Цаплина О.В., Пфайфер Н.Г., Бородич К.О. | СОЦИАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «БИБЛИОТЕКА ИГРЫ И ИГРУШКИ»

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 5]

Цаплина О.В., доцент департамента психологии образования института педагогики и психологии образования, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд, 4), e-mail: tsaplina_ola@mail.ru

Пфайфер Н.Г., заведующий отделом культурно-досуговой деятельности, ГБУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система Зеленоградского административного округа», e-mail: natalya-st77@mail.ru

Бородич К.О., заместитель директора по общим вопросам, ГБУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система Зеленоградского административного округа»

Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье представлено описание научно-исследовательского, культурно-просветительского проекта, внедрение которого будет способствовать эффективному проектированию системных городских образовательных инфраструктур.  

Изменение информационного пространства и социального мира напрямую затрагивает библиотечную сферу. Современная библиотека должна стать частью городской образовательной инфраструктуры, интересной и полезной для детей, подростков, юношей, их родителей, а также бабушек и дедушек.

Современный мир и Россия входят в новую историческую эпоху, для которой характерна игроизация. Играют и дети, и взрослые. Это игры не только в гаджетах, но интеллектуальные и активные игры: шахматы, шашки, настольно-печатные игры, квесты и т. д. Привлечение форм игровой деятельности в работу библиотеки позволит организовать сетевое взаимодействие учреждений культуры и образования и соединить две интереснейшие деятельности: игру и чтение [4].

Данный проект позволит осуществить интеграцию сотрудничества образовательных учреждений и органов культуры. Модернизация российского образования предполагает разработку и распространение новых технологий, создание площадок обмена передовыми практиками образования, повышение социальной удовлетворенности, а также максимально возможное использование потенциала социокультурной среды [1]. Привлечение пространства и средств библиотеки позволит эффективно проводить образовательные, культурно-досуговые и научно-просветительские мероприятия с жителями города.

Тип проекта: среднесрочный проект научно-исследовательского и культурно-просветительского характера.

Цель проекта: разработка и апробация концепции и технологии внедрения социально-исследовательского проекта «Библиотека игры и игрушки».

Задачи проекта:

  1. Разработать концепцию использования различных форм игровой деятельности в культурно-досуговой и научно-просветительской деятельности библиотеки.
  2. Внедрить различные формы игровой деятельности и модель игровой среды в культурно-досуговую и научно-просветительскую деятельность библиотеки.
  3. Провести пилотажное исследование эффективности внедрения различных форм игровой деятельности в культурно-досуговую и научно-просветительскую деятельность библиотеки.
  4. Провести анализ результатов пилотажного исследования.
  5. Составить методические рекомендации по организации и внедрению различных форм игровой деятельности в культурно-досуговую и научно-просветительскую деятельность библиотеки.
  6. Подготовить аналитические материалы по результатам пилотажного исследования внедрения различных форм игровой деятельности в культурно-досуговую и научно-просветительскую деятельность библиотеки

В качестве ожидаемых конечных результатов мы предполагаем:

Для детей: возможность пользоваться широкой базой игр и игровых пособий (полигон игрушек); возможность найти участников для совместных игр; развитие коммуникативных способностей и социальных навыков (создание игровых сообществ по разным критериям); развитие интереса и воспитания любви к художественной литературе (игровое опосредованное знакомство с литературой и ресурсами библиотеки).

Для родителей: возможность повысить психолого-педагогическую культуру в понимании роли различных игр и игрушек для развития детей (лекторий); возможность научиться использовать игровые технологии в обучении и общении с ребенком (мастер-классы).

Для библиотеки: повышение охвата населения и привлечение бóльшего количества людей в сферу деятельности библиотеки; получение научно-обоснованных данных о предпочтениях и интересах социума; участие в организации образовательной и досуговой инфраструктуры города; создание дружественной, эмоционально-комфортной обстановки в среде библиотеки; развитие умений проектировать развитие городской социальной инфраструктуры с учетом уникальных возможностей игровых технологий; обобщение и трансляция профессиональному сообществу опыта моделирования различных форм работы игровой среды в библиотеке.

Для осуществления данного проекта необходимо целенаправленное, продуманное наполнение игровой среды библиотеки.

Цель данной работы – организация предметно-пространственной среды библиотеки, содержащей средства для организации и проведения разных видов игр.

Необходимые средства.

  1. Полигон игрушек (социальная акция, которая поможет на благотворительных началах собрать необходимое игровое наполнение среды).
  2. Пространство с мягкими модулями-трансформерами (позволит организовать отдельное пространство для игры, использовать модули как игровые предметы-заместители).
  3. Маркерное покрытие стены (создание «стены творчества» для организации коллективной или индивидуальной деятельности, также включенной в игру).
  4. Отдельное пространство для настольных и интеллектуальных игр (пространство, отделенное от общей комнаты с помощью ширмы, экрана и т.п., которое даст возможность сосредоточиться на игре).
  5. Центр для конструирования (Лего-конструирование, другие виды конструкторов).
  6. Центр театрализованных игр, игр-драматизаций (наборы для инсценировки сказок, наборы Бибабо, настольный и теневой театр).
  7. Центр народных игр.
  8. Музей игрушки.
  9. Фокусы, игрушки-забавы (мелкие волчки из разных материалов, фигурки животных и птиц с забавными движениями, с музыкой, пением или звукоподражанием, калейдоскопы и т.п.).
  10. Центр «бросового» материала (различного рода ненужные вещи, которые могут стать предметами-заместителями в ролевой игре: палочки, веревочки, кубики, коробочки, тряпочки) [3].

Для реализации проекта необходимо организовать лекторий «Игра, игрушка и психология» для родителей и всех желающих.

Цель лектория – повышение психолого-педагогической культуры родителей в понимании роли различных игр и игрушек для развития детей. Лекторий представляет собой форму информационно-просветительской деятельности по формированию умений использовать игровые технологии в обучении и общении с ребенком.

План проведения лектория «Игра, игрушка и психология»

Месяц Тема лектория Мероприятие
Сентябрь «В каждой избушке свои игрушки» (Как создать развивающую игротеку дома?)

 

1.   Акция «Полигон игрушек».

2.   Интерактивный музей дворовых игр.

3.   День открытых дверей «Библиотека знакомая и незнакомая» или флэш-моб «Время играть и читать!»

Октябрь «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало! Правильно ли это?» (Что такое антиигрушка?) 1.  Выставка-презентация «Моя любимая игрушка».

Дети и взрослые показывают и рассказывают о своей любимой игрушке

Ноябрь «Работящие люди в песочнице растут» 1.    Выставка книг «Человек и игрушка» (или «Человек играющий»).

2.    Мастер-класс «Полезные игры и игровое оборудование для игр в песочнице»

Декабрь «Кто в куклы не играл – тот счастья не видал»

 

1.       Выставка «Самодельная игрушка» (или «Игрушки-самоделки»; «Изобретатели игрушек»).

2.                Мастер-класс по изготовлению элементарных самодельных игрушек

Январь «Всю технику людям Земли конструкторы изобрели!» Мастер-класс по играм с различного рода конструкторами и игрушками-роботами
Февраль «Трудное детство – деревянные   игрушки?» 1.       Мастер-класс по проведению настольных игр «Территория игры».

2.       Турнир настольных игр «Территория игры»

Март «Как играть с детьми с особенностями в развитии?» Чемпионат по головоломкам «Планета головоломок»
Апрель Игропедагогика Театрализованные игры «Расскажи сказку!»
Май Игра для пожилых людей Выставка и мастер-класс «Любимые игры и игрушки наших бабушек и дедушек»
Июнь «Серьезно об игре и игрушки» Обобщающая лекция психолога.

Интерактивный музей дворовых игр

Полученные в ходе выполнения проекта результаты могут быть использованы в ходе интеграции и реализации сотрудничества образовательных учреждений и органов культуры [2].

Результаты проекта работы будут обсуждаться на семинарах, внедряться в практику учреждений образования и культуры города Москвы. Подведение итогов научно-исследовательской работы состоится в рамках круглого стола на базе Централизованных библиотечных систем.

Выводы и рекомендации по итогам реализации проекта позволят расширить диапазон практического взаимодействия учреждений образования и культуры с целью создания городской культурно-образовательной инфраструктуры.

Литература

  1. Диагностика и развитие социального интеллекта ребенка / А.И. Савенков, П.В. Смирнова, О.А. Айгунова. М.: Издательство: ООО «Издательство «Экон-Информ»», 2014. 99 с.
  2. Карпова С.И., Бадикова Е.А. Исследовательская деятельность как фактор позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современном мире: опыт, проблемы, перспективы развития». М.: Спутник +, 2016.- С.7-10.
  3. Цаплина О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада (на основе ФГОС ДО) // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции: Текстовое электронное издание. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. 2016. С. 577-582.
  4. Цаплина О.В. Позитивная психология в образовании // Современная психология: теория и практика: материалы X международной научно-практической конференции, г. Москва, 11 октября 2013 г. М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. С. 130-135.

http://izvestia-ippo.ru/caplina-o-v-socialno-issledovatels/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *