Цаплина О.В. | Игровые технологии в образовании: за и против

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

 кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: tsaplinaO@mgpu.ru

В статье содержится информация об основных аргументах, которые приводят как противники, так и сторонники применения элементов игрофикации и использования игровых технологий в образовательном процессе. Также описываются особенности эдьютейнмента как метода обучения.

Основной психологический механизм влияния игровых технологий на обучение и воспитание человека или на эффективность его профессиональной деятельности состоит в учете фундаментальных потребностей личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. С точки зрения педагогики игра ценна своим мотивационным потенциалом, потому что в ней ребенок опирается на личные установки и мотивы [1]. Но существуют как сторонники, так и противники современного увлечения применением игровых технологий в учебной и профессиональной деятельности.

Объективную причину активного использования игровых технологий следует искать в изменении целей образования на глобальном уровне. Сегодня основным ориентиром образования человека стало развитие компетентной личности посредством включения его во множество различных видов деятельности: учеба, познание, коммуникация, сотрудничество, профессиональный выбор, личностное саморазвитие, самореализация [3]. Грамотно построенная игровая технология содержит все вышеперечисленные ценностные формы практики и позволяет человеку занять субъектную позицию в процессе обучения или трудовой деятельности [5, 6].

Сегодня общество с каждым днем убеждается, что теоретические знания вторичны, на первое место выходит наличие познавательной мотивации, навыки использования разных способов взаимодействия, личная ответственность, креативность [2]. Игра и игровая технология формирует именно эти качества.

В современном обществе растет популярность использования принципов обучения, проповедующих идеи эдьютейнмента (от англ: education – обучение и entertainment – развлечение), а именно, использование совокупности современных технических и дидактических средств, основанных на концепции обучения через увлечение. Сторонники эдьютейнмента утверждают, что обучение не должно вызывать волевые сверхусилия, оно не обязано быть скучным. Необходимо так построить образовательный процесс, чтобы знания и умения передавались в простой, понятной и интересной форме, а также в комфортных для человека условиях.

Можно выделить следующие особенности эдьютейнмента как метода обучения:

  • Акцент на увлечение. Важным для образовательного процесса становится интерес обучающего. При грамотной организации процесса развитие интереса приводит к накоплению знаний.
  • Мотивация через развлечение. Удовольствие, получаемое в процессе образования, становится помощником в раскрепощении обучаемого, и способствует формированию стойкого интереса к учебному процессу.
  • Игра как важнейший принцип. Следуя концепции И. Хейзинга, изложенной в работе «Homo ludens», игра становится краеугольным камнем обучения [4]. Это связано с преодолением преувеличенного внимания к осознаваемым (рефлексивным) механизмам обучения и с оживлением роли неосознаваемых механизмов, которые в игровых формах деятельности являются доминирующими. В результате эдьютеймент оказывается универсальном подходом к конструированию обучения как взрослых, так и детей.
  • Современность сопровождения. Разнообразия этих форм обучения оказываются привлекательны и для солидных людей, и для молодежи, и для детей школьного и дошкольного возраста потому, что их реализация связана с использованием интерактивных методов обучения, актуальных видео и аудио источников, дидактических игр, образовательных программ на технических устройствах (девайсах).

Игровые технологии имеют множество позиций, которые говорят об их эффективности, а именно:

  • повышают мотивацию и интерес, способствующий активизации и развитию интеллектуальных способностей;
  • учитывают создание здоровьесберегающей среды обучения;
  • способствуют формированию сотрудничества и коллаборации участников образовательного процесса;
  • формируют положительный эмоционально-психологический фон процесса обучения;
  • учитывают индивидуальный и личностно-ориентированный подходы в обучении;
  • способствуют социализации ребенка и воспитанию важных личностных качеств: коммуникативности, креативности, самостоятельности, инициативности, настойчивости;
  • формируют умение принимать быстрые решения, способность быстро адаптироваться;
  • не используют жесткую оценочную стратегию, вследствие чего не формируется страх допустить ошибку, получить плохую отметку;
  • доступно для освоения любому ребенку и поэтому моделируют для него ситуацию успеха.

В качестве контраргументов излишним увлечением игровыми технология их противники указывают на следующие позиции:

  • придумать и организовать занятие или мероприятие с использованием игровых технологий очень сложно, т. к. требует от организатора серьезных умственных, координационных и временных затрат;
  • непросто соблюсти правильную пропорцию игровой формы и образовательного содержания, т. к. часто увлекаясь игрой забывается обучающая цель занятия или мероприятия;
  • игровая технология не имеет универсального характера, поэтому не всегда можно использовать игровой формат для передачи образовательного контента;
  • присутствует низкая компетентность педагогов разного уровня образования в сфере планирования и организации игровой деятельности в обучении и воспитании;
  • педагогу трудно осуществить оценочную деятельность в следствие отсутствия четких критериальных позиций;
  • организация игры требует определенного пространства и материального финансирования, а в образовательном учреждении часто присутствует дефицит и того и другого;
  • при нерациональном использовании игровых технологий может возникнуть пресыщение игрой;
  • соревновательный характер, присутствующий во многих игровых форматах, при неправильном подходе может развить в группе обучающихся нездоровый подход к конкуренции;
  • игровые технологии предполагают неограниченный временнóй ресурс проведения, а при жестком планировании деятельности в современном образовательном учреждении трудно его гарантировать.

Использование игровых технологий имеет аргументы как «ЗА» их использования в обучении и профессиональной деятельности человека, так и весомые доводы «ПРОТИВ» их необдуманного применения.

 Список литературы

  1. Игровые технологии в образовательном процессе / О.В. Цаплина, Н.А. Козырева, С.Н. Литвинова. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. 172 с.
  2. Ларионова Л.И. Факторы, влияющие на актуализацию ментальных ресурсов одарённых детей // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы третьего международного симпозиума. 2016. С. 239–244.
  3. Психология одаренности и творчества: монография под ред. проф. Л.И. Ларионовой, проф. А.И. Савенкова. М; СПб: Нестор-История, 2017. 372 с.
  4. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб: Азбука, 2018. 399 с.
  5. Цаплина О.В. Игровые технологии в образовательном процессе // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МГПУ. 2020. С. 80–85.
  6. Цаплина О.В. Интеллектуальные игры как фактор когнитивного развития личности // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. Москва, 2020. С. 173–174.

 

http://izvestia-ippo.ru/caplina-o-v-igrovye-tekhnologii-v-obra-2/

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *