Болтасова С.А., Козырева Н.А. | РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ И СОЗДАНИЮ ИГР

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Болтасова София Александровна, магистрант института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: sofiy11@bk.ru 

Козырева Нелли Арнольдовна, кандидат психологических наук, доцент департамента педагогики института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва. Е-mail: KozyrevaNA@mgpu.ru

В статье описывается содержание программы внеурочной деятельности по разработке и созданию игр младшими школьниками, этапы ее реализации.

Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В соответствии с ФГОС НОО одной из задач образовательного процесса является обучение школьников решению проблем с помощью поискового и творческого методов.

В. Н. Дружинин определяет креативность, как элемент творческой деятельности, обладающий иными по сравнению с интеллектуальным развитием, характеристиками: «К основным параметрам креативности относятся способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу» [2, с. 326].

Метод проектов представляет собой дидактическую категорию и в словаре по педагогике определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов» [4, с.174]. Метод проектов всегда подразумевает решение какой-либо проблемы как теоретической, так и практической, в конце проекта обязательно образуется продукт. И это является большим достоинством для школы, поскольку при решении проблемы ученикам необходимо использовать интегрированные знания, умения и навыки из разных сфер жизни. Через проектную деятельность мы достигаем триединую дидактическую цель, в которой содержится образовательный, развивающий и воспитательный аспекты [7, с.4].

Нами разработана программа развития креативности младших школьников посредством проектной деятельности по проектированию игр в группе продленного дня «Мир игр». Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир, и при этом игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта [6]. Также проектирование игр в группе продленного дня– это использование свободного времени детей для выполнения проектов, и организация познавательного досуга. При разработке программы нами использован опыт Творческой лаборатории «Изобретаем игры» для детей от 10 лет и поставленная цель: «Ребенок не просто потребитель пусть даже РАЗВИВАЮЩЕЙ среды, а её СОЗИДАТЕЛЬ» [5, с.113]. Мы учли возрастные особенности детей 7–9  лет и организационные возможности группы продленного дня.

«Мир игр» – это программа внеурочной деятельности, рассчитанная на 50 астрономических часов занятий, которые проводятся в игровой форме в группе продленного дня. Дополнительно по 3 часа мы отводим на начальную и итоговую диагностику.

Программа состоит из пяти разделов:

1.Анализ известных игр.

2.Изучение методов проектирования игр.

3.Проектная деятельность.

4.Презентация разработок.

  1. Рефлексия и планирование.

(6) Диагностика начальная и итоговая.

На занятиях первого раздела «Анализ известных игр» дети анализируют элементы игр и собирают каждый свою картотеку наиболее интересных моментов игры. Мы специально оговариваем с детьми, что они свободны в соблюдении или не соблюдении правил этих игр. Начальный уровень креативности позволяет ребенку посмотреть на предоставленную игру под другим углом – как возможность внести свои изменения в её элементы и правила. Для детей отсутствуют рамки и границы, их никто не ограничивает, они не имеют рамок, которые могут их застопорить.

Второй раздел программы «Изучение методов проектирования игр» также предназначен для развития креативности детей. Мы используем технологию активного обучения – групповое обсуждение, обратный мозговой штурм, метод морфологического анализа, типовые приёмы решения изобретательных задач (по ТРИЗ), метод фокальных объектов, метод повышения уровня новизны творческих продуктов, что было нами подробно описано ранее [1]. Обучение детей инструментам, методам проектирования игр позволяет им не только участвовать в процессе игры. У ребёнка включается воображение, и он может погрузиться в процесс игры не только как игрок, но и как её изобретатель. Ему хочется добавить персонажей, изменить игровое поле, создать новую реальность, в которой ему будет более комфортно и интересно.

Третий раздел программы «Проектная деятельность» связан с созданием собственной разработки ребенком или группой детей, изготовлением начального, эскизного варианта игры и апробации ее с товарищами по группе продленного дня. Как пишет О. В. Цаплина: «Развитое образное мышление позволяет младшему школьнику свободно организовывать или вливаться в любой игровой сюжет. В игре активно используются моделирование, замещение предметов и экспериментирование» [3, c.108]. Креативность может помочь ребенку соединить несколько игр внутри одной, что будет достаточно интересным и полезным, поскольку игра превращается в новое знание и создание чего-то совершенно нового. При подобном сценарии ребенку нужно помогать развивать его креативное мышление и воображение. При помощи создания своих игр детям проще понимать-переосмысливать мир, свой опыт и увлечения, адаптироваться к новой реальности, поскольку это не просто приятное время препровождения, но и хорошее средство для снятия стресса, отвлечения от внешних раздражителей и негативных факторов. Благодаря созданию игр дети учатся самостоятельно добывать знания, необходимые им для разработки поля и героев игры, заданий-препятствий и других аспектов игры, учатся формулировать собственные правила игры и анализировать, как влияет изменение правил на удобство игры и занимательность для игроков. Ребенок, если игра его захватит, может начать её дорабатывать, добавлять какие-то свои действия, персонажей, ходы и т. д. – ему важен новый игровой процесс, свобода творческой деятельности и возможность самовыражения.

В четвертом разделе «Презентация разработок» дети учатся красиво подавать свой творческий продукт, рассказывать о нём, вырабатывают свои критерии оценки игр и оценивают игры товарищей.  Это развивает их навыки общения и коммуникации, а также логическое и критическое мышление.

Отдельным, пятым разделом нами выделена в Программе диагностика креативности детей, поскольку это позволит оценить эффективность работы.

Приведем кратко содержание программы «Мир игр» по разделам в табл.1.

Таблица 1 — Краткое содержание программы «Мир игр»

Раздел Содержание № занятий и краткое описание
1. Анализ известных игр Проведение игр, разбор элементов игр и их правил, выбор наиболее интересных 1-10. Разбор настольных игр.

Играть и разбирать на элементы игры (Доббль, Алиас, Имаджинариум, Крокодил, Остров сокровищ, Ктошки, МачиКоро, Поле Чудес, Воображарий Джуниор, Кортекс, Активити, Скоростные колпачки, Мемо, и любые иные игры по выбору детей)

2. Изучение методов проектирования игр МФО.

Типовые приемы ТРИЗ.

Повышение уровня новизны

11. Создание игрового поля для игр новой формы, с новыми материалами, новыми игровыми путями, остановками и переходами.

12. Добавление ловушек на игровом поле.

13. Добавление карточек с изображениями, разработка колоды карт по различным признакам.

14. Изменение внешнего вида фишек игроков на зверушек.

15. Добавление различных эффектов.

16. Добавление поощрений (за победу, за скорость).

17. Добавление заданий на игровое поле.

18. Апробирование новых решений в играх

3. Проектная деятельно-сть Проектирова-ние детьми своих игр, изготовление макетов, апробация игр 19-25. Разработка идеи новой игры (индивидуально, в паре, малой группой), составление игровой структуры, выбор кол-ва играющих.

26–30. Рисование карты игры, изготовление фишек, играющих и других необходимых аксессуаров игр, разработка заданий для карточек.

30–33. Разработка и описание правил игр.

34-38. Апробирование созданных учениками игр и коррекция их правил

4.Презентация разработок Демонстрация игр перед учащимися параллельных классов, игры с ними.

Проведение мероприятия с родителями

39-41. Финальная подготовка игр перед презентацией.

49. Презентация и защита игр от лица создающего ребенка (команды) среди своего класса.

42-43. Презентация разработанных игр параллельным классам.

44-45. Презентация игр родителям и игра с ними.

46. Оценивание игр жюри (родители), сделанных детьми.

47-48. Выбор детьми лучшей игры по разным критериям (процедура выставления оценок)

5. Рефлексия и планирование Определение задач для новых игр 49. Составление плана будущих работ и генерация идей.

50. Создание картотеки игр, созданных детьми. Придумывание (выбор) названия для игротеки

Программа «Мир игр» реализуется для детей 2-х классов школы №630 города Москва. Она способствует проявлению и развитию креативности младших школьников. Эксперимент еще не закончился, но ребята уже придумали несколько настольных игр. Они изготовили макеты своих игр («Пчелки-бабочки» на основе классической игры «Крестики-Нолики», бродилка «В поисках Немо», домино, бродилка «Остров сокровищ», модернизированная игра «Кто я?» на основе сказочных персонажей) и сейчас проводят их апробацию с товарищами по группе.  На рис.1 представлены первые макеты игр.

Рис.1 Макеты игр

Заключение. Внеурочная деятельность, направленная на развитие креативности младших школьников посредством проектной деятельности, формирует также особую манеру мыслительной деятельности учащихся, связанную с новизной разработки и личностной ее значимостью для ребенка, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности.  Это создает условия для успешного творческого саморазвития и самореализации детей, освоения необходимых в условиях инновационной экономики компетенций. Деятельность по обучению детей созданию новых игр с высоким, изобретательским уровнем новизны – это работа по системному воспитанию Творцов, которые составят «костяк принципиально новой научно-инженерной и предпринимательской элиты страны» [5, c.115].

Список литературы

  1. Болтасова С.А., Козырева Н.А. Развитие креативных способностей младших школьников посредством метода проектов(проектирование игр) // Психология одаренности и творчества: сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 3 ноября 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/boltasova-s-a-razvitie-kreativnykh-sp/ (дата доступа 28.03.2022)
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 450 с.
  3. Игровые технологии в образовательном процессе: учебно-методическое пособие / О. В. Цаплина, Н.А. Козырева, С.Н. Литвинова. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. 172 с.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
  5. Козырева Н.А., Тимохов В.И. Национальная конкурентоспособность начинается с детства // Россия: тенденция и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11/ РАН.ИНИОН. М., 2016. Часть 2. 744 с.
  6. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 c.
  7. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 160 с.

http://izvestia-ippo.ru/boltasova-s-a-kozyreva-n-a-razvitie-kr/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *