студент 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г.Москва
Е-mail: yana_burova00@mail.ru
Терехина А.М.
студент 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ
г.Москва.
Е-mail: terekhina@mail.ru
Научный руководитель: Бутурлова Вера Владиславовна, асс. департамента методики обучения, ИППО ГАОУ ВО МГПУ
В статье раскрывается методическая ценность игровой деятельности на уроках английского языка в начальной школе с опорой на раннюю концепцию Ж. Пиаже о развитии мышления ребенка. Приводятся примеры игр, соответствующие классификации Ж. Пиаже, которые можно использовать для обучения младших школьников. Данный материал необходим, прежде всего, педагогам при работе со школьниками начальных классов на уроках английского языка.
В современной школе особенно остро стоит вопрос о изучении иностранного языка. Согласно актуальному Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, владение иностранным языком является одной из ключевых задач. Однако в существующей практике учителя сталкиваются с рядом проблем в контексте преподавания иностранного языка в начальной школе. В частности, большую сложность представляет низкая мотивация обучающихся начальной ступени образования.
Решение данной проблемы можно найти в обращении к методам обучения, сформулированным Ж. Пиаже, который утверждал, что «понять — это значит обнаружить или реконструировать с помощью повторного открытия и эти условия должны быть соблюдены, если ставится целью формирование индивидуумов, которые способны на созидание и креативность, а не простое повторение».
Согласно мысли ж. Пиаже, целесообразно внедрять методы активного обучения при изучении иностранных языков. Использование на практике активных методов обучения позволяет не только дифференцировать образовательный процесс, но и привнести различные стратегии и приёмы обучения, позволяющие ученикам погрузиться в языковую среду. Ж. Пиаже утверждает, что главная цель учителя заключается в том, чтобы сделать изучение языка для ребёнка настоящим открытием, исследованием и экспериментом. Педагог, в свою очередь, должен стимулировать потребность к коммуникации и самовыражению у ученика. Именно тогда лингвистическое знание будет являться актуальным, а не навязанным. В этом случае можно говорить о плодотворно протекающем образовательном процессе, в результате которого сформируется личность, владеющая изучаемым языком на необходимом для удовлетворения своих потребностей уровне, готовая к межкультурной коммуникации.
Однако для формирования такой личности необходимо решить ряд трудностей в обучении иностранному языку, которые были изучены некоторыми психологами (Артемов В. А., Беляев Б. В., Зимняя И. А., Клычникова З. И.) и методистами (Бим И. Л., Гез Н. И., Ляховицкий М. В.). Так, Зимняя И. А. утверждает, что «специфика урока по иностранному языку обусловлена особенностями этого учебного предмета, среди которых основным является то, что иностранный язык, как всякий язык, является новым средством формирования, формулирования, выражения мысли». Изучив мысли авторитетных исследователей в этой области, мы пришли к мнению, что большой сложностью в процессе обучения иностранному языку является то, что ученики не умеют продумывать лексический материал, что порождает неоправданные и слишком затянутые паузы в их речи, делая высказывание трудным для восприятия. Также школьники не умеют выделять обобщающие признаки в материале, которые помогли бы запомнить и осмыслить изучаемую информацию, правильно кодировать и декодировать языковые единицы, составлять ассоциативные ряды. Данные факты позволяют говорить о том, что школьник вынужден прибегнуть к механическому заучиванию, что полностью противоречит когнитивному подходу в образовании.
Чтобы предотвратить подобные недостатки, возможно включение в педагогическую деятельность различных методов, таких как: проблемное обучение, кейс-стади, игровые технологии, техника перевёрнутого класса. Как говорила Зимняя И. А., что «обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности», что происходит лишь по «внутреннему побуждению».
Значение игры в развитии ребёнка было давно оценено мировым сообществом, что доказывает создание в 1961 году Международной ассоциации по защите права ребенка (IPA). В 1977 году ассоциацией была опубликована Декларация прав ребенка, которая после пересмотра в 1989 году стала включать специальную статью 31 (о правах ребенка на отдых, игру и участие в культурной жизни). Опираясь на раннюю концепцию Ж. Пиаже о мышлении ребёнка, можно сказать, что дети – фундамент будущего, а игра – неотъемлемая часть этого фундамента: игра – это не простое времяпрепровождение, а особый способ для ребенка жить, познавать, самовыражаться, развивать свой потенциал; игра инстинктивна, спонтанна и самопроизвольна.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы раскрыть методические приёмы, опирающиеся на учение Жана Пиаже об игровой деятельности, возможность и продуктивность их использования на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи:
- на основе анализа теоретических источников определить постулаты концепции Ж. Пиаже;
- определить потенциал построения учебного процесса, основанного на идеях Ж. Пиаже, согласно которым ученик является активным участником обучения;
- отобрать конкретные примеры игр, отражающие взгляды Ж. Пиаже, которые могут использоваться учителями на уроках английского языка в начальной школе.
Хотя Ж. Пиаже получил образование в иной области, в течение 60 лет он исследовал связи между детской мыслью и реальностью, которая познаётся субъектом, называемым им организмом, наделённым функциональной активностью приспособления. [3: с. 10-13] Поэтому учёного можно также считать и психологом, который на десятки лет вперёд продвинул развитие данной науки, и переосмыслил понятие детского интеллекта. Всемирную известность Пиаже получил благодаря открытию им эгоцентризма ребёнка. Он называл эту особенность врождённой скрытой умственной позицией детей, которая и обуславливала своеобразие детской логики, речи и представлений о мире. Из «теории двух миров» Ж. Пиаже следует, что с рождения мышление ребёнка аутично, то есть полно фантазий, не направлено на действительность. Под давлением реального мира мышление ребёнка развивается, приближаясь к социализированному направленному на действительность мышлению взрослых, сменяясь переходным эгоцентрическим, разделённым на мир реальности и мир игры.
Исходя из начальных этапов психофизического развития ребёнка, которые объясняют лидирующую роль игры в деятельности детей, Жан Пиаже приходит к теории игры как самовыражению [2: с. 13]. Ученый полагал, что игра есть форма творчества с определенной целью, некая подготовка к формам поведения на заданном уровне, не требующая немедленной практики; в процессе игры ребёнок учится ориентироваться, готовится вступить в действительность взрослых, где ему предстоит преодолевать жизненные трудности. Основным механизмом развития в процессе игры является механизм ассимиляции, определяемый Ж. Пиаже следующим образом: «психическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, которые сами являются не чем иным, как канвой действий, обладающих способностью активно воспроизводиться» [4: с. 11]. Этот механизм проявляется так: в процессе игры ребёнок ассимилирует мир вокруг под себя, что помогает адаптировать его, опираясь на собственное понимание и ощущение действительности.
Игра по Пиаже имеет символический характер, определяемый смешением аутизма и логики: она образовывает связь между сенсомоторными схемами и операциональным интеллектом. В символической игре символ дифференцируется от предмета или действия, а значение обособляется от вещи. Онтогенез игры в процессе развития ребенка проходит следующие стадии:
- Игра = упражнение. Основу составляют различные формы подражания, в процессе игры формируются наиболее сложные навыки;
- Символическая игра. Обучение процессу замещения реальности знаками и символами, что способствует созданию основы художественной деятельности.
- Игра с правилами. Является результатом развития операциональных структур интеллекта, допускает сотрудничество и соревнование.
Ж. Пиаже в своих исследованиях приходит к общему выводу: деятельность становится игровой в зависимости от творческой фантазии личности.
Пиаже внёс важный вклад в понимание игры как механизма развития мышления ребенка и осознание её особого символизма в этом процессе. Вместе с тем Д.Б. Эльконин, советский ученый и педагог, высказал своё несогласие с пониманием игры как эгоцентрической активности, оторванной от реальности и социальных взаимодействий со взрослыми [1: с. 20-22]. Но, несмотря на данное расхождение во мнении, Д. Б. Эльконин утверждает, что концепция игры детей Пиаже является одной из наиболее полных.
Внедрение идей Ж. Пиаже в построение учебного процесса курса английского языка начальной школы обладает определённым потенциалом. Игра открывает для ребенка огромный мир возможностей и привлекает его сильнее, чем мир ограничений взрослых. Этот фактор повышает уровень вовлеченности детей в учебный процесс, подогревает их мотивацию и активность. Помимо того, использование игры на уроках английского языка способствует:
- наиболее активному запоминанию нового лексического или грамматического материала;
- владению вниманием школьников на длительных промежутках времени;
- преодолению боязни ошибок и использованию ошибок в качестве важного источника приобретения новых знаний засчет стирания граней обучения и абстрагирования учащихся от их привычных социальных ролей.
Приведем конкретные примеры игр по классификации Жана Пиаже, которые могут использоваться в процессе обучения английскому языку в начальной школе.
Игры-упражнения: Подвижная игра-упражнение «Big foot»
Цели: активизация и контроль употребления лексики по темам «Counting», «Numbers»; развитие чувства баланса; укрепление взаимодействия между учениками.
Класс: 1 – 3.
Время: 5 минут.
Материалы: толстый картон, ручки, липкая лента.
Подготовка: необходимо подготовить два-три трафарета, затем вырезать с учениками заготовки ступней из толстого картона. Заготовок по количеству должно быть столько, сколько чисел вы хотите повторить со школьниками. Далее «следы» наклеиваются с помощью липкой ленты на пол.
Ход игры: в процессе игры дети либо перепрыгивают со следа на след, либо подпрыгивают на них, при этом считая каждый шаг. Если ребёнок пропускает или делает ошибку в счёте, следующий игрок начинает игру. Можно усложнить игру применением таймера: в этом случае, ученикам предстоит сосчитать все следы как можно быстрее и правильнее.
Символические игры: Ролевая игра «Telephone game»
Цели: совершенствование навыков аудирования; актуализация навыка последовательного счёта; активизация называния телефонного номера и формирование умений использования данной структуры в речи.
Класс: 2 – 3.
Время: 15 – 20 минут.
Материалы: две набора телефонных номеров на карточках: красные и зелёные номера (по две карточки каждому ученику), распечатанный телефон с кнопками.
Ход игры: учитель смешивает карточки и раздаёт по две каждому ребенку. Объясняет детям, что красный номер – это их собственный телефонный номер, а зеленый номер – номер одного из других детей. Затем учитель набирает зелёный номер на своей карточке, повторяя цифры по мере набора. Дети слушают и смотрят на красные цифры на своих
карточках, чтобы узнать, их ли это номер. Когда ребенок слышит свой номер, он или она поднимает трубку и говорит «Hello, … here». Ребёнок, ответивший на звонок учителя, набирает следующий номер. Если ребенок набирает «неправильный» номер, он или она должны набрать его снова. Игра заканчивается, когда все дети наберут номер и ответят на телефонные звонки.
Игра с правилами: Подвижная командная игра «Clock race»
Цели: формирование умения спрашивать о времени и отвечать на вопрос: «What is the time?»; формирование навыка ориентирования во времени; развитие навыков аудирования.
Класс: 3 – 4.
Время: 10 минут
Материалы: набор чисел (1 – 12) больших размеров, нарисованных на толстом картоне, для каждой команды.
Ход игры: для проведения игры нужен очень большой класс или пустое пространство, возможно, школьный двор или игровая площадка. Учитель раскладывает цифры на полу в
виде двух часов с большим промежутком между каждыми часами, по одному циферблату для каждой команды. Все вместе дети спрашивают: «What is the time?». Учитель называет время, например: «It’s seven o’clock». Двое детей из каждой команды бегут к
своим часам и встают на цифры 7 и 12, чтобы показать это время.
Первая команда, правильно показавшая время, получает очко на
табло. Дети возвращаются к своим командам, а учитель называет новое время.
Два новых ребенка из каждой команды бегут к часам. Игра продолжается до тех пор, пока одна команда не наберет пять или десять очков.
В заключение хочется сказать, что использование идей Ж. Пиаже в процессе обучения английскому языку младших школьников несет в себе огромный потенциал. Он раскрывается в особой организации учебной деятельности через применение игровых технологий, соответствующим интеллектуальному развитию детей. Это позволяет перейти от пассивных методов изучения иностранного языка к активным, реализовывать проблемные методы обучения, снимать психологическое напряжение, раскрывать творческие способности детей и стимулировать их интерес к изучению английского языка. Действительно, игра является неотъемлемой частью самовыражения младшего школьника. В то же время включение в урок такого вида деятельности требует от учителя высокого профессионализма и тщательного отбора методических и дидактических материалов.
Литература
- Авдулова, Т. П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018. — 232 с.
- Леванова, Е. А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, И. О. Телегина [и др.]., 2012. — 76 c.
- Обухова, Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л. Ф. Обухова. — М. : Изд-во МГУ, 1981. — 191 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта: научное издание / Ж. Пиаже. — М. ; СПб. ; Нижний Новгород : Питер, 2003. — 192с.
- Титова С.В., Чикризова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-ob..(Дата обращения: 04.04.2022)
Abstract. The article reveals the methodological value of playing activity in English lessons in primary school, based on the J. Piaget’s early concept of child thinking development. There are presented examples of games that correspond to the classification of J. Piaget, which can be used to teach younger students. This material is necessary, above all, for teachers when working with primary school children in English classes.
Keywords: J. Piaget’s concept, playing technology, English, primary school, lesson, active learning methods.
http://izvestia-ippo.ru/burova-ya-m-terekhina-a-m-ispolzovanie/