студентка 2 курса магистратуры Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва.
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
Профиль: Детская журналистика
elina.bogush@yandex.ru
В статье рассматриваются вопросы обучения третьеклассников чтению крупнообъемного приключенческого романа Томаса Майн Рида «Затерянные в океане»; Приведен пример урока чтения романа «Затерянные в океане»; Раскрыта структура второго и последующих уроков чтения романа: Описана биография автора романа «Затерянные в океане» Томаса Майн Рида.
The article discusses the issues of teaching third graders to read the large-volume adventure novel by Thomas Mayne Reed «Lost in the Ocean»; An example of a lesson of reading the novel «Lost in the Ocean» is given; The structure of the second and subsequent lessons of reading the novel is revealed: The biography of the author of the novel «Lost in the Ocean» by Thomas Mayne Reed is described.
Чтение на третьем году обучения – это правильное и выразительное озвучивание «чужой речи», представляющей собою текст читаемого литературного произведения, и непременно в том темпе (т.е. с такой скоростью), который позволяет ребенку запоминать воспринятое содержание, сразу же осмыслять его, разграничивая известное и неизвестное, улавливая трагические, комические, лирические или какие-то другие интонации автора или рассказчика, чтобы солидаризоваться с ним, сопереживать ему, или, напротив, не соглашаться с его трактовкой и оценками событий. Такое чтение, являясь оптимально запланированным для младшего школьника результатом, никогда не оставляет его равнодушным. Но оно требует создания условий, позволяющих ребенку, который еще является начинающим читателем, при необходимости сразу же проявлять и высказывать переполняющие его чувства и мысли, чтобы находить им живой отклик, не дожидаясь пока они ослабеют, угаснут, забудутся.
Всему сказанному лучше всего соответствует совершенно незнакомое детям крупнообъемное произведение с занимательным сюжетом, который насыщен самыми разнообразными сведениями об окружающем детей мире и людях, живших или живущих в нем. Таким литературным произведением может считаться роман Томаса Майн Рида «Затерянные в океане» (Библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!» , 3 класс): это крупнообъемное произведение, напечатанное в трех отдельных книгах, каждая из которых включает в себя более, чем 30 глав.
Роман в отличие от привычных для детей рассказов и повестей охватывает судьбы очень многих лиц (героев), представляет их в период каких-то сложных, а порой и экстремальных ситуаций, многократно переплетающих судьбы героев, то и читать роман (если уж читать!) надо по всем правилам: внимательно, неторопливо, обдумывая и переживая любой поворот событий, не забывая при этом воспринимать и создавать каждую деталь повествования: ведь в хорошем романе (а роман «Затерянные в океане» – это хороший роман) нет незначимых деталей. Пропустив или подзабыв хотя бы одну такую деталь, читатель рискует понапрасну потратить время и труд и не стать в результате наблюдений за событиями и героями ни умнее, ни опытнее, ни человечнее.
В процессе чтения учителю необходимо обращать внимание детей на те особенности названного романа, которые свойственны любой хорошей приключенческой литературе. Одной из таких особенностей в данном случае является масса поучительных и познавательных сведений – о типичном поведении обычных, нормальных людей и негодяев в экстремальных ситуациях, о жизни морских обитателей. Жизнь окружающей природы непрерывно связана с жизнью героев произведения, людей, которые то огорчатся, то радуются, то надеются на спасение, то отчаиваются, то действуют, то изнывают от бездеятельности…
Хорошая приключенческая книга, если она не проглатывается, а прочитывается внимательно и осмысляется читателем в полную меру сил, предоставляет прекрасную возможность для расширения, углубления и упорядочения читательского кругозора, то есть дает учителю решать задачу – формировать у учащихся интерес к чтению, привычку обращаться для разрешения возникающих вопросов к новым книгам, иногда справочникам, прикладным книгам, к толковому словарю. Обязательными при обучении детей чтению романа должны быть учтены еще два момента: 1) рабата над техникой озвучивания чужой речи и обдумывание содержания: разграничение известного и неизвестного, постановка вопросов к неизвестному и добывание ответов на это; 2) формирование у детей в процессе чтения эмоционально интеллектуальных умений, т.е. полноценного включения воображения, вызывающего индивидуальные мысли и чувства, желания найти им подтверждение и дать оценку тому, о чем прочитал.
Обратимся к описанию первого урока.
Урок 1
Учебный материал: Роман Майн Рида «Затерянные в океане» в 3-х частях: Общее знакомство; чтение-рассматривание части I и освоение главы 1. Альбатрос.
- Подготовка к восприятию нового произведения.
У доски выставляются несколько «наборов» романа М. Рида в 3-х частях «Затерянные в океане». Последовательность частей не соблюдается: они выставлены вперемежку, а несколько экземпляров каждой части нужны для того, чтобы все учащиеся успели подержать в руках и рассмотреть каждую часть уже до урока.
Решением задачи по ориентировке в этой выставке и начинается урок. Вопросы и задания:
-Что выставлено у доски: одна книга в разных изданиях или что-то другое? Почему вы так считаете?
-Знаком ли вам автор книги?
-Что вы узнали о нем методом чтения-рассматривания? Откуда узнали?
Затем дети получают на парты часть I романа и анализируют книги методом чтения-рассматривания.
Вопросы:
-А что вы узнали о произведении, которое будем читать? Чем можете подкрепить ваше мнение?
-Чем ново и необычно для вас это произведение?
Анализируя вопрос, касающийся того, какие предположения о содержании предстоящего чтения можно сделать, рассматривая 1-ую и 4-ую страницы переплета и сопоставляя процесс рассматривания с только что прочитанной надписью – «Затерянные в океане», мы уточнили представления детей о том, что такое океан, велик ли он, кто и почему может в нем «затеряться». Обратили внимание детей и на черные изогнутые треугольники, виднеющиеся вокруг небольшого плота со стоящим на нем человеком, и спросить, что это. (Акулы.)
Затем, выслушав предположительные ответы детей, предложили детям раскрыть книгу, внимательно рассмотреть форзацы, титульный лист и отметить, чем и как эта «полупрозрачная дверь в книгу» (так обычно называют титульный лист) уточнила и обогатила их представления о предстоящем чтении. О чем, например, предупреждает читателя заголовок «Часть 1»? А что поясняет помещенная под ним карта?..
Поскольку карта изображена фрагментарно, воспользовавшись физической картой мира, мы помогли третьеклассникам представить себе, как велик океан и как ничтожен по сравнению с безбрежным его простором даже большой корабль, а не только человек, волею судеб оставшийся с океаном один на один.
- Основная часть урока
На первом уроке дети читали текст вслух. По ходу чтения, они убеждаются, что словесная ткань произведения – это именно ткань, целостность которой может нарушить даже одно, казалось бы, незначительное и потому пропущенное, неосознанное учеником слово, а тем более хотя бы один неосмысленный читателем художественный образ или деталь.
Действительно, уже первый абзац требует небольшой остановки в чтении и осмысления того, что место действия – именно Атлантический океан, т.е. второй по величине океан на Земле, площадь которого 91140,8 тысяч квадратных километров, протяженность с Севера на Юг около 15 тысяч километров, и даже наименьшая ширина – 2830 км! Есть где затеряться человеку!..
Важно было и то, насколько четко представят себе начинающие читатели маленький плот. Отдают ли они себе отчет в том, каков он по размеру («не больше обеденного стола») и как, из чего сделан?..
Если дети этого сразу не представят (а без помощи учителя они не смогут этого сделать!), то они не переживут и ужаса положения двух основных героев романа – мужчины и юноши, которые оказались в безбрежном океане на столь неприспособленном плавсредстве. Не запомнят и не прочувствуют они и того, как точно называет автор романа плот, на котором плывут эти двое («гиблое суденышко») и как определяет их положение на этом плоту («ютятся двое»).
На доску были вынесены непривычные для детей меры длины, веса и их числовые значения, а также новые для детей географические названия :
миля – 1, 952 м,
фут – длина ступни, примерно 30 см,
фунт – 453,6 г,
узел – одна миля в час и т.д. (по главам);
Англия, Гвинейский залив, Африка, Южная Америка и т.п.
Параллельно на уроке русского языка с детьми начинаем оформление толковых словариков, а также классного журнала «Что мы узнали, о чем задумались, читая роман Майн Рида «Затерянные в океане»: энциклопедический комментарий».
Разумеется, и та и другая формы работы не вменялась детям в обязанность. Они участвовали в работе по желанию, и каждый комментировал и фиксировал в записи то, что его особенно волнует и интересует. Например, уже к первым трем главам романа дети выразили желание дать в классном журнале географический комментарий к названию Атлантический океан, мифологический комментарий к названию погибшего корабля – Пандора, сведения о морских кораблях середины 19 века и гребных судах (гичка, баркас, катер), которыми они оснащались на случай экстремальных ситуаций. Группа детей выразили желание вести словарь названий и странички с комментариями для классного журнала о рыбах или птицах, обитающих в морях, о морских животных – китах и кашалотах и т.д. и т.п.
Рассказы предварялись и аккуратно переписывались из разного рода источников. Например: «Название Атлантический океан связано с греческим мифом о титане, полубоге-великане Атланте, который якобы держал по приказу Зевса на руках и голове небесный свод. Первоначально греки называли этим именем горную страну Атлас, за которой будто бы лежала мифическая страна Атланта; позднее это название распространили и на море за «Геркулесовыми столбами» (Гибралтаром). Название это введено в географию более 400 лет назад ( в 1650г.) голландским ученым –географом Бернгардом Варрением, а до него Атлантический океан называли Северным морем»(по материалам из МСЭ, т. 1, с.563).
- Домашнее задание: самостоятельно прочитать и обдумать главу 2-ую — «Пожар на корабле», выделив все непонятное, недостаточно пока узнанное и подобрав (по возможности) весь необходимый для воссоздания происходящих в романе событий, наглядный материал.
В классном Уголке чтения в течение всей 4-ой четверти выставлялись, сменяя друг друга, и дополняющие тему новые детские книги, и иллюстративный материал, самостоятельно найденный детьми, и странички для классного журнала и толковых словариков. Уже после первого урока мы вывесили в классном Уголке чтения конверт для вопросов, которые будут возникать у детей в процессе самостоятельного чтения романа – от урока к уроку. Учащиеся должны были привыкнуть сразу же ставить свои вопросы. На каждом уроке в процессе чтения глав романа внимание учащихся целесообразно привлекалось, прежде всего, к манере автора выражать свое отношение к героям и событиям с помощью точных и четких определений, например, «несчастные страдальцы негры», «свирепый капитан», «отвратительные люди» (на большом плоту), — «гнусная компания», «безрассудный поступок», «гиблое суденышко» и т.п. Дети должны были привыкнуть к новой для них манере героев-персонажей уважительно общаться друг с другом, непроизвольно и по-доброму думать друг о друге (например, вот как делает это Бен Брас, думая о юнге Вильяме: бедняга, малыш, мальчуган, дружок и т.п.
Структура второго и последующих уроков чтения была следующей:
- Анализ материалов, принесенных детьми в связи с чтением на классную выставку: книги, иллюстрации, периодика.
2.Комментированное чтение очередных глав романа вслух. Выявление того, что требует дополнительных сведений.
3.Определение, откуда можно почерпнуть эти сведения, и отыскание (по желанию) нужных источников (это домашнее задание).
К сказанному добавим, что, работая над романом, из урока в урок мы приучали детей к самоанализу, предлагая им время от времени перед чтением вслух очередных глав романа следующие типовые вопросы:
-Где сейчас наши герои?
-Что делают? О чем думают?
-Чему научился Вильям у своих старших товарищей?
-А чему научились, о чем задумались вы?
-Сколько времени прошло, пока совершались события, о которых мы уже прочитали? Почему время идет так медленно («томительно тянется»)? А когда оно мчится, летит?..
В процессе работы мы подводили детей к мысли к мысли о том, какими мужественными, смелыми, добрыми , отзывчивыми и несгибаемыми перед трудностями жизни были, как правило, и сами авторы хороших приключенческих романов и повестей. Ведь все или почти все они сами были прообразами своих положительных героев. Об этом начинающим читателям надо знать, чтобы различать хорошие и плохие книги, чтобы стремиться узнавать о жизни тех людей, которые предложили миру героев, достойных подражания.
Вот, например, Томас Майн Рид или «капитан Майн Рид», как он себя любил называть. Почему его герои вызывают у нас искренние чувства и оживают перед нами, как будто бы они существовали на самом деле? Да потому, что жизнь Томаса Майн Рида, как и жизнь, допустим, Роберта Льюиса Стивенсона, была на самом деле пронизана романтикой борьбы за правое дело, романтикой подвига и мужественного преодоления препятствий, которые воздвигают либо люди, либо природа на пути каждого человека, во имя высокой цели, а не из желания показаться сверхчеловеком.
Литература :
- Библиотечка младшего школьника «Книга, здравствуй!» — 3 класс. Роман Томаса Майн Рида «Затерянные в океане».
- Светловская, Н.Н., Пиче-оол,Т.С. Учим читать книги (методическое пособие к урокам чтения для учителя начальных классов школ любого типа: третий год обучения).- М.: Изд-во «Жизнь и мысль», 2010.-224с.: ил.
- Евг. Брандис. От Эзопа до Джанни Родари. Зарубежная литература в детском и юношеском чтении.- М.: Детская литература, 1980.
http://izvestia-ippo.ru/bogush-ye-a-obuchenie-treteklassnikov/