Цаплина О.В. | ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 4.5]

к.п.н., доцент, ИППО ГАОУ ВО МГПУ

Е-mail:  TsaplinaO@mgpu.ru 

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье представлено авторское видение перспектив развития современных игровых технологий в сфере образования; рассматриваются возможности использования интеллектуальных игр в образовательном процессе ребенка.        

В современной педагогической практике популярными являются технологии развития, обучения и воспитания. Технологией обычно называют жестко установленный порядок действий, который соответствует определенной последовательности операций и приводит к достижению запланированного результата.

Выделяют следующие отличительные особенности технологии:

  • заданная цель — хорошо представленный конечный результат;
  • этапность действий, которые приводят к определенному конечному результату;
  • сопутствующие средства, которые обеспечивают выполнение данных действий;
  • разделение технологии процесса на некоторые отдельные элементы с целью затем воссоздать данные элементы в другом месте или другими специально подготовленными людьми.

Технологическая революция привела к представлению о том, что технологизация возможна и в социальных процессах, в частности в педагогических системах и явлениях. Ее активное применение отвечает интересам оптимизации педагогического процесса, повышению эффективности образовательной деятельности и снижению затрат человеческих и материальных ресурсов. Закономерно, что понятие технология становиться дефиницией, активно используемой в словосочетании «педагогическая технология».

Педагогическая технология содержательно определяется с точки зрения разных позиций, например, как: средство учебного процесса; процесс коммуникации; многомерный, системный процесс.

В работе У.К. Селевко педагогическая технология представлена как: «…система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам» [4], т.е. педагогическая технология — это рационально-организованная процедура, направленная на запланированный результат.

Педагогическая технология обладает рядом отличительных качеств:

  1. системность (целостность и комплексность);
  2. научность (концептуальность);
  3. структурированность (иерархичность, алгоритмичность, логичность, преемственность, вариативность, гибкость, процессуальность);
  4. управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

В основном результатом технологизации учебно-воспитательного процесса стали попытки разработать технологии обучения, в меньшей степени – воспитания.

Как вид педагогической технологии выступает игровая технология – это определенная последовательность действий по отбору, разработке, подготовке игр, включению человека в игровую деятельность, осуществление самой игры, подведение итогов и результатов игровой деятельности. Главное отличие игровой технологии от игры – это наличие образовательной цели.

Россия, как и весь современный мир, вступила в новую историческую эпоху, для которой свойственна игрофикация. Сегодня разработка и внедрение в образовательный процесс игровых технологий является насущной необходимостью. Современному педагогу недостаточно уметь грамотно и методически правильно давать обучающий материал, ему также необходимо овладеть технологией эдьютейнмента (от англ. education — образование, entertainment — развлечение) – современным обучением через развлечение или увлечение, когда знания передаются в понятной, простой и интересной форме, в том числе в виде игр.

В связи с тем, что игрофикация является безусловным трендом современного образования, необходимо изучение ресурсов использования игровых технологий с точки зрения организации новых форматов и содержания этого, казалось бы, традиционного метода обучения и воспитания. Поэтому требуются компетентные специалисты по игровым технологиям, занимающиеся изучением, созданием и проведением игр для целей образования и самообразования. Сегодня необходимо заявить о скором появлении новых специализаций в сфере образования, а именно, таких специалистов как игропедагогов и игромастеров. В «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/), среди новых и наиболее актуальных на ближайшие 15–20 лет, названы именно эти специальности будущего. Игромастер – это квалифицированный специалист, разрабатывающий и организующий обучающие игры, игропедагог – специалист, создающий и сопровождающий образовательные программы на основе игровых технологий.

Следует отметить, что несмотря на актуальную потребность использования игровых технологий педагогическое и родительское сообщество не всегда понимает значимость и эффективность игры как средства развития и обучения ребенка. Существует большое количество факторов, мешающих игре занять достойное место в развитии детей. В качестве таких причин недооценки важности игры в развитии ребенка можно назвать превалирование теоретического обучения детей, утилитарное использование игры, как средства или формы обучения. Все это детермировано тревожным стремлением родителей максимально гарантировать социальную успешность ребенка, предлагая ему раннее начало обучения [2].

Ученые выделяют целый ряд негативных особенностей развития игры современных детей:

  • традиционная игра все меньше встречается в свободной деятельности детей;
  • сюжеты и темы игр примитивны, стихийны и сумбурно сменяют друг друга, в основном они заимствуются из мультфильмов, кинофильмов, телепередач и компьютерных игр;
  • содержание игр отличается ограниченностью сюжета и однообразием;
  • ранний опыт игр ребенка с планшетом, массированная визуальная стимуляция может отвлекать от творческой самостоятельной игры;
  • стало мало игр, которые отражают профессиональные роли человека.

Особенности современных игрушек также не способствуют развитию самостоятельной творческой игры, а именно, их натурализация и детализация; дегуманизация; автоматизация; излишнее разнообразие; использование приемов стереотипной аутостимуляции [1, 5].

В качестве эффективной игровой технологии в образовании современных детей мы видим использование разных видов и модификаций интеллектуальных игр. Многие интеллектуальные игры, которые мы традиционно так понимаем, являются шоу. К ним можно отнести «Брейн-ринг», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Пентагон», различного рода интеллектуальные квесты, квизы, викторины и многое другое. Постепенно интеллектуальные игры из сферы развлекательной пришли в среду образования и заняли нишу так называемых нетрадиционных активных форм обучения.

Постановка конкретных целей и задач, наглядная визуализация прогресса, сотрудничество и, конечно, различные виды удовольствий – вот, что делает интеллектуальные игры такими увлекательными и то, чего так не хватает образовательному процессу. Как ни странно, но в классическом образовании забывают об очень простой, но безусловно значимой вещи – то, что делается, должно приносить нам радость. Дошкольники, младшие школьники, подростки и юноши – всем нравится участвовать в играх, которые используют принцип легкой конкурентной борьбы, азарт, желание и возможность выиграть, почувствовать себя успешным, продемонстрировать свою осведомленность и ум.

Интеллектуальные игры объединяют в себе два обширных понятия, как игра и интеллект. С точки зрения применения игры как метода обучения, следует понимать ее как специфическую деятельность, составляющую основу осознания ребенком мира человеческих предметов. Интеллект в словосочетании «интеллектуальные игры» следует трактовать широко, как способность к мышлению и решению проблем, опосредованному и обобщенному познанию объективной реальности.

Использование интеллектуальных игр в образовательном процессе отвечает главному принципу современного обучения – формирование метакогнитивных умений. Данный вид игр позволяет задействовать весь спектр метакогнитивных умений в непосредственном плане, не обременяя ребенка немотивированной, скучной деятельностью. Ребенок без принуждения, погружаясь в игровую деятельность, приобретает способность планировать собственные действия, учится проводить самоанализ и самооценку, формирует способность к самообразованию.

Освоение метакогнитивных умений в интеллектуальных играх происходит как условие достижения игровой цели, решения игровой задачи, при этом усвоение проходит в увлекательной форме, выступая для ребенка в виде осознания, что он научился играть в ту или иную игру.

Словосочетание «интеллектуальные игры» впервые употребили К. Гроос и Р.С. Лазарус. В Российской науки сегодня не много ученых, исследующих влияние интеллектуальных игр на развитие разных сторон познавательного и личностного развития ребенка. Понятийное содержание данного феномена также не четко определено. Б.В. Мандель выводит следующее понятие: интеллектуальная игра – это вид игры, построенной в форме индивидуального или коллективного выполнения заданий, требующих применения интеллектуальных способностей [3].

Именно игра помогает ребенку стать открытым, креативным, независимым и самостоятельным членом общества [6]. Она позволяет сформировать у детей компетенции, которые в дальнейшем становятся базисом для формирования инновационной, творческой деятельности взрослого.

 Литература

  1. Савенков А.И., Поставнев В.М., Воропаев М.В. Игра и игрушка как факторы развития исследовательского поведения ребенка // Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 35-39.
  2. Виноградова И.А., Иванова Е.В., Цаплина О.В. Игровые компетенции дошкольников: содержание и диагностика // Детский сад от А до Я. 2017. № 6 (90). С. 4-18.
  3. Мандель Р.Б. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2017. 316 с.
  4. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с.
  5. Смирнова П.В. Формы проявления исследовательского поведения в раннем возрасте // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 84-92.
  6. Карпова С.И., Полякова Е.Е. Социальная адаптация детей шестого года жизни в дошкольных группах с полинациональным составом посредством народных игр // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 4. С. 33-41.

The article presents the author’s vision of the prospects for the development of modern gaming technologies in the field of education; the possibilities of using intellectual games in the educational process of the child are considered.

Key words: technology, game technology, intellectual games.

http://izvestia-ippo.ru/caplina-o-v-igrovye-tekhnologii-v-obra/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *