Цаплина О.В., Чекалина А.А. | Элементы геймификации в телесных практиках пожилых

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Цаплина О.В., кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: tsaplinaO@mgpu.ru

Чекалина А.А., кандидат психологических наук, магистрант Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mailchekalina@inbox.ru

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье содержится информация о возможности использования элементов геймификации в процессе развития телесного интеллекта пожилых участников развивающей программы. Описаны функции телесного интеллекта, психофизиологические особенности пожилых, краткое содержание интеллектуальных игр на базе мелкомоторных упражнений, виды игр и возможные их инструменты.

 

В настоящее время наблюдается рост интереса психологов, педагогов и практиков к возможностям тела; физическую оболочку индивида рассматривают и как полноценный ресурс для развития и расширения психических возможностей, в том числе и интеллектуальных, и как самостоятельное, обладающее интеллектом, психосоматическое образование.

В научном пространстве наряду с известным когнитивным (IQ), менее известными эмоциональным или социальным (EQ) и почти неизвестным моральным (MQ) появляется понятие телесного интеллекта (BQ). В российском академическом дискурсе понятие телесного интеллекта только начинает оформлять свое научное поле, в западном – чаще относится к фитнесу, эмбодимент технологиям и индустрии здорового образа жизни.

Будучи составной частью общего интеллектуального развития, телесный интеллект определяет способности индивида развивать физические навыки и умения, т. е. овладевать ими, использовать и корректировать в случае необходимости, регулировать точность, лаконичность и достаточность движений [4]. Скоординированные телесные навыки способствуют адаптации к жизненным условиям и обстоятельствам, отвечая за распределение нагрузки в теле, реакции на травматические воздействия, за поддержание энергетического и эмоционального баланса, за здоровьесберегающие сигналы сознанию и пр.

Развивая телесные возможности, мы приобретаем разнообразие и многочисленность телесных ощущений, увеличиваем степени свободы движений, научаемся быстро включаться в работу и дольше концентрироваться на задачах, вовремя переключаться с одного действия на другое. В итоге, потенциальность индивида зависит от вариабельности его стереотипов движения.

Обобщая вышесказанное, согласимся, что уровень развития телесного интеллекта позволяет нам быть наиболее успешными в различных видах деятельности [1].

Актуальность изучения потенциала развития телесного интеллекта возрастает в ситуации планирования здорового старения увеличивающегося населения пожилого возраста. Пожилой возраст, биологическая старость и связанные с ними ограничения не являются фактором замедления или прекращения интеллектуального развития личности.

Наступление старости со стороны психомоторики сказывается на сложных формах деятельности. в первую очередь ослабевают процессы саморегуляции наиболее утонченных движений: пожилые становятся неспособными эффективно контролировать и соответственно точно управлять движениями пальцев. Старение нервной системы объясняет присущую пожилым людям большую медлительность в их действиях по сравнению с молодыми. Их походка изменяется, реакции становятся более замедленными, они утрачивают былую ловкость и до пускают все больше ошибок в своем двигательном поведении. Снижение работоспособности центральной системы вынуждает пожилых людей все больше времени тратить на подготовку, организацию и управление собственными действиями.

Развитие компонентов телесного интеллекта у лиц пожилого возраста наиболее успешно может проходить в условиях геймификации развивающей программы. Геймификация — применение игровых механик, методов, принципов, приемов к неигровым видам деятельности, к которым, в частности, могут относиться и мелкомоторные упражнения. Оформление неигрового занятия в игровую форму является универсальным механизмом восполнения дефицита удовлетворенности, дефицита депривации развивающей информации, дефицита сенсорной монотонии, универсальным методом развития интеллектуальных навыков и умений у пожилых.

В игре актуализируется творческая и поисковая активность, направленная на познание предметной и социальной действительности в условиях ограниченного времени и соревнования [3]. Игровая организация мелкомоторных упражнений относится к категории интеллектуальных игр, суть которых заключается в решении познавательных задач, предстающих перед игроками в интересной, увлекательной форме, что, безусловно связано с интеллектуальным напряжением, решением проблем и преодолением трудностей, как следствие, с максимальным задействованием интеллектуальных ресурсов.

Применительно к задачам изучения телесных практик пожилых, использование интеллектуальных игр обладает рядом преимуществ. Интеллектуальная деятельность в процессе игры заключается в выполнении набора задач различной направленности и различной степени трудности; происходит это в процессе разрешения игровой проблемы и поисков способов ее решения. Для этого необходимо синтезировать игровую информацию, приобретать знания и умения, которые не могут получить самостоятельно.

Игровая ситуация является одним из самых мощных средств, формирующих и совершенствующих не только интеллектуальное развитие, но и коммуникативные умения и навыки, разрешает трудности межличностного и межгруппового общения, снимает конфликты и напряженность между играющими; создает благоприятный психологический климат.

Содержанием интеллектуальной игры могут быть реальные предметы или их изображение; символы — буквы, знаки, цифры; значения слов; поступки другого человека и самого себя. Добавляем к этому содержанию движения, в частности, производимые мелкой моторикой, лежащие в основе интеллектуальных двигательных актов.  Одним из средств телесно- интеллектуального развития лиц пожилого возраста является сенсомоторная игра, предполагающая двигательные действия, направленные на развитие осознания своей телесности, способности сосредоточиться на своих телесных ощущениях. В состав экспериментальных комплексов сенсомоторных игр возможно включить следующие группы игровых упражнений:

—  упражнения по образцу, которые способствуют развитию наблюдения за своими движениями, восприятию характера выполняемого действия, регуляции точности воспроизведения;

—  упражнения, направленные на осознание мышечных ощущений. В их состав входят упражнения ритмичной мышечной игры, упражнения на вариации силы двигательных действий, упражнения с изменением амплитуды движений симметричных звеньев тела. Данная группа упражнений направлена на развитие умения отчетливо представлять и различать мышечные ощущения;

—  упражнения с выключенным зрительным анализатором. Эта группа упражнений позволяет целиком сосредоточиться на мышечных ощущениях и руководствоваться их показаниями, выполнять задания с опорой на собственные знания и представления о теле, с исключением подражания. Выключение зрительного анализатора из контроля за процессом выполнения движения значительно усложняет и активизирует работу двигательного анализатора, что способствует более быстрой автоматизации движений.  Зрительный контроль включается для оценки конечного результата;

—  упражнения, связанные с умением напрягать и расслаблять мышцы. В эту группу вошли упражнения для мышц рук, плечевого пояса;

— упражнения, формирующие способность анализировать собственные двигательные действия и действия партнеров. На первом этапе активизируется мышление путем привлечения к анализу качества выполнения упражнений партнерами, а затем к самоанализу. Такая последовательность является наиболее благоприятной для развития способности к самоанализу;

— упражнения, способствующие активизации мелкомоторных мышечных групп, к ним относятся упражнения для развития мелких мышц рук.

Характер, объем, ритм, интенсивность и другие качества упражнений устанавливаются с учетом тренированности, личностных особенностей и функционального состояния занимающихся. В то же время физические нагрузки должны обеспечивать профилактику патологических изменений в организме.

Игры, где используются мелкомоторные движения пальцами и кистями, будут относиться к малоподвижному, сидячему (настольному) типу игр, к играм «живого действия», к навыковым играм. Сюжет игры задается игропедагогом, но в процессе постепенного более свободного овладения движениями, приобретения уверенности в исполнении, возможна модификация по типу книги-игры, где на развитие сюжета влияют игроки.

Игропрактическими инструментами в подобных играх будут выступать интерактивность, реиграбельность, получение удовольствия от приобретаемых навыков, наглядные достижения.

Изучение психологических особенностей пожилых показывает, что движущей силой их игрового поведения может выступать потребность в постоянстве, выражающаяся в привязанности к определенным людям, предметам, в стереотипности, стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов. Пожилые также часто испытывают потребность в автономии, определенной свободе, но не менее сильно в этом возрасте выражены потребности в любви, уважении, принятии и потребность в творчестве [3].

Такие особенности пожилых игроков позволяют создавать дизайн слабокооперативных игр, низкого и среднего уровня рандомизации, переживающих преимущественно внутриличностные конфликты в игре, реже – межличностные в групповой игре.

Для пожилых игроков существенным в поддержании мотивации является награда, в этом качестве эффективно выступают похвала, субьективные позитивные эмоции от достижений, переживаемые позитивные состояния. Атмосфера увлеченности, сопровождающая игровой процесс, способствует снятию психической напряженности (и решению множества психологических проблем), созданию условий для нормализации психоэмоционального состояния в целом и гармонизации эмоционального баланса.

Таким образом, включение элементов геймификации в сенсомоторные упражнениях пожилых позволяют добиваться эффективных результатов в развитии их телесного интеллекта.

 

 Список литературы

  1. Колесов С.Г. Телесный интеллект личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-2. С. 152-154.
  2. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск: Световид, 2009. 216 с.
  3. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. Дисс. … канд. психол. наук. М., 1990. 180 с.
  4. Чекалина А.А. К вопросу о телесном интеллекте в ментальности россиян // Вестник Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. Гуманитарные и социально-экономические исследования. 2020. Том 1. Выпуск XI. С. 99-105.

http://izvestia-ippo.ru/caplina-o-v-chekalina-a-a-yelementy-geym/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *