Царегородцев Д.П. | КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПАТРИОТИЗМ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

старший воспитатель КШИ№5 «Преображенский кадетский корпус», г. Москва. Е-mail: cdp090179@mail.ru

Научный руководитель: Антонова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ.

 Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного и культурного воспитания патриотизма у кадет КШИ№5 «Преображенский кадетский корпус». Представлены некоторые примеры соединения патриотических мотивов и культурных ценностей, которые имеют место быть практически на всех мероприятиях музея различных форматов.

 

Воспитания патриотизма, формирование гражданской идентичности является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.

Анализ феномена гражданской идентичности в контексте этничности личности, частности, дан Наумовой Д.В. и Егоровым И.В., которые констатируют, что «этническая идентичность не является предиктором гражданской идентичности.   На фоне позитивной этнической идентичности гражданская идентичность может иметь и кризисный, противоречивый характер» [1, с. 47].

Патриотизм – это чувство любви к своей стране. Демонстрация патриотизма – быть «патриотом» – это одна из составляющих стереотипа «быть хорошим гражданином». Тем не менее, патриотизм, как и многие благие намерения вещи, может быть вредным, когда  принимаются до крайности.

Патриотизм также указывает на особую привязанность, чувство или эмоциональный ответ, которые обычно называют «любовью к стране».

В современной России, с одной стороны, государством предпринимаются активные шаги по стабилизации внутриполитической и экономического ситуации на основе идеи патриотизма и консолидации общества, с другой – проникновение в общество псевдоценностных ориентиров, носящих подчас черты национализма и шовинизма.

Хотя слова патриотизм  и национализм когда-то считались синонимами, они приняли различные коннотации. Хотя оба чувства любви люди чувствуют к своей стране, ценности, на которых эти чувства основаны очень разные.

Чувство патриотизма основано на позитивных ценностях, которые принимает страна, таких как свобода, справедливость и равенство. Патриот считает, что и система управления, и народ своей страны по своей сути хороши и работают вместе для лучшего качества жизни.

Напротив, чувство национализма основано на убеждении, что страна превосходит всех остальных. Он также несет в себе коннотацию недоверия или неодобрения других стран, что приводит к предположению, что другие страны являются соперниками. В то время как патриоты не очерняют автоматически другие страны, националисты делают, иногда до точки призывая к глобальному господству своей страны. Национализм, через свои протекционистские убеждения, является полярной противоположностью глобализма.

Исторически сложилось так, что последствия национализма были как положительными, так и отрицательными. Хотя он привел движения за независимость, как и сионистское движение,  которое создало современный Израиль; он также был ключевым фактором в росте популярности нацистской партии в Германии 20-30-х годов ХХ века, и в возникновении страшного понятия «Холокост».

Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, наносят ущерб как моральному и физическому здоровью, так и психоэмоциональному выгоранию молодёжи.

Молодежь в современном мегаполисе подвержена абсорбции мощного потока информации [4, с. 361]. Но, несмотря на это, почти в каждом человеке есть качества, без которых он бы не мог существовать, как личность, это: любовь и привязанность к родному дому и близким людям; уважение к старшему поколению; гордость за свои достижения и достижения своих детей, и близких людей; бережное отношение к окружающей природе; любовь к своей Родине и пр.

Поэтому настолько возрастает значение актуализации идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования чувства патриотизма, в том числе российского, распространения знаний об истории и культуре наций и народностей Российской Федерации.

По мнению Поставнева В. М. и Поставневой И. В., яркость и сила образов восприятия пространства культурной среды способны навсегда остаться в памяти ребенка и в известной мере нивелировать агрессивное влияние современной информационной среды [2][3].

Одной из форм воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения является использование в этой работе возможностей школьного музея.

Созданный в Кадетской школе-интернате №5 «Преображенский кадетский корпус» (г. Москва) музей представляет собой яркий пример решения задач патриотического воспитания; значительная часть экспозиций так или иначе направлены на актуализацию проблем историко-патриотического, гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания кадет; в них освещается истории зарождения, становления и функционирования системы кадетского образования в России с начала XVIII века до сегодняшнего времени; героический подвиг советского народа и его армии в Великой Отечественной войне; несколько стендов посвящены воинам-интернационалистам.

К Дням Воинской Славы, к памятным датам и государственным праздникам Российской Федерации музей кадетского корпуса проводит комплекс мероприятий военно-патриотической направленности, которые способствуют развитию общей культуры личности кадет. Использование при подготовке мероприятий достижений мировой культуры приобщает кадет к бессмертным творениям. Я приведу лишь несколько примеров соединения патриотических мотивов и культурных ценностей, которые имеют место быть практически на всех мероприятиях музея различных форматов.

Так при проведении в музее 27 января 2020 года мероприятия посвященного Памяти жертвам Холокоста в формате суда над нацистами «Холокост. Я обвиняю нацизм», в презентации демонстрировалось одно из лучших и трагических полотен Марка Шагала «Белое распятие», написанное художником в 1938 году после еврейских погромов в Германии, вошедших в историю как «Хрустальная ночь».

Художник избежал концлагеря и его картины этого периода отражали ужасающую действительность холокоста. Обличительная картина «Белое распятие» явилась предчувствием ещё больших разрушений и бесчеловечных убийств, и производит невероятное сильное впечатление.

Вместе с тем они способствуют развитию общей культуры обучающихся ввиду того, что при подготовке всех мероприятий используются бессмертные образцы мировой культуры.

С 2018 года работа Совета музея «История кадетского образования» КШИ№5 «Преображенский кадетский корпус» приобрела еще более ярко выраженную военно-педагогическую направленность.

27 января 2021 года в память жертвам Холокоста в музее прошло мероприятие в формате «Литературные чтения» по произведению современной российской писательницы Дины Рубиной «Адам и Мирьям».

Именно здесь кадеты познакомились с подвигом выдающегося польского педагога, ученого, общественного деятеля Януша Корчака (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмидт), который, несмотря на предложенную ему свободу, пошел в газовую камеру концлагеря в польском городе Треблинка вместе со своими воспитанниками – еврейскими детьми.

На мероприятиях, посвященных снятию блокады Ленинграда, также присутствуют элементы культурного наследия прошлых поколений. Прежде всего это Седьмая симфония Шостаковича, одно из важнейших его произведений, созданная в 1941 году. Она – символ блокадного Ленинграда, уникальный культурный памятник мужеству человека и творца. Также кадетам представлена «Блокадная книга» и ее авторы Даниил Гранин и Алесь Адамович. Книга основана на дневниках и рассказах Ленинградцев – блокадников.

На мероприятии музея посвященному Международному Дню 8 марта «Есть в марте день особый», проводимом в формате квеста, в блоке «У войны не женское лицо» наряду с суровой правде о войне и женщинах, сражавшихся на фронте, были представлены картины российских художников тематики «Женщины и война»,  звучали произведения композиторов, стихи поэтов и произведения писателей, посвященные любимым женщинам, истории за портретом: « Образ прекрасных женщин в картинах великих художников», а также «Галерея знаменитых россиянок».

В заключение хочется подчеркнуть, что в развитии человека личный и об­щественный опыт неразрывны [5, с. 81]. Воздействие общественного опыта на личность во многом определяют качество социализации личности. Не маловажную роль в этом процессе отводится достижениям, науки, культуры, искусства, образования.

Настоящее искусство, литература, музыка, кино, облагораживающе воздействуя на личность сохраняет и пробуждает в человеке чувство долга и ответственности, любви к родной земле и языку, ее истории и традициям. Таким образом, патриотизм как часть мировой культуры, свидетельствует о высокой культуре личности человека.

 

Список литературы

  1. Наумова Д.В., Егоров И.В. Исследование проблемы гражданской идентичности и этничности личности // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Четвертый выпуск. / Отв. ред. Егоров И.В., Филонов Л.Б. СПб.: Изд-­во «НИЦ АРТ», 2014. С. 37-49.
  2. Поставнев В. М., Поставнева И. В. Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. 2008. № 12. С. 4-12.
  3. Поставнева И.В. Теоретические основания психолого-педагогического сопровождения индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы в школе / И. В. Поставнева// Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сб. науч. тр. участников II. межрегион. научно-практ. конференции 14-15 апреля 2015 г. Москва, МГПУ. В 2-х ч. Ч. 1. СПб.: НИЦ АРТ, 2015. С. 114-118.
  4. Сухоносов А.П. Особенности формирования нравственных ценностей молодежи в условиях мегаполиса // В сборнике: Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Редакционный совет: Ж.В. Афанасьева, С.Л. Белых, И.В. Егоров, О.И. Ключко, В.А. Кривова, Л.И. Ларионова, Т.А. Павленко, В.М. Поставнев, И.В. Поставнева, А.И. Савенков, С.Н. Толстикова, А.А. Чекалина, О.А. Шаграев. 2015. С. 361-365.
  5. Сухоносов А.П., Карнеев Р.К. Краткое введение в историю психологии. Учебно-методическое пособие. Москва – Брянск: Издательство «ТОД», 2016 г., 130 с.

http://izvestia-ippo.ru/caregorodcev-d-p-kultura-lichnosti-i/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *