Бурова Я.М. | ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С РЕПРОДУКЦИЕЙ

Рейтинг
[Всего голосов: 4 Средний: 5]

УДК: 372.882

Студент бакалавриата ГАОУ ВО МГПУ «Московский Городской Педагогический Университет», ИППО, направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, 5 курс

В статье раскрывается методический потенциал интеграции репродукций произведений живописи на уроках литературного чтения для развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Излагается важность развития данного комплекса навыков на этапе начального обучения. Приводится план работы с репродукциями на уроке. Данный материал, прежде всего, необходим учителям начальных классов при работе, направленной на развитие речи младших школьников.  

The article reveals the methodological potential of integrating reproductions of paintings at literature lessons for the development of communicative universal educational actions of younger students. The importance of developing this set of skills at the stage of a primary school is outlined. The plan of work with reproductions at the lesson is given. This material, first of all, is necessary for primary school teachers when working on the development of the speech of younger students.

В настоящее время в число первостепенных задач, которые диктуются социальным заказом и содержанием нормативно-правовых документов в сфере образования, входит требование по формированию сознательной, социально-активной, творческой личности. Учебная деятельность играет важную роль в решении данной задачи, так как именно она является основной у детей младшего школьного возраста. Во время обучения в начальной школе ученик осваивает определённую совокупность приёмов и способов действий, которые помогают ему в решении задач различной направленности: как учебных, так и нравственных. Также это способствует расширению, систематизации и развитию универсальных учебных действий, которые в дальнейшем будут составлять прочную базу для осуществления учебной деятельности.

Если говорить о начальной ступени образования как о важнейшей основе всего дальнейшего процесса получения знаний человеком, то академик Л.В. Занков подчёркивал, что «задача начального обучения – представить школьникам общую, целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственно познания. При этом сохраняется внимание к приобретению детьми чувственного опыта при непосредственном наблюдении за окружающей действительностью» (Занков Л.В., 1963 – с. 12). Проблемы эстетического и духовно-нравственного развития рассматривалась им интегративно. Представление ученику полноценной картины мира возможно только тогда, когда все области знания рассматриваются как взаимозависимые части одного целого.

Для полноценного развития ученика в современной начальной школе большое внимание уделяется интегрированному обучению. Так, например, уроки литературы позволяют интегрировать различные виды искусств при анализе художественного текста. При этом признаётся приоритетность эстетического начала школьников, позволяющая устанавливать диалогические связи между зрительным и текстовым художественным образом. Однако интегрированное обучение на уроке литературного чтения не ново, оно всегда считалось традиционным способом организации обучения. Музыка, живопись и театральные постановки широко использовались педагогами для эмоционального стимула учащихся и погружения в содержание изучаемого произведения. В современных образовательных реалиях интегративное обучение вновь становится актуальным и эффективным, именно оно помогает развивать коммуникативные универсальные учебные действия школьников путём сочетания демонстрации произведений живописи и литературного чтения, наиболее органично проникая в учебную деятельность.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы раскрыть методический потенциал интегрирования репродукций произведений живописи на уроках литературного чтения для развития коммуникативных универсальных учебных младших школьников.

Анализируя большинство современных программ основного общего начального образования, можно прийти к следующему умозаключению: предмет литературное чтение – это основа для формирования ученика-читателя, позволяющая приобщить его к литературе как особому виду искусства, наряду с музыкой, живописью и театром. Целью урока литературного чтения является введение школьника в мир художественной литературы, исходя из которой, перед учителем начальных классов встают следующие задачи: помочь ученику научиться идентифицировать, анализировать и осмыслять образность словесного творчества с помощью специальных методических приёмов, пробудить интерес к литературе и чтению художественных произведений, способствовать всестороннему развитию ученика с помощью чтения, в том числе развитию коммуникативных универсальных учебных действий школьников, создавая особые условия на уроках литературного чтения.

Однако, как отмечает Е.Р. Боровская, для побуждения к речевой деятельности нужна мотивация, стимуляция деятельности ученика, интерес к изучаемому материалу, который выдвигается для обсуждения, важна заинтересованность к предмету устного и письменного высказывания [2]. Становится ясно, что для развития коммуникативных навыков необходимо создание учителем речевой ситуации на уроках литературного чтения, в которой ученик мог бы полностью вовлечься в диалог или групповое обсуждение того или иного литературного аспекта, свободно высказывать свою позицию и учитывать мнения других. Одним из приёмов для создания условий, способствующих развитию навыков общения учащихся, является интегрирование произведений живописи и их репродукций на уроках литературы в процесс обсуждения содержания художественных произведений. Использование эмоциональных стимулов, таких как создание благоприятной психологической обстановки, спонтанное и свободное оглашение личной позиции ученика, являются преимуществами уроков литературы такого типа. В процессе занятий создаются предпосылки для развития творческой инициативы учеников, выражения своего отношения к изучаемому произведению, оглашению оценок и убеждений. Произведения живописи и их репродукции также могут помочь учащимся в выделении и идентификации художественного образа героя и его оценке. Согласно методике анализа художественного произведения методистом В.А. Лазаревой «художественный образ изучается как в словесном, так и в изобразительном искусстве в аспекте их сопоставления и посредством этого выясняется их общность» (Лазарева В.А., 2003). Данным утверждением подчёркивается неразрывность изучения словесного описания героев и сюжета произведения с их визуальным отражением. Таким образом, внутренние представления, возникающие у читателя во время чтения художественного произведения, находят внешнее зримое представление.

Репродукции картин также можно использовать на уроках литературного чтения в самом начале данного курса, например, с первоклассниками при изучении сказок. Значение сказок как средства развития речи учеников велико и неоспоримо. Посредством пересказывания сюжета, сохранения образных выражений и изобразительных средств, таких как эпитеты, сравнения и метафоры, а также путём передачи эмоциональной окраски и синтаксического строя содержания у младших школьников происходит формирование навыков связной речи. Использование репродукций позволяет предоставить опору при словесном высказывании школьника, а также показать богатство фольклора и произведений искусства, связанных с ним. Например, картины В.М. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке»  содержат информацию о культурном коде, эмоциях, заложенных в словесных произведениях и выраженных через мимику и действия персонажей картин, цветовой гаммой и расположением героев на перспективе полотна.

Имеет смысл использовать репродукции на обобщающих уроках или уроках-повторении, когда ученики уже знакомы с содержанием произведения, их позиция и отношение к данной композиции сформулированы, они могут оценить характеристики героев и идентифицировать их. Также стоит учитывать тот факт, что не все репродукции и их обсуждение может способствовать развитию речи учащихся, а может лишь усложнять понимание содержания словесного произведения и отталкивать школьников от обсуждения [2]. Е.Н. Колокольцев выделяет два аспекта привлечения художественной картины в ходе разбора литературных произведений: тематическая и сюжетная близость полотна или репродукции к произведению и характер изобразительно-выразительных средств, которые использует художник [4]. Учитель должен отбирать содержание картин и их репродукций, учитывая возраст, интересы и уровень коммуникативных навыков учащихся. Задания и вопросы для организации речевой деятельности должны учитывать позицию школьника, в них не должно быть заложено формулировок, подразумевающих то, что картина заведомо нравится ученику. Вопросительные формулировки следует делать более концептуальными, а не фактическими. Например, вместо того, чтобы спросить ученика: «Какую цветовую гамму использовал художник?», необходимо спросить: «Как ты думаешь, почему художник использовал именно такие цвета при написании картины?» или «Если бы ты сам писал картину по этому произведению, какие цвета ты бы использовал?».

Также важнейшим элементом при проектировании урока литературного чтения с использованием репродукций является его планирование. Далее приводится примерный план работы с репродукцией на уроке, расписанный по этапам:

I этап. Развитие самостоятельного осмысления увиденного учащимися.

Необходимо продемонстрировать репродукцию, обозначить её данные (название и художника картины) и дать несколько минут для индивидуального восприятия детьми картины. Также попросить о том, чтобы учащиеся обращали своё внимание не только на общее содержание картины, но и на детали. Эмоциональность и непосредственность детей не позволит им долго молчать. Они начнут вслух выражать свои чувства по поводу увиденного в картине. Если возникают затруднения в спонтанной речи учащихся, учитель может выразить свои ощущения и задавать следующие вопросы:

  • Кто смог бы выразить вслух свои чувства от увиденной картины?
  • Что вы сейчас испытываете?

II этап. Развитие эмоциональности восприятия и речи.

Необходимо задавать такие вопросы, которые бы не только не препятствовали свободному повествованию учеников, но и побуждали детей мыслить чувственными образами, анализировать свои ощущения от просмотра картины. Вопросы могут быть следующими:

  • Как ты думаешь, какое настроение хотел передать художник?
  • Какие чувства вызвала у тебя эта картина?
  • Какое настроение передают цвета картины?

Если ученику удаётся самостоятельно считать настроение, которое было заложено художником, можно предположить, что полотно обладает определённой долей выразительности. В данном случае необходимо раскрыть перед учащимися изобразительные средства, с помощью которых художник достигает того, чтобы идейный замысел его картины нашёл отклик у зрителя. К выразительным средствам картины, которые могут быть объяснены младшим школьникам, относятся: цветовая гамма, композиция, цветовой и световой контраст, линия, формат картины, симметрия, передача пространства, техника исполнения. Учителю необходимо не только знать содержание каждого термина, но и уметь показать данные художественные приёмы на картине.

III этап. Развитие художественного мышления учащихся.

На данном этапе стоит задача раскрытия перед учениками выразительных средств, использованных художником при написании картины. Необходимо направить восприятие учащихся таким образом, чтобы они понимали связь ощущений и художественных образов и приёмов написания картины. Помочь учащимся осмыслить, почему возникает то или иное чувство при рассмотрении картины.

Вопросы, направленные на выявление художественных средств и приёмов, могут быть такими:

  • Какие средства использовал художник?
  • С помощью чего художник добился того, что мы испытали то или иное чувство (страх, радость, печаль)?
  • Почему тот или иной объект детализирован (прорисован), а какой-то – нет?

Обычно у учеников не возникает сложностей с определением художественных приёмов и их отождествлением с определёнными чувствами людей. Так, дети могут выражаться следующим образом: «На картине много тёмных цветов – это грустные цвета, поэтому нам страшно и грустно», «Здесь много белого, голубого и зелёного цвета, я вспоминаю деревню и лето, мне хорошо, уютно».

IV этап. Анализ картины.

После того как учитель вместе с учащимися определит художественные средства и приёмы, выражающие идею полотна, проводится детальный анализ содержания картины, направленный на развитие познавательной активности учащихся, формирование их функциональной грамотности.

Проводится логический анализ картины. В ходе его задаются вопросы, которые заставляют учащихся мыслить, применяя свои фоновые, социокультурные, метапедметные и теоретические знания и навыки:

  • Как вы думаете, почему данный персонаж/предмет изображён на переднем/заднем плане полотна?
  • Что вы можете сказать о мимике персонажа? Как она изображена?
  • Почему листья жёлтые/зелёные?
  • Какое время года/суток изображено?

V этап. Обобщение результатов анализа.

Задачей данного этапа является обеспечение целостного восприятия художественного произведения. Учителем могут использоваться следующие приёмы: создание устного или письменного сочинения школьниками; создание текста по аналогии с искусствоведческим.

В заключении хочется сказать, что современная школа уже не представляется без метапредметных и интегративных связей: именно они помогают предотвращать фрагментарность знаний учащихся, показывать единство разных областей научного познания. Интеграция репродукций на уроках литературного чтения является продуктивных приёмом развития коммуникативных универсальных действий учащихся. Как показывает практика, произведения искусства вызывают эмоциональный отклик, демонстрация репродукции картины позволяет создать речевую ситуацию, привлекает внимание учащихся и побуждает их заговорить [1]. При этом реализуется главная функция школьного обучения – воспитание гармоничной личности, осваивающей законы культуры, ценности и традиции, язык и знаки.

 

Литература

  1. Боровская, Е.Р. Репродукция картины в образовательном диалоге // Межкультурные, научные и образовательные диалоги: Материалы международной он-лайн конференции. – Тракийский университет, 2020. – С. 142–150. [Электронный ресурс] URL: https://pf-yb.com/scientific-forums/(дата обращения 20.11.2022)
  2. Боровская, Е.Р. Цифровые ресурсы в коммуникативном развитии учащегося // Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации». – Журнал «Известия ИППО МГПУ», 2021. [Электронный ресурс] URL: http://izvestia-ippo.ru/borovskaya-e-r-cifrovye-resursy-v-komm/ (дата обращения: 20.11.2022)
  3. Занков, Л.В. О начальном обучении. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 198 с.
  4. Колокольцев, Е. Н. Произведения живописи в школьном изучении литературы/Е. Н. Колокольцев — «Издательство «Перо»,  – 190 с.
  5. Лазарева, В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. 3-е изд., дополн. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 96 с.

http://izvestia-ippo.ru/burova-ya-m-organizaciya-rechevoy-deyate/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *