Чемендрякова Елена Юрьевна | РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

студент магистратуры ИППО ГАОУ ВО МГПУ

 

 

 В статье рассматривается проблема развития речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Подчеркивается стимулирующая роль театрально-игровой деятельности как средства развития речи детей дошкольного возраста.

The article deals with the problem of speech development in preschool-age children by means of dramatizations. The stimulating role of dramatized and play activities as a means of developing the speech of preschool-age children is emphasized.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и создания условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Одним из самых существенных приобретений детей дошкольного возраста является овладение речью. Для усвоения речи необходимо умение хорошо слушать, а, главное, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в собственной речи и речи окружающих, а также умение контролировать собственное произношение[1].

Л.С. Выготский отмечал, что речевая деятельность приобретает некоторые особенности в зависимости от условий и целей общения. Поэтому с раннего возраста необходимо следить за формированием речи ребёнка, провоцировать его на произношение звуков и слогов. Ведь именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность ребёнка в речевом развитии.

В последнее время наблюдается тенденция к резкому ухудшению речи детей. С чем же это связано? Причин может быть очень много: от ухудшения окружающей среды до перенасыщения детей современными технологиями. На мой взгляд, это и есть одна из основных причин. Нарушение коммуникации в современном мире, глобальный переход в знаковую среду (у каждого ребёнка есть свободный без ограничений доступ к планшетам, телефонам, компьютерам), что приводит к нарушению естественного процесса формирования речи.

Самое близкое окружение детей: родители, бабушки и дедушки перестали общаться с детьми в той степени, в какой этого требует развитие малышей. Чтение сказок, потешек, пение колыбельных, использование игровых ситуаций (обыгрывание литературных произведений, включение в жизнь эпизодов из сказок) — всему этому стали заменой современные средства: гаджеты, телевизоры. Именно заменой непосредственному общению, а не дополнительным средством развития детей, как должно было бы быть.

Дошкольный возраст — это самый трепетный, самый нежный и, в то же время, самый сложный и ответственный период жизни. Ведь всё, что будет заложено, всё, что сможет дать ребёнку взрослый: создать комфортную психоэмоциональную обстановку, правильную общеобразовательную среду и, конечно, обвить всё это своей любовью, теплотой и заботой, от этого и будет зависеть жизнь полноценного благополучного во всех отношениях человека и гражданина общества.  Ребёнок дошкольник открыт для познания мира, для взаимодействия и общения.

Рaзвитие личности дошкольника, его мировоззрение, развитие всех психических процессов тесно связано с развитием речи. Речь представляет собой один из сложных психических процессов. На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется большое количество разнообразных технологий, применяемых в работе с детьми по развитию их речи.

Театрализованная деятельность, как технология, является одним из понятных и доступных средств развития речевых навыков. А где, как не в театрализованной деятельности, ребёнок может «с головой окунуться» в мир взаимодействия и общения с миром и его окружением.

Театрализация – это импровизация, оживление предметов звуком. Театрализация — это источник развития чувств, переживаний и эмоционального интеллекта. Поскольку эмоции – это «центральное звено» психической составляющей жизни каждого ребенка.

На сегодняшний день развитие речи посредством театрализованных игр является весьма актуальной проблемой.  А где, как не в игровой деятельности, можно объединить эти два огромных направления. Играя с детьми, мы общаемся не рядом с ними, а вместе, вступая в союз не только с игровым персонажем, но непосредственно с нашим маленьким исполнителем [2].

Театрализованные игры подталкивают ребёнка к работе над силой голоса и выразительной интонацией: мишка – большой, суровый – голос грубый; лисичка – хитрая, кокетливая – голос высокий; зайка-трусливый и маленький – голос тихий, слегка трясущийся. Голос, его сила, тембр, ритм меняется в соответствии с характерами героев, их настроениями. Всё это достaвляет детям естественную рaдость, помогает снять психологический барьер, мешающий детям принимать участие в разговоре с группой людей, с малознакомыми людьми. Дети, надев маски героев, чувствуют себя легко и раскрепощенно, легче запоминают стихи, заучивают небольшие отрывки из сказок, рассказывают истории собственного сочинения [4].

Таким образом, театрализованная деятельность оказывает большую помощь в развитии речи детей дошкольного возраста, ведь малыш учится, обучается, играя.

По мнению многих исследователей, изучавших проблемы дошкольного детства (Т.Н.Дороновой, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой, Н.М. Семенюк), решению многих из педагогических задач, в особенности речевого и художественно-эстетического развития способствует театрализованная деятельность[5].

Ни для кого не секрет, что даже неговорящий ребёнок откликается на эмоциональную речь героев, плохо говорящий входит в контакт с героем, а ребёнок, имеющий хорошую речь, включается в диалог, импровизирует, начинает перевоплощаться и, что особенно важно, находиться в условиях эмоционального благополучия [3].

Работая в дошкольном учреждении уже более 20 лет, я заметила, что результат речевой работы очень явно отражается в театрально-игровой деятельности, в умении перевоплощаться в персонажей-героев утренников, умении владеть силой голоса, темпом речи при показе сценок, разыгрывании сюжетов (будь то кукольный, теневой или пальчиковый театр). Трудно переоценить роль эмоциональных побуждений (эмоционального тонуса).  На этом основании я поставила себе цель: определить влияние художественно-театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Создать на занятиях благоприятную психологическую атмосферу, способствующую обогащению эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
  2. Развивaть умение сотрудничaть со взрослыми и сверстниками.
  3. Формировать детскую речь через игровую театрализованную деятельность.

В соответствии с задачами, выделила условия, благоприятно влияющие на развитие речи через театрaлизовaнные игры:

  1. Учить детей не только вслушиваться в художественное слово, но научиться эмоционально откликаться на него . Советую обращаться к русскому нaродному фольклору (потешкам, пестушкам, попевкам, колыбельным, шуткам) который невольно побуждает ребенка к диалогу, речевому взаимодействию.
  2. Воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности. Лучший способ достижения заинтересованности у ребёнка- это самому взрослому стать непосредственным участником деятельности. В такой ситуации у педагога есть возможность создания таких ситуаций, в которых ребёнок включается в разговор с персонажами, разыгрываются сценки.
  3. Один из важных моментов — это речь взрослого, которая должна являться образцом для подражания: быть чистой, грамотной, выразительной и искренней. Ведь ребёнок дошкольник впитывает всё как губка.
  4. Педагогам необходимо обращать серьёзное внимание на подбор художественных произведений. Следует уделять больше внимания произведениям: во-первых, с понятным сюжетом для ребёнка дошкольника; во-вторых, с динaмично развивающимися событиями; в- третьих, уделять внимание персонажам, которые должны быть яркими, выразительными, отражать внутреннее содержание героя.

Свою работу по театрализованной деятельности и включения её в повседневную жизнь детей начала с младшей группы. Все режимные моменты старалась сопровождать русским народным фольклором (потешки, прибаутки):

— во время подготовки к принятию пищи: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку…», «А у нас есть ложки волшебные немножко…»;

— во время подготовки детей ко сну: «вот и люди спят, вот и звери спят…»,

«Бай, бай, бай, бай, Ты, собаченька, не лай…»;

— во время одевания на прогулки: «Вот они сапожки: этот с левой ножки…», «Если дождичек пойдёт, наденем калошки…»;

— гигиенические процедуры: «Ай, лады-лады-лады, не боимся мы воды…»

Такие небольшие, но ёмкие по своей значимости четверостишья, приводят не только к действию, но и к развитию. Дети с удовольствием повторяют слова и легко заучивают потешки.

В своей работе уделяла большее количество времени играм на развитие мелкой моторики рук, что даёт развитие речевым центрам головного мозга и стимулирует развитие речи дошкольников. Легко представить, с каким интересом дети принимали участие в «оживлении» своих пальчиков, общались с ними как с живым объектом. Дети гораздо легче запоминали четверостишья, каждый раз радовались новым персонажам из «пальчикового» театра: «У Антошки есть игрушки: вот веселая лягушка…», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики…»

Все занятия проводила с каким-либо персонажем, который оживал, как только приходил к нам в гости. Как было приятно увидеть, что в свободной деятельности, дети сначала просили меня взять и поговорить с ними от лица «героев», а затем стали сами разговаривать с ними, делиться радостью и обидами.

В старшем дошкольном возрасте были созданы условия для реализации развития речи средствами театрализованной деятельности. В группах структурированы и оснащены уголки ряжения с костюмами героев сказок («Три поросёнка», «Волк и семеро козлят» и т.п.). Наполнен «волшебный сундучок» нароными игрушками, масками и элементами для декораций, сделанными детьми на занятиях по ручному труду. Пополняется героями теневой театр. Создан театр «Оригами» с персонажами знакомых детям сказок (Волк, Лиса, Медведь, бабушка, дедушка, лягушка, петух, кошка, собака, мышка и другие). Совершенствуются пaльчиковые упражнения, среди которых, полюбившиеся детям: расскажи стихи руками, игры с Су-Джок и игры с карандашом и с весёлыми четверостишьями.

Всё это способствует развитию сенсорной чувствительности и мелкой моторики, а также, что очень важно,  оказывает огромное влияние на совершенствование таких психических процессов как: внимание, восприятие и ,конечно же, речь.

Продуктами нашей театрализованной деятельности стали инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые мы с детьми с удовольствием показывали детям младшей группы, родителям на праздниках, концертах.

Благодаря театрализованной деятельности, у детей развивается эмоционально-волевая сфера, рaсширяется и обогaщается опыт взаимодействия детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития мышления, тренировки памяти, активизации образного восприятия, развития воображения, совершенствования и стимулирования речи детей.

 

Литература

 

  1. Бадулина О.И. Речевое развитие обучающихся на основе преемственности // Начальная школа — 2024. — № 1. — С. 16-18
  2. Бадулина О.И. Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. В сборнике: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. В год 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского. В рамках университетской научной сессии «ДНИ НАУКИ МГПУ – 2023». Москва, 2023. С. 175-179.
  3. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников. -Москва,:Экон-информ, 2012.-223с.
  4. Сычева А.Р., Семенюк Н.М. Влияние музыкального ритма на развитие ритмичности движений у детей дошкольного возраста / В сб.: Физическое воспитание и развитие дошкольников: традиции и инновации. Сб. материалов научно-практической конференции и круглого стола Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ/Сост. Л.Д. Морозова, М.М. Борисова. 2019. С. 66-73. Исторический анализ отраслевого становления педагогической психологии Журнал «Вопросы истории». 2022. № 2-2. С.161-166. Е.В., Семёнова Д.А., Борисова М.М. и др.
  5. Семенюк Н.М. Театрализованные игры во внеурочной деятельности младших школьников/ В сб.: Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях внедрения стандартов третьего поколения. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов. В год 200-летия со дня рождения К.Д. Ушинского. В рамках университетской научной сессии «ДНИ НАУКИ МГПУ – 2023». М., 2023. С. 159-163.

 

http://izvestia-ippo.ru/chemendryakova-elena-yurevna-razvitie/

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *