магистрант 2 года обучения Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, e—mail: z-79@yandex.ru
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса»
В статье представлены материалы исследования, нацеленного на обоснование, разработку и апробацию комплекса педагогических условий патриотического воспитания старших дошкольников посредством русских народных сказок.
Чрезвычайно актуальной в современной дошкольной педагогике является, ставшая уже аксиомой, традиционная отечественная научная позиция: патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте [1]. Успешности и эффективности воспитания патриотических чувств у детей, начиная с первых лет жизни, способствует ряд особенностей развития ребёнка. В этот период происходит формирование основ общей культуры человека [2, 4], становление базиса ценностных ориентаций личности [6], интенсивное развитие эмоционального интеллекта [7], закладываются механизмы первичной социализации [2], начинается процесс национальной самоидентификации [5]. Дошкольное детство является благоприятным периодом для психолого-педагогического воздействия на ребёнка, так как в это время образы восприятия действительности, культурного пространства весьма ярки и сильны, они устойчиво запечатлеваются в сознании, остаются в памяти надолго, зачастую на всю жизнь [4]. В связи с этим педагогам важно не упустить благоприятный этап для воспитания патриотических чувств в дошкольном детстве.
При этом можно утверждать, что целостная научная концепция воспитания гражданина, патриота России сегодня находится на этапе становления. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 г.) нацеливает современную теорию и практику на разработку и внедрение задач формирования первичных представлений дошкольников о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа. Но у педагогов дошкольного образования возникает множество практико-ориентированных вопросов, затрагивающих конкретизацию содержания патриотического воспитания дошкольников и методические аспекты его реализации.
Данная проблематика находит недостаточное отражение в комплексных, системных современных педагогических исследованиях. Большинство авторов: Л.Н. Бережная (2014), Т.А. Семёнова (2012), О.В. Орлова и Л.Н. Шамьянова (2014), С.Д. Помулева и Л.С. Рощук (2015), Е.А. Царегородцева (2014) и другие указывают на значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостных подходов для работы в данном направлении в современных условиях. Другие, например, Т.А. Брюханова (1999), Т.С. Бурылова и Н.А. Кочнева (2013), Д.А. Гусев и К.В. Васильева (2015), Т.А. Казимирская (2002), О.В. Коваленко (2014), Э.М. Шамшудинова (2013) и другие раскрывают в своих трудах только краеведческий компонент в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Изучению отдельных форм патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях посвящены исследования С.Т. Алиевой (2004), Е.И. Корнеевой (1995), А.Ю. Тихонова (1999) и других. Таким образом, характерной чертой современных исследований, связанных с воспитанием патриотических чувств детей дошкольного возраста, является отсутствие целостности, обращение к отдельным аспектам проблемы.
Анализ современных научных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста позволяет выявить противоречия: между осознанием необходимости воспитания патриотических чувств детей и недостаточной концептуальной разработанностью научно-теоретических основ патриотического воспитания дошкольников в стандарте дошкольного образования; между пониманием необходимости начинать воспитание патриотических чувств с дошкольного возраста и недостаточной научной разработкой систематического содержательно-методического обеспечения данного процесса в современных условиях; между убеждением, что воспитание патриотических чувств успешнее происходит в процессе приобщения детей к национальному культурному наследию, и реальной утратой интереса и уважения к собственной национальной культуре в обществе.
Названные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования: выявление педагогических условий воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки. Исследовательская деятельность была нацелена на теоретическое обоснование, разработку и экспериментальную апробацию комплекса педагогических форм и методов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.
Дизайн исследования предполагал первоначальное использование ряда диагностических методов: 1) наблюдения: а) в обычной жизни, б) в специально организованных педагогических формах работы с детьми; 2) опроса: бесед с детьми в повседневной жизни и на занятиях в детском саду. Формирующий эксперимент включал педагогическую работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством русской народной сказки в течение одного учебного года.
Первоначальная диагностика у 44-х детей старших групп (шестого года жизни) проводилась на базе дошкольного отделения № 3 ГБОУ «Школа № 1223 «Лингвистический центр» города Москвы проводилась в начале 2017-2018 учебного года. Детям были заданы вопросы: «Как называется страна, где ты живёшь?», «Что ты знаешь о своей родине?», «Ты любишь свою родину?». Полученные результаты позволили утверждать, что большинство ответов детей (72% от общего количества ответов) были эмоционально положительно окрашены. По выявленному отношению мы смогли сделать вывод о том, что у старших дошкольников развиты патриотические чувства, которые можно трактовать как любовь к родине.
Сходные данные были получены и в содержании ответов детей: 42 ребёнка их 44 опрошенных утвердительно ответили на вопрос «Ты любишь свою родину?», двое детей ничего не ответили, детей, которые высказались бы отрицательно, не было. При этом, ответы детей относительно знаний о родине не отличались разнообразием. Практически все дети говорили, что их родина – Россия, что это большая страна, столица России – Москва. Более половины опрошенных добавляли в ответах сведения, полученные в ходе путешествий с родителями по стране. Характерными были ответы, в которых дети путали сведения, полученные в поездках по зарубежным странам со знаниями о родине, например, упоминали о местах и достопримечательностях Турции и Египта, как о российских.
Наблюдения, проведённые за детьми в повседневной жизни и на занятиях, привели нас к заключению, что в различных видах детской деятельности (в играх, в продуктивной деятельности, а проектно-исследовательской деятельности) редко присутствовали темы и сюжеты, связанные с родиной, отражавшие патриотическое содержание. Фактический материал, полученный в ходе диагностического этапа исследования, позволил сделать вывод о необходимости разработки специального комплекса педагогических условий, направленных на воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Следует отметить, что при проведении формирующего этапа работы мы изначально столкнулись с затруднениями, которые были связаны с необходимостью реализации стандарта дошкольного образования. Во-первых, с необходимостью обеспечения ключевого для нашего исследования принципа интеграции педагогического процесса. Он определил изначальное взаимное дополнение при планировании и реализации содержания всех образовательных областей. Во-вторых, практические затруднения в исследовательской деятельности касались требования переориентации педагогов с учебно-дисциплинарной модели организации образовательного процесса на личностно-ориентированную, предполагавшую совместную деятельность взрослых и детей.
Интеграции в содержании работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников нам удалось достичь путём конкретизации направлений, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В частности, включением в педагогический процесс задач воспитания любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, к культурному достоянию своего народа, воспитания уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, традициям государства. Проблема переориентации воспитателей на совместные формы работы с дошкольниками, включение родителей воспитанников в образовательный процесс группы решалась нами путём совместного планирования работы с педагогами. Также нами использовались обучающие открытые показы разнообразных форм работы с детьми и их родителями, которые проводились специально для педагогов.
В комплексно-тематическом планировании образовательного процесса в старшей группе дошкольной образовательной организации нами изначально был обозначен ряд тем, в которых делался акцент на решение задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок. Реализация плана работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в старшей группе детского сада осуществлялась нами с использованием всего многообразия педагогических средств: иллюстративных материалов, музыкальных произведений, предметов народно-прикладного искусства, информационно-коммуникационных средств и технологий. При этом центральное место в нашей работе занимала русская народная сказка. Из всего многообразия использованных нами в патриотическом воспитании сказок наиболее заинтересовавшими детей были: «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Снегурочка» (она особенно нравилась девочкам), «Маша и медведь», «Мороз Иванович».
Педагогический процесс строился нами в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования и предполагал интеграцию разнообразных методов педагогической работы и видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. Детские впечатления от восприятия русских народных сказок находили отражение в театрализованных играх. Мы убедились в том, что театрализованные игры дошкольников не напрасно считают своеобразным рубежом между художественной и игровой деятельностью ребёнка. Режиссёрские театрализованные игры (настольные, стендовые), игры-драматизации с куклами би-ба-бо, а также игры-импровизации активно сопровождались детским рисованием. В рисунках были отражены впечатления старших воспитанников, их отношение к персонажам сказок, присутствовали и элементы русской природы, русского быта и культуры народа. В театрализованных играх дошкольников как в особом виде художественной деятельности мы параллельно решали задачи развития восприятия ребёнком текста, формирования специальных художественно-игровых умений, становления самостоятельной творческой деятельности детей.
Русские народные сказки помогли эффективно реализовать это педагогическое содержание. Помимо прочего дети узнавали о быте, традициях и обычаях русского народа, запоминали и использовали новые для себя русские слова: названия одежды, посуды, интерьера и другие. Сказки позволяли нам раскрыть перед детьми идеал русского человека, который был в этом случае для детей не далёкой перспективой, а понятным и близким другом, на которого нужно стремиться быть похожим.
При ознакомлении дошкольников с русскими народными сказками мы стремились избегать прямых наставлений детям, но замечали в беседах по фольклорным произведениям и в детских играх, что нравственный урок, который был заложен в содержании сказок, был доступен многим детям. Можно предположить, что этому способствовало не только многократное возвращение к тексту сказки, но и «вживание» в неё ребёнка, отождествление им себя с главным героем.
Педагогически целесообразными и наиболее успешными, на наш взгляд, формами работы с детьми были групповые и подгрупповые вечера сказок и досуги, дидактические игры по содержанию русских народных сказок (такие, как «Отгадай, из какой сказки», «Продолжи сказку», «Опиши героя сказки, а мы его назовём» и другие), выставки детских рисунков и поделок по мотивам русских народных сказок, создание книжек-самоделок, иллюстрирующих хорошо знакомые детям сказки и мультфильмов по ним.
На первоначальном этапе нами использовалось рассказывание, иногда чтение русских народных сказок воспитателем, которое всегда сопровождалось рассматриванием книжных иллюстраций, коллективное чтение, заучивание сказок наизусть по ролям, сочинение новых сюжетов сказок. После рассказывания или чтения русских народных сказок нами проводились беседы о прочитанном. Для нас было важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу услышанного, акцентировать внимание детей на наиболее значимых моментах.
Интеграция методов, используемых нами в образовательном процессе, реализовывалась в том, что в патриотическом воспитании дошкольников мы стремились сопровождать словесные методы подвижными и музыкальными русскими народными играми, танцами и песнями, которые дети специально разучивали с руководителем по физическому воспитанию и музыкальным руководителем детского сада.
Для повторного ознакомления детей со сказкой нами применялись технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии. Использовался просмотр диафильмов, мультфильмов и эпизодов из художественных фильмов по русским народным сказкам традиционного, так сказать «классического» содержания. С помощью мультимедийного оборудования мы показывали детям иллюстрации к русским народным сказкам, подбирали и демонстрировали фото и видеоматериалы, поясняющие жизнь, быт и традиции русского народа, о которых дети узнавали из сказок. Дети с удовольствием прослушивали аудиозаписи русских народных сказок в исполнении известных мастеров сцены.
После повторного восприятия сказки, когда дети уже частично усвоили содержание, активно использовалось инсценирование детьми отдельных эпизодов русских народных сказок. Было отмечено, что для старших дошкольников наиболее доступной формой инсценирования был настольный театр, а также театр мягкой игрушки. Инсценирование помогало детям активно воспринимать русскую народную сказку, выполняя ту или иную роль, ребёнок становился субъектом деятельности, переживал и осознавал всё, что происходило внутри сказки.
Драматизация как более сложный вид деятельности для старших дошкольников использовалась при организации досугов детей младшего возраста. Дети старшего дошкольного возраста готовились к драматизации совместно с педагогами группы и родителями воспитанников. В сотрудничестве с детьми взрослые придумывали и создавали элементы костюмов персонажей и декораций, распределяли между собой роли порой самым неожиданным образом, репетировали эпизоды, а затем представляли сказку зрителям из младших групп. Знакомство со сказкой обычно заканчивалось продуктивной деятельностью: рисованием, аппликацией или ручным трудом, лепкой персонажей сказки; постройкой нового дома для персонажей, рисованием или раскрашиванием иллюстраций к сказкам, из которых затем сшивалась книга и тому подобным.
Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашего исследования. Русская народная сказка – не временное явление в жизни детей, она должна иметь продолжение в семье. Проведённое нами анкетирование родителей, позволило выяснить, что в 16 семьях из изученных 44-х сохранилась традиция чтения или рассказывания ребёнку сказки перед сном. В остальных случаях рассказывание и чтение сказок подменили просмотр телепередач и компьютерные игры перед сном.
В ходе исследования мы поставили перед собой задачу помочь родителям понять педагогическую ценность русской народной сказки, овладеть способами рассказывания сказок детям. Для решения этой задачи нами был проведен комплекс специальных мероприятий: консультации для родителей «Какие русские народные сказки рассказывать или читать ребёнку», «Как рассказывать или читать ребёнку русские народные сказки», «Чему учат детей русские народные сказки»; подбор и рассылка родителям информации о тематических музеях и выставках, театральных постановках в Москве для посещения всей семьей; проведение совместных досугов для детей и их родителей («Играем в русские народные сказки», «Придумай, чем может закончиться сказка»); организация выставок совместных работ детей и родителей («В гостях у русской народной сказки», «Моя любимая русская народная сказка», «Мой любимый герой русской народной сказки»).
При проведении экспериментальной работы мы пришли к выводу, что воспитание в детях дошкольного возраста патриотических чувств, воспитателю необходимо создать для всех детей группы поддерживающую эмоциональную обстановку, которая стимулирует положительное эмоциональное отношение к родной культуре в целом. Для того чтобы смысл народной сказки был осознан маленьким ребёнком, чтобы сказка сохранила свою воспитывающую функцию, необходима постоянная помощь взрослого.
Обобщая сказанное, отметим, что существенный вклад в патриотическое воспитание дошкольников, как наиболее близкая ребёнку-дошкольнику фольклорная форма, вносит народная сказка, Народная сказка способна побуждать детей к творческой деятельности, отражению детских знаний и впечатлений в играх, рисовании, лепке, аппликации, рассматривании книг, играх. С помощью народной сказки реализация задач патриотического воспитания интегрируется с решением задач трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Список литературы
- Козлова С.А. Воспитание основ патриотизма // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2016. № 6. С.4–7.
- Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности. Автореф. дисс… доктора пед. наук. М. 1989. 26 с.
- Полковникова Н.Б. Особенности социального развития современных старших дошкольников: технология изучения и результаты // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М. 2016. № 4. С. 919–926.
- Полковникова Н.Б. Развитие самосознания дошкольников в процессе деятельности восприятия сказки // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2017. № 4. С. 15–20.
- Полковникова Н.Б. Содержание и педагогические технологии поликультурного образования современных дошкольников // Общее и особенное в культурах и традициях народов: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 28–29 сентября 2017 года). М.: Издательство Московского психолого-социального университета. 420 с. С. 282–287.
- Полковникова Н.Б., Несененко Е.Е. Педагогические условия формирования ценностных основ личности ребёнка дошкольного возраста в современной организации дошкольного образования // Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. М. 2014. С. 343–348.
- Савенкова Т.Д. Методика диагностики базовых параметров эмоционального интеллекта дошкольника // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3 (41). С. 47 – 53.
BYKOVA Natalia Master of 2 years of education of the Institute of Education and Psychology of Education of the State Social Educational Establishment of the Moscow State Pedagogical University, Moscow, e-mail: z-79@yandex.ru
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF PATRIOTIC EDUCATION OF SENIOR PRESCHOOLERS WITH THE USE OF RUSSIAN PEOPLE’S FAIRY TALE
The article presents the research materials aimed at substantiating, developing and approbating a set of pedagogical conditions for the patriotic education of senior preschool children through Russian folk tales.
Key words: preschool education, patriotic education, children of the senior preschool age, Russian folk tale.
http://izvestia-ippo.ru/bykova-n-v-pedagogicheskie-tekhnologii/