E-mail: sofiy11@bk.ru
Научный руководитель:
Козырева Н. А., кандидат психологических наук, доцент
ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E-mail: nellydelf@mail.ru
Аннотация. В статье описываются этапы проектной деятельности по разработке игр младшими школьниками и методы развития креативности в этом процессе.
Введение. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению различных задач. Одной из задач ФГОС является формирование и развитие творческих способностей учащихся. Креативность, являясь одним из основополагающих предпосылок в развитии творчества, находится в центре внимания многих ученых и исследователей. Анализ психолого-педагогической литературы, освещающей содержание и структуру креативности, демонстрирует многозначность трактовки понятия «креативность»[2, с. 326].
Креативность является характеристикой личности, которая обнаруживает находчивость, нестандартность, оригинальность мышления и восприятия, фантазию, интуицию, способность решения проблем неординарными способами. Ценность творческого мышления, по мнению Я. А. Пономарева, заключается в том, что для творческого человека важен результат деятельности, который представляет собой новый продукт, ранее неизведанный [7].
К педагогических условиям развития креативности ребенка младшего школьного возраста Я. А. Пономарев относит:
- уровень заинтересованности ребят решением креативных, творческих задач;
— ценностное отношение к творческому процессу, творческого характера деятельности, что не только декларируется, но и внедряется в семье;
— осведомленность, опыт, обеспечивающие ребенку возможность разными способами творчески самовыражаться;
— возможность творческой, практической деятельности в образовательном учреждении [7].
ФГОС НОО предусматривает участие детей младшего школьного возраста в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы; выполнение творческих работ, проектов.
Методика. Методпроектов относится к частным методам дидактики. Образовательный проект рассматривается Н. Ф. Яковлевой в виде совместной игровой, творческой или учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые обязательно имеют общие цели, согласованные способы и методы деятельности для достижения общего, заранее запланированного результата [11, c.14].
М. Б. Романовская полагает, что с помощью проектной деятельности возможно решать основные дидактические задачи любого учебного занятия, а именно, воспитательную, обучающую и развивающую [9].
Навернюк А. Ю. приводит примеры создания школьниками проектов по разработке настольных игр, конструкторов и головоломок школьников в мастерской “Фантазеры” ГБОУ гимназия № 1811 «Восточное Измайлово». На предварительном этапе ребята проводят исследовательскую работу – знакомятся с разнообразными видами настольных игр, с лучшими идеями и разработками, обсуждают достоинства и недостатки существующих игр. Они изучают, что такое настольная игра и каковы ее отличительные признаки и особенности, выделяют общие характерные особенности настольных игр, их основные компоненты и возможные вариации[6, с.624].
Отметим, что это сложная исследовательская задача для детей, поскольку единой общей классификации настольных игр до сих пор не существует [10]. Но задача для них интересная, и они горячо обсуждают особенности игр различных видов, развивая навыки анализа, выделения существенных элементов и классификации по разным основаниям.
Козырева Н. А. и Ключ Н. В. для разработки игр с младшими школьниками используют такие методы проектирования, как «Метод фокальных объектов», «Типовые приёмы изобретательства по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач)», «Повышение уровня новизны продуктов творчества».
Метод фокальных объектов (авторы — Э. Кунце и Ч. Вайтинг) является одним из самых простых в освоении детьми, и при этом дающим интересные решения для создания ими идей новых объектов, в том числе игр и элементов игр. Суть данного метода состоит в перенесении некоторых признаков различных объектов на другие случайно выбранные объекты. Далее, используя метод свободных ассоциаций, первоначальный объект приобретает новые функции, возможности использования и даже новые свойства [4, с.191]. Построение ассоциативных цепочек активизирует творческое воображение и речь детей.
Метод повышения уровня новизны продукта творчества разработан М. С. Гафитулиным [1] и предполагает сравнение разработанного творческого продукта с известным автору прототипом. Для повышения уровня новизны автор изменяет элементы прототипа, сначала – в деталях. Например, на 2-ом уровне повышения новизны – за счёт изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности. На 3-ем уровне новизны автору предлагается продумать более существенные изменения прототипа. Они касаются уже повышения функциональности прототипа и отдельных его элементов, снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются; выполнения известного другим способом, другими средствами; включения прототипа как части целого, т. е. объединение прототипа с таким же, либо чем-то другим; разрешение противоречия: прототип есть и его нет. На 4-ом уровне новизны автору предлагается продумать замену исходной функции прототипа, исчезновения признаков прототипа и появления новых элементов для реализации новой функции; а также за счёт высокого уровня обобщения выйти на методологический уровень. Эта методика позволяет не только оценивать уровень новизны проектов детей и учителей, но и прогнозировать, сознательно задавать уровень новизны для будущей своей творческой разработки, пошагово увеличивать уровень новизны объекта. «Методика позволяет вам пошагово УВЕЛИЧИТЬ уровень новизны всего, что вы собирались создать – будь это новое кулинарное чудо (в домашних условиях), или новая методика преподнесения какой-либо темы на уроке, или самодельный подарок для соседки по парте» [3, с.116].
Г. С. Альтшуллер, автор ТРИЗ, утверждал, что возможно выявить из примеров и опыта изобретений инженеров, креативно мыслящих людей определенные методы, технологии и приемы, чтобы потом эффективно внедрять их в работу по обучению любого человека с любым уровнем развития воображения. Он тщательно анализирует около 40 тысяч различных изобретений разных стран, выделяет определенные закономерности, принципы и технические приемы, на основе которых разрабатывает, сегодня всемирно известную Теорию решения изобретательских задач (сокращённо — ТРИЗ).
Типовые приемы ТРИЗ широко используются российскими авторами игр. Н. А. Козырева приводит результаты своего исследования 2152-х авторских свидетельств и патентов на изобретения в области игр за 1971-2002 гг. [5]. И ведущие изобретатели игр (Р. Л. Фельдман – 35 патентов на изобретения, К. П. Лазарев– 25 изобретений, В. А. Кайе – 24 патента), и авторы менее продуктивные использовали в своём творчестве для разработки игр различные приёмы ТРИЗ.
Приведем часть таблицы (табл. 1) из вышеупомянутой работы, которая позволяет увидеть те типовые приёмы ТРИЗ, которые используются в изобретениях, и могут быть полезны детям (и студентам педагогических специальностей ВУЗов [8]) для разработки их собственных игр.
Таблица 1 –Элементы ТРИЗ в творческих продуктах изобретателей игр
№
типового приёма |
Название типового приёма, геометрического эффекта или закономерности по ТРИЗ | Фельдман Р.Л. (35) | Лазарев К.П. (25) | Кайе В.А (24) |
1 | Принцип дробления | 13 | 4 | |
3 | Принцип местного качества | 6 | 5 | |
4 | Принцип асимметрии | 2 | ||
5 | Принцип объединения | 2 | 5 | |
6 | Принцип универсальности | 2 | ||
7 | Принцип «матрёшки» | 5 | 2 | 3 |
8 | Принцип антивеса | 6 | ||
10 | Принцип предварительного действия | |||
14 | Принцип сфероидальности | 3 | 2 | 2 |
15 | Принцип динамизации | 7 | 2 | 9 |
17 | Принцип перехода в другое измерение | 10 | 4 | 1 |
23 | Принцип обратной связи | |||
24 | Принцип посредника | 8 | 7 | 4 |
25 | Принцип самообслуживания | 1 | ||
26 | Принцип копирования | 1 | ||
27 | Принцип дешёвой недолговечности | 1 | ||
28 | Принцип замены механической системы | 3 | ||
29 | Принцип использования пневмо- и гидроконструкций | 2 | ||
30 | Принцип использования гибких оболочек и тонких плёнок | 3 | ||
32 | Принцип изменения окраски | 3 | 1 | 1 |
34 | Принцип отброса регенерации частей | 3 | ||
35 | Принцип изменения агрегатного состояния объекта | 1 | 1 |
На основании изученного нами составлен план работы с младшими школьниками по методу проектов (проектирование игр) в условиях группы продленного дня:
1) предварительный этап (изучение различных видов игр, выделение их существенных элементов и их характеристик);
2) образовательный этап (изучение метода фокальных объектов, некоторых типовых приёмов ТРИЗ, метода повышения уровня новизны продуктов творчества);
3) этап генерации идей;
4) этап макетирования разработок (обсуждение и изготовление макетов игр для апробации);
5) этап апробации (дети несколько раз разыгрывают игры, уточняют правила, дизайн и состав элементов игры);
6) этап презентации (внутренней, перед родителями в рамках специально организованного мероприятия, и внешней – на конкурсах исследовательских и проектных работ).
Для формирования креативных способностей каждой личности учитель планирует в проекте разработки игр предложить детям различные виды деятельности, которые дают возможность каждому ребенку выбрать вид творчества, который ему нравится больше всего и с помощью которого ребята в малых группах смогут создать свой новый продукт – игру. Таким образом, будет запущен «механизм»: дети, обучаясь в играх и на играх, сами создают новые игры, которые могут быть тиражируемы для обучения новых поколений детей.
Результаты. Это дает возможность раскрыть все заложенные в личности природные задатки, креативные и творческие возможности; обеспечить оптимальные предпосылки для самореализации детей, способности к творчеству, способствует определению склонностей и способностей школьников.
Такое участие в проектных продуктивных видах деятельности привлекает ребенка процессом творчества, формирует креативные способности и побуждает в дальнейшем заниматься творчеством.
Обсуждение. Таким образом, использование метода проектов по разработке игр в ходе учебно-воспитательной работы является эффективным средством активизации творческого мышления и креативности детей и выработки оригинальных идей.
Использование метода проектов позволяет активизировать креативный потенциал детей, привлечь их к продуктивно-исследовательской деятельности, способствует учету интересов, наклонностей и способностей младших школьников, формирует умение работать творчески.
Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность, со своими способностями к различным видам творчества: изобразительной, учебной, научной, технической, литературной, управленческой, музыкальной. Важной задачей учителя и является пробудить или развить то творческое зернышко, которое есть в каждой личности, что заложено там природой; помочь найти себя в жизни. Именно в творчестве личность может самореализоваться и самоутвердиться, открыть себя.
Заключение.Занятия по проектированию игр и игрушек решают задачи развития детской креативности, навыков исследовательской деятельности, готовят детей к созданию проектов в области изобретательской практики. Творческий характер проектной деятельности определяет особую манеру мыслительной деятельности учащихся. Это побуждает к развитию личности младшего школьника, создает условия творческого саморазвития и самореализации, поскольку способствует жизненно-творческому развитию детей, формирует необходимые жизненные компетентности.
Список литературы
- ГафитулинМ. С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны// Адукацыяi выхаванне. – Минск, 1994. – № 7.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 450 с.
- Козырева Н. А.Начинай изобретать! – М.: ГБОУ «ИннАрт», 2014. – 150 с.
- Козырева Н. А., Ключ Н. В. Использование метода фокальных объектов на занятии по проектированию игрушки [Электронный ресурс]// Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. – М.: НАИР, 2018. – C. 190-193. URL: https://acgi.ru/upload/iblock/118/118aaf8e68ce72bcd2c6a8e1393c6a5e.pdf(дата обращения: 04.10.2021).
- Козырева Н. А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр [Электронный ресурс] //Теория и практика решения изобретательских задач: Сборник докладов конференции «TRIZfest07». Сост. А. Кудрвцев. – Москва, 2007, С. 160-166. URL: https://www.trizland.ru/trizba/pdf-articles/TRiz_fest_2007_referats.pdf(дата обращения: 11.10.2021)
- Навернюк А .Ю. Процесс разработки и изготовления игр как средство организации педагогического взаимодействия в пространстве дополнительного образования в школе// Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции, 28–30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) / под ред. Е.И. Ивановой. – Текстовое электрон. издан. в 2 томах. – М.: НАИР, 2017. – Т. 2. – С. 619-628.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.:Наука, 1976. – 304 c.
- Разработка студентами авторских игр и игрушек с помощью типовых приёмов ТРИЗ: учебно-методические материалы / Н. А. Козырева и др. – Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. – 36 с.
- Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
- Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста / Ю. А. Акимова, С. И. Карпова, О. И. Ключко [и др.]; под научной редакцией А. И. Савенкова. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 339 с.
- Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении. – 2-е издание, стереотипное. – М.: ООО «ФЛИНТА», 2014. – 144 с.
Abstract. The article describes the stages of project activities for the development of games by younger schoolchildren and methods of developing creativity in this process.
Key words: creativity, creativity, abilities, junior schoolchildren. project activity; design methods; design of games and toys; method of focal objects; TRIZ; novelty levels.
http://izvestia-ippo.ru/boltasova-s-a-razvitie-kreativnykh-sp/