления:

  • быстрота мысли;
  • гибкость – способность думать в нескольких направлениях и переключаться между ними;
  • оригинальность – способность предлагать отличающиеся от общепринятых идеи;
  • любознательность;
  • точность;
  • смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности.

Я.А. Пономарев видит суть творческого мышления, как интеллектуальную активность и чувствительность к побочным продуктам своей деятельности.

А.Н. Лук характеризует творческое мышление высокой степенью оригинальности получаемого на его основе продукта. «Мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе ее формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта» [5].

Творческое мышление, опираясь на образы, а не на понятия имеет огромную связь с творческим воображением. Именно в виде яркого образа приходит в голову какая-либо идея или замысел, и опирается этот образ чаще всего на воображении человека. Уже после появления образа в действие подключается логика и сформированный понятийный аппарат, необходимый для осмысления, анализа возникшей идеи. При этом для творческого мышления важно наличие проблемы, при чем иногда сам поиск этой проблемы является главным открытием для творца. Для решения этой задачи в обучении используется метод проблемного обучения или метод проблемного вопроса. При этом подбор этого проблемного вопроса имеет важное значение и требует от преподавателя особого мастерства, опыта т творческого подхода.

Мышление младших школьников свободно от стереотипов, оно более независимо и имеет меньше границ, чем мышление взрослых. Но учебная деятельность, которая выходит на первый план у детей в данном возрасте, уменьшает эту свободу. Для поддержания и дальнейшего развития творческого мышления необходимо вовлекать детей в творческую деятельность. Как мы рассматривали ранее, в результате деятельности из задатков развиваются способности. Учебная деятельность способствует развитию логического мышления, творческая деятельность способствует формированию способностей к поиску новых решений, к необычным способам достижения результатов, к отходу от стереотипного мышления. Сочетание учебной и творческой деятельностей приводит к полноценному развитию детей младшего школьного возраста.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что для развития творческих способностей необходимо вовлекать детей младшего школьного возраста в творческую деятельность, обогащая их опыт, при этом обязательным условием является понимание особенностей данного возраста, а также создание наиболее благоприятных условий. Под благоприятными условиями понимаются такие условия, при которых ребенок чувствует себя защищенным от насмешек и негативного мнения о его высказываниях и поведения. При работе над развитием творческих способностей необходимо создать положительную атмосферу. Многие дети, сталкиваясь с отрицательным мнением о своей проделанной работе, закрываются и перестают генерировать идеи, что тормозит развитие творческих способностей, поэтому так важно, чтобы работа вызывала положительные эмоции, важно бороться со стеснением и скованностью детей. Дети должны чувствовать некоторую свободу в своих высказываниях и при этом не испытывать стресса, связанного с оценкой его деятельности.

Хочется отметить, что творческая деятельность часто не вписывается во временные рамки. Некоторым детям достаточно небольшого количества времени для выполнения творческой задачи, некоторым детям нужно для этого гораздо больше времени. Естественно, дети начинают испытывать стресс, если не успевают уложиться в отведенное на задание время. Стресс крайне негативно отражается на творческих способностях, для уменьшения влияния данного фактора на развитие творческих способностей, необходимо максимально раздвигать временные границы. Конечно, в рамках школьных занятий нет возможности совсем не ограничивать время на выполнение заданий, но стоит не акцентировать внимание детей на существование временного отрезка. Возможно, стоит давать свободу в выполнении творческих заданий и после занятий, дети вполне способны выполнить его в спокойной для себя обстановке дома и представить свои результаты наследующий день.

Также на творческое развитие влияют черты личности и характера ребенка. На эти факторы педагог не может сильно влиять, но он должен их учитывать и максимально нивелировать их. Особенно негативно на развитие творческих способностей влияют такие особенности, как: стремление к успеху, страх рисковать, самоуверенность и недостаточная уверенность в себе. Наиболее позитивными индивидуальными особенностями для развития творческих способностей являются: целеустремленность, уверенность, стремление к самоактуализации и приобретению личного опыта. Особенно важно для педагога это работа над интересом к творческой деятельности. Интерес заставляет ребенка все глубже познавать неизведанное, все точнее отрабатывать свое мастерство. А в тандеме с трудолюбием, настойчивостью и организованностью это может привести к невероятному успеху.

«Исходя из того, что у младшего школьника тесно взаимосвязаны абстрактно-логическое и образное мышление, активно развивается воображение (как эффективный способ познания и усвоения окружающего мира), педагог имеет возможность выйти за пределы личного практического опыта младшего школьника и развить творческий подход к жизни, миру в целом» [1].

«Как правило, деятельность организуется в  классном кабинете,   поэтому перед педагогом стоит вопрос — как  подготовить пространство, как изменить его для успешного решения задач творческого развития: расставить столы иначе, чем на уроке: сдвинув два стола для удобной работы группы,  или  расположив круг из столов для группового обсуждения, или  расставить столы амфитеатром для проигрывания ситуаций; использовать карточки с названиями команд; развесить необходимые плакаты; устроить выставку книг, рисунков и т. д.» [2]. Любое изменение школьного пространства вносит определенную творческую атмосферу, дети начинают чувствовать себя более раскованно и свободно, их творческая деятельность все меньше ограничивается. Что положительно сказывается на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

При этом стоит отметить, что творчество у детей младшего школьного возраста носит субъективный характер. Это подразумевает под собой, что открытия, совершаемые детьми, имеют значение только для них самих.

Как говорилось ранее, дети постоянно должны узнавать для себя что-то новое во всех областях, ведь творчество не ограничивается только различными видами искусства. При этом необходимое расширение кругозора детей младшего школьного возраста, должно быть эстетически правильным, а также должно эмоционально откликнуться у детей. Но работа над пополнением опыта ребенка должна проводиться не только в стенах школы, желательно, чтобы данная работа в большей своей части проходила в домашней среде. Для этих целей отлично подходят такие методы и приемы, как: экскурсия, наблюдения, беседа, построенная особым образом, различные игры и т.д. Педагог чаще работает над развитием творческого мышления, чем над воображением. В то же время педагог имеет возможность побудить выход ребенка за пределы своего личного практического опыта и тем самым развивать творческий подход к жизни, миру в целом. В любом случае работа над развитием творческих способностей должна проходить в тандеме со взрослыми. На первом этапе взрослые показывают модель, образец и побуждают к самостоятельной творческой деятельности ребенка. На втором этапе взрослый наблюдает и подталкивает немного ребенка в правильном направлении, но ребенок уже способен самостоятельно применять, полученный опыт, преобразуя его в нужном направлении.

Сформированные творческие способности укрепляют уверенность детей, обогащает эмоциональную жизнь. Гибкость и нестандартность мышления помогают найти выход из сложных жизненных ситуаций, обладая таким мышлением, свободой мысли дети смогут осознанно выстраивать свою жизнь в будущем. Также постоянная работа над развитием творческих способностей развивает такие качества как упорство, любопытство организованность. А работа над пополнением опыта ребенка позволяет не только развить творческое воображение, но и развить эмоциональные составляющие ребенка, такие как чувство прекрасного, любовь к природе и искусству. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий и пространства вокруг для самовыражения в творческой деятельности младших школьников. Соответственно роль педагога в этом процессе является крайне важной. Он должен обладать сильной вовлеченностью для того, чтобы увлечь детей. В его работе есть большая вероятность творчества и импровизации, он должен активно управлять творческим процессом и быть способным быстро реагировать на меняющиеся условия.

 

Список литературы

  1. Арапова П.И. Младший школьник как субъект жизнедеятельности // Начальная школа. – 2018. – № 4. – С. 7–11.
  2. Арапова П.И. Организация групповой деятельности. – М.: МГПУ, 2016. – 60 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С. Выготский. – М.: Книга для учителя, 3 издание, 1991. – 93 с.
  4. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. –214–223 с.
  5. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., Политиздат, 1976. – 95 с.

Abstract

The article is devoted to the problem of the development of creative abilities in children of primary school age. It is noted that the development of educational activities at primary school age leads to a decrease in creative activity. The task of the teacher is to contribute to the development of the creative abilities of children.

The article analyzes such concepts as «creativity» and «abilities», the components of creative abilities. Turning to the peculiarities of children’s creativity, the author focuses on the development of creative thinking and creative imagination in primary school age, on the importance of creating favorable conditions for the formation of creative abilities. Developing creativity should encompass building perseverance and overcoming challenges.

Based on the position of L.S. Vygotsky, that the creative activity of the imagination is directly dependent on the richness and diversity of a person’s previous experience, the author states that the teacher needs to replenish the experience of a child in primary school age and at the same time encourage him to go beyond personal practical experience.

Keywords: creative abilities, creativity, primary school children, creative thinking, creative imagination.

http://izvestia-ippo.ru/chorshambieva-a-v-k-voprosu-o-razvitii/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *