Студенты 4 курса бакалавриата Московского Городского Педагогического Университета города Москвы
Направление подготовки 44.03.05. педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) начальное образование, английский язык.
Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации Апарина Ю.И.
С учетом стремительного развития онлайн технологий в сфере образования геймификация является отличным инструментом для формирования языковых навыков. Данная статья исследует влияние игровых элементов на процесс обучения. Рассматриваются виды игр, основные способы выбора игровых технологий, а также приводятся примеры игр и классификация их по сложности реализации. В заключении подчеркивается влияние геймификации на развитие навыков, мотивацию и вовлеченность учащихся.
Given the rapid development of online technologies in the field of education, gamification is an excellent tool for building language skills. This article explores the influence of game elements on the learning process. The types of games, the main ways of choosing game technologies are considered, as well as examples of games and their classification according to the complexity of their implementation. In conclusion, the influence of gamification on the development of skills, motivation and involvement of students is emphasized.
Когда мы говорим об игровых форматах или геймификации процесса обучения, как правило, имеется в виду интеграция в урок элементов игры. Данная тема была предметом изучения таких ученых и педагогов как Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и другие. Игровые методики активно применяются в сфере образования с целью повышения мотивации учащихся и улучшения усвоения ими материала. Геймификация образовательного процесса предоставляет учителям возможность органично и доступно доносить до учащихся новую информацию, становясь необходимым, важным и эффективным инструментом в сфере педагогики. Зачастую учителям кажется, что геймификация относится только к младшим школьникам, но игровые форматы обучения могут быть использованы даже при работе с учениками среднего и старшего школьного возраста, ведь изучать сложные грамматические конструкции или практиковать речевые выражения гораздо интереснее в рамках игры, чем в рамках однотипных заданий из учебника. Использование игр в процессе обучения предоставляет учащимся возможность практиковать изучаемый материал, не боясь при этом допустить ошибку и не испытывать стресс. Игра, отличающаяся от привычной учебной рутины, станет запоминающимся опытом, что способствует эффективному усвоению и запоминанию информации. Игры — это также метод для самооценивания. При недостаточной подготовке к той или иной теме урока возникают трудности в правильном прохождении игры, а отсюда и неудовлетворенность результатами. Следовательно, если ученик, опираясь на результаты игры, будет прорабатывать свои недочеты, то успешно сможет завершить изучаемую тему.
Применение игровых технологий на уроках английского языка в онлайн формате помогает педагогу превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Очень важно подобрать такие материалы, онлайн платформы и виды игр, которые будут адаптированы под возраст и индивидуальные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте игра выступает дополнительным стимулирующим фактором для ученика. Порой стремление к знаниям может быть недостаточной мотивацией для некоторых обучающихся, а при дистанционном форме проведения уроков ученикам бывает трудно организовать себя, сконцентрироваться на материале и отвлекаться на посторонние факторы, которых при такой форме обучения гораздо больше, чем на очных уроках в школе. В таком случае геймификация помогает привлечь детей к теме урока, представляя знания в более доступном и интересном формате.
Игры — понятие многогранное. Существуют различные виды игр, применяемых на уроках как в оффлайн, так и в онлайн формате. Игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые и общеклассные. Приведем примеры игр, которые хорошо подходят для использования в дистанционном формате обучения для каждой категории [3].
Индивидуальные игры чаще всего направлены на закрепление и контроль знаний, и примерами таких игр служат онлайн кроссворды помогающие в повторении слов и дефиниций, которые сразу выдают ученику результат его работы, а также различные сайты и приложения, например, приложение «Duolingo» предлагает ученикам эффективные и короткие уроки в игровой форме, позволяет тренировать навыки аудирования и говорения, повторять грамматику и лексику, а также изучать новую. Такие приложения фиксируют прогресс ученика и, что очень важно при дистанционном формате обучения, у всех приложений такого рода есть функция напоминания о том, что необходимо продолжить обучение, что помогает ученикам с самодисциплиной.
Парные игры зачастую используются для развития речевых навыков обучающихся. Например, учитель может создать для обучающихся интерактивную карту, и ученикам в паре нужно договориться и составить маршрут прогулки по виртуальному городу, а также учитель может включать звуковые эффекты (звуки транспорта, звуки животных, звуки различных локаций), с помощью которых ученики должны догадаться, что имеется в виду, и обсудить это на английском языке. Эта игра прекрасная альтернатива составлению скучных диалогов на банальные темы.
Групповые игры — это те игры, которые предполагают соревновательный характер, развивают навыки работы в команде. Их можно реализовать в онлайн формате, используя виртуальные класс, где каждая группа учеников находится в отдельной онлайн конференции, а учитель имеет доступ к каждой из них и при необходимости перемещается. Примерами таких игр чаще всего служат игры в формате кейсов с проблемными ситуациями и онлайн-квесты, где группе учеников необходимо выполнить задания/ ответить на вопросы для того, чтобы суметь выбраться из комнаты.
Общеклассные игры представляют собой работу всего класса как единого целого, одной команды или индивидуальную работу каждого ученика в рамках одной общей игры. Примером таких игр может стать игра «Крокодил», в которой одному ученику необходимо показывать слово жестами, а другим обучающимся угадать, что это за слово, или игра «Элиас», в которой необходимо объяснять уже не жестами, а словами, предложениями. Так намного проще изучать новую лексику или повторять старую.
Кроме того, игры можно разделять по образовательным задачам на изучающие новый материал, формирующие умения и навыки и достаточно большая группа игр обобщающего повторения и контроля знаний. Также игры можно разделить по их типам: познавательные, ролевые, деловые и комплексные игры.
Многие учителя не используют игровые технологии во время своих занятий, потому что считают, что все игры очень сложные в подготовке и реализации, поэтому приведем примеры игр, разделенные по сложности организации. Профессиональная подготовка учителя, как указывает Ю.И. Апарина, должна включать подготовку к традиционным и современным технологиям обучения школьников. Игровые технологии являются обязательным звеном современного урока иностранного языка в начальной школе [2: с. 506-508].
К простым играм по сложности организации для учителя можно отнести игру «Виселица». Учитель загадывает слово и обозначает на слайде количество букв (точками, «окошками», пустыми квадратами), рядом рисует виселицу и каждый раз, когда ученики называют букву, которой нет в загаданном слове, дорисовываем голову, тело, руки и ноги, пока не появится человечек. Если классический вариант вас смущает, то можно нарисовать вместо виселицы акулу или динозавра, опасно приближающихся к человечку. Вариант еще интересней: отгадываем не просто слово, а пароль, по которому герой сможет попасть на взлетающую ракету или в волшебный мир. Также простой в реализации можно считать игру «Бинго» — онлайн-игра с карточками для изучения терминов, новой лексики, для создания которой необходима только лексика или картинки обозначающие нужные слова, потому что сейчас существует огромное количество сайтов, которые создадут саму таблицу бинго за вас. Еще интересной альтернативой заданий послетекстового этапа может стать игра «Верю/ не верю», которая позволяет реализовать большое количество форматов от устного опроса, до ребуса на слайде презентации или лабиринта, где ученикам необходимо отвечать верят они в правдивость утверждения или нет и соответственно выбирать куда повернуть.
Умеренно сложные в реализации игры — это игры, на подготовку которых учителю понадобится больше 5 минут. Примером такой игры является классическая версия игры «Морской бой» в новом формате. Чтобы сделать ход, ученику нужно правильно составить предложение в требуемом времени, используя слова из выбранной строки и колонки. Формат данной игры может быть любым: можно организовать командную игру или весь класс по очереди будет «стрелять» в ячейки, угадывая корабли, которые подготовил учитель. Также игра «Don’t panic» является достаточно легкой в реализации. Учитель устанавливает таймер и объявляет категорию, а ученики (в режиме премодерации чата) должны назвать три термина, правила или составить три предложения (и т. д.) в данной категории, например, учитель называет категорию «Food», а ученики должны успеть написать в личный чат учителю слова, подходящие к названной категории. Игра «Табу» тоже не отнимет много сил и времени на подготовку. Учителю нужно заранее подготовить слова и под каждым словом, которое он загадал, указать по пять слов-табу, то есть те слова, которые запрещено использовать во время объяснения загаданного слова или грамматической конструкции своей команде.
К играм, которые требуют достаточно большого количества времени на подготовку, можно отнести аналоги известных игр, таких как «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» и «Что? Где? Когда?», для реализации которых учителю потребуется создавать достаточно длинные презентации, прописывать вопросы и задания, а также желательно сделать слайды с верными ответами или автоматическую проверку ответов учеников, в случае если ответ необходимо вписывать, а не произносить. Также в данную категорию стоит добавить онлайн квесты, различные викторины и квизы. Такие игры способствуют совершенствованию умения аудировать иноязычные тексты, что, по мнению Ю.И. Апариной, является одним из наиболее сложных для освоения видов речевой деятельности [1: с. 35].
Таким образом, геймификация является отличным инструментом для формирования языковых навыков в онлайн обучении. Она способна сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, а также способствует развитию мотивации и вовлеченности учащихся разных возрастов. Использование игровых элементов может помочь учащимся достигать лучших результатов, а также способствует повышению эффективности обучения.
Список литературы:
- Апарина, Ю. И. Фасилитативный подход к обучению аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе / Ю. И. Апарина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – № 10. – С. 34-37.
- Апарина, Ю. И. Фасилитативная стратегия в системе профессиональной подготовки магистра как субъекта образования / Ю. И. Апарина // Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 05–06 апреля 2017 года / Институт социально-гуманитарных технологий. – Москва: ВАШ ФОРМАТ, 2017. – С. 506-508.
- Квитченко, Е. А. Игровые технологии в обучении английскому языку (на примере организации учебного процесса в школе иностранных языков LingWin г. Ханты-Мансийска) / Е. А. Квитченко, А. С. Жирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 402-404. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103464/ (дата обращения: 27.11.2024).
- Василиженко, М.В. Геймификация как современный метод обучения иностранным языкам / М.В. Василиженко, Е.А. Коротков, В.С. Мухаркина // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2020. — Nº 2 (48). — С. 43-49
http://izvestia-ippo.ru/borodina-mariya-borisovna-zugrova-vik/