Богданова А.А., Нуриев А.Н. | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНОСТИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ 17-19 ЛЕТ

Рейтинг
[Всего голосов: 8 Средний: 4.8]

Богданова А.А./ магистрант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд, 4). Е-mail: naska_artek@mail.ru

Нуриев А.Н./ студент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия (129226, Москва, Сельскохозяйственный проезд, 4). Е-mail: firstglory@yandex.ru

В статье обсуждаются особенности образа тела девушек и юношей 17-19 лет, склонных к изменению внешности. Описываются структура образа Я и причины модификации внешности. Выявлено, что девушки и юноши 17-19 лет стремятся подчеркнуть свою индивидуальность посредством модификации тела, а именно, нанесением татуировок. На подобное изменение внешности их побуждают различные мотивы, описанные в статье.

Проблема психического здоровья и личностного развития во все времена рассматривалась с учетом факта: человек – существо телесное. Образ физического «Я» или образ тела является важным структурным компонентом самосознания, который отражает особенности личности в целом. Параметры образа тела отражают особенности характера, актуальную проблематику жизни человека, степень напряжения, тревожности, травмы развития и т.п. [8]. В настоящем исследованием мы ориентируемся на определение образа тела, представленное в диссертационном исследовании И.В. Поставневой: «Под образом тела понимается сложным психологическим образованием, которое включает в себя: индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; представления о своих внешних данных и физических качествах; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу» [5, с. 9].

Образ тела, отношение к нему формируется в онтогенезе в процессе социализации посредством различных социальных институтов, под влиянием искусства, науки, приобретения личного опыта. Установлено, что образ тела выступает в качестве первоосновы формирования структуры самосознания и вместе с именем собственным образует ее первичный «кристалл», который в значительной мере определяет дальнейшее развитие самосознания [4, 5]. Изучение образа тела является важным направлением в исследовании целостной структуре личности и её «Я-концепции». Отмечается, что образ тела влияет на эмоциональную и межличностные сферы личности, и таким образом задает динамику протекания объективных жизненных процессов индивида [7]. Полагаем, что рост интереса к феномену телесности в настоящее время связан с нерешенностью ряда проблем и вопросов, которые связаны с осознанием ценности человеческой индивидуальности, проявляющейся в личностном самовыражении в условиях современного мира.

Тело и его представленность в самосознании современной молодежи приобретает функции носителя символической ценности, которые отражают стремления различных социальных групп и молодежных объединений, стремящихся к утверждению своего статуса и внешней атрибутики в массовом сознании. Следует подчеркнуть, что образ тела как психический феномен, содержит осознанные характеристики внешнего физического облика с их оценочным смыслом, и представлен в двух планах: внешнем и внутреннем. К внешним проявлениям относят анатомические, функциональные и социальные характеристики, составляющие внешнюю привлекательность «Я». Эмоционально-ценностное отношение к своему телу и здоровье выступают внутренними проявлениями образа тела, которое является важным фактором регуляции и поведения в отношении изменения своего физического «Я».  Представления человека о собственном внешнем облике, осознание его эстетического эффекта является компонентом, составляющим «Я-концепцию». Положительная оценка образа тела может существенно повлиять на сознание человека и его представления об окружающем мире в целом [7].

Одним из аспектов образа тела, который изучали физиологи и неврологи, а позднее – психологи, является способность тела к движению и действиям, представленные понятиями рефлекс и схема тела – «субъективный образ взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве» [6]. Особое значение для нас имеет схема тела как сложный синтетический образ собственного тела и его частей, образующийся в мозге человека на основе восприятия, ощущения кинестетических, тактильных, болевых, вестибулярных, зрительных, слуховых и других стимулов в сопоставлении со следами прошлого сенсорного опыта. Как отмечают многие ученные, юношеский возраст характеризуется периодом изменения образа тела. Эти изменения связаны с развитием и формированием образа тела: развитие и изменение организма и структуры тела, развитие и изменение Я-концепции, развитие и изменение половой идентичности. Так, В.Н. Куницына отмечает, что в юношеском возрасте внешний облик влияет на жизнерадостность, замкнутость и индивидуализм [3]. Неудовлетворенность собственным телом и внешним обликом приводит к возникновению тревожности. Повышенная чувствительность человека к информации, которая относится к его внешности, также может привести к негативным переживаниям. Чтобы избежать этого и сохранить целостность Я, человеком вырабатываются защитные механизмы, которые искажают Образ Я, но при этом сохраняют положительное отношение к себе.

В XXI веке, как и в предшествующие исторические периоды, экспериментирование с внешним обликом остается привлекательным для различных социальных и возрастных групп людей. Одним из наиболее распространенных явлений стали соматические модификации кожных покровов – пирсинг и татуаж.

Татуаж (тату или татуировка) относится к декоративным модификациям тела и представляет собой процесс нанесения стойкого рисунка на тело с помощью метода локальной травмы кожного покрова и внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента.

Пирсинг – одна из форм модификаций тела путем создания прокола, в котором носят украшения. При этом понятие «пирсинг» относится как к самому процессу прокалывания, так и к отверстиям, сделанным посредством прокалывания. В настоящее время пирсинг выполняет украшающие, эротические и иные функции. Наиболее популярными частями тела для пирсинга являются: уши, пупок, брови, язык, крылья носа, соски, половые органы, губы.

Следует отметить, что уже к концу прошлого века сформировалась научное направление – невербальная семиотика, где основным объектом изучения стало тело в системе коммуникаций [2]. В настоящий момент проблема соматических модификаций также включена в сферу научных интересов этнологии, социологии, психологии, медицины.

По мнению И.А. Гринько, соматические модификации представляют собой этнографический факт, универсальное явление, которое встречается в той или иной форме почти во всех культурах [2]. Однако в современном социуме соматические модификации превратились в сложное многогранное социокультурное явление. Причины, по которым человек добровольно и осознанно наносит повреждения своему телу, весьма разнообразны. Особенно важно исследовать это явление у лиц в период юности и ранней взрослости. Модификационные действия в этом возрасте могут быть обусловлены рядом причин, таких как: потребность привлечь к себе внимание; выступать в качестве средства выражения своей индивидуальности; получения новых ощущений или даже удовольствия; способом интеграции в желаемое сообщество. Как психологический феномен, модификации тела рассматриваются в качестве одной из практик экстремального поведения, результат «культурной адаптации» или процесс поиска идентичности, поиска себя и референтного социального окружения. Экстремальные модификации тела воспринимаются в контексте адаптации в группе и экспериментирования с различными формами риска. Референтное окружение закрепляет и поощряет использование модификаций как способа самоадаптации и преодоления негативных эмоциональных переживаний.

Таким образом, телесные модификации представляют собой одну из форм социального поведения, предполагающие возможность самоповреждения и несущие определенный риск здоровью. В группе молодых людей, имеющих модификации тела, наиболее уязвимым оказывается эмоциональный уровень адаптации, что находит свое выражение в характере самоидентификации и месте в сообществе на эмоциональном уровне. Действия, направленные на модификацию тела, определяются двумя группами факторов: эмоциональными и поведенческими, которые оказывают влияние на особенности и характер социальной адаптации.

Формирование личностной предрасположенности к модификациям тела помимо особенностей социализации связано с особенностями собственно эмоционального реагирования. Представляется, что в основе модификаций тела лежит высокая интенсивность эмоциональных переживаний, разрядка которых достигается через различные способы действий риска, в частности, посредством достаточно болезненных процедур модификаций.

В наиболее обобщенном виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела (шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировки и хирургические вмешательства для более глубоких изменений тела), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификациям тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей [2].

Содержательный аспект модификации тела заключается в произвольном самоповреждении (self-injury) – несуицидальном повреждении или изменении тканей тела, которые часто практикуются в маргинальных слоях общества. К таким сообществам относят специфические культурно и идеологически обособленные группы, BDSM – субкультура, подростковые субкультуры, сообщества сексуальных меньшинств, взрослых, пострадавших от сексуального насилия и др. Однако, в рамках современной индустрии моды практика самоизменений приобретает не только актуальность, но и новые окультуренные определения – «модификации тела», «декорирование тела», «боди-арт» и др.

И.А. Гринько выделил следующие основные функции соматических модификаций: маркирующая (обозначает возраст, гендер, социальную или этническую принадлежность); ритуально-социализирующая; эстетическая; апотрическая (функция оберега) [2].

Другими словами, соматические модификации в современной культуре уже превратились в язык, понимание которого доступно «посвященным». В рамках субкультуры они выполняют социальную функцию для выражения идеологического содержания взглядов ее членов и определения границ этой группы. В свою очередь, психологические основания соматических модификаций, как правило, связаны с решением проблемы адекватных представлений о собственном теле, самоуважения и самопринятия, принятия культурных эталонов, влияния моды, СМИ, религиозных сект относительно тела и т.д.

В этой связи психологический аспект изучения соматических модификаций в настоящее время часто рассматривается в контексте социально–психологической адаптации личности к условиям различных субкультур. Отмечается, что люди, имеющие модификации тела, в отличие от людей вне группы, чаще могут реализовать специфические стратегии социальной адаптации внутри этой группы. В этом случае модификации тела отражают способ социально–психологической адаптации личности, вписываются в традиции определенных форм поведения в ближайшем окружении. При этом особенности модификаций тела человека раскрывает в определенной степени характер его стратегий поведения, некоторых эмоциональных реакций и т.п.

Анализ психологических исследований феномена модификаций тела в структуре поведения, типичного для определенной субкультуры показал, что наличие соматических модификаций прямо коррелирует с доминирующими сексуальными отношениями и фактами насилия в таких группах. Была установлена положительная корреляция модификации тела у лиц, друзья которых уже имеют соматические модификации, т.е. лицами из референтного окружения. Это подтверждает, что принятие решения о каких-либо модификациях своего тела осуществляется под непосредственным влиянием референтных лиц или опосредованным влиянием идей субкультуры [1].

Выявленная в психологических исследованиях тенденция к подобным способам адаптации в референтной группе, имеющей соматические модификации, указывает на определенные искажения в развитии самосознания личности, и подводит к предположению о том, что модификации тела могут выступать для личности относительно «простым» способом решения определенных психологических проблем. В таком случае склонность к телесным модификациям может быть рассмотрена как неудачная форма психологической компенсации, уже ставшей социально приемлемой.

Представляется, что прояснению психологических оснований экспериментирования современной молодежи с собственным телом послужит эмпирическое изучение представлений молодых людей, не имеющих серьезных проблем с социально-психологической адаптацией, о практике нанесения татуировок.

Нами выдвинуто предположение о том, что девушки и юноши 17 – 19 лет, обучающиеся в вузах города Москвы, наносят различные татуировки преимущественно с целью решения проблем, связанных с формированием адекватного, положительного образа тела как основы самосознания личности.

Для проверки выдвинутых предположений нами было проведено исследование по изучению представлений современной молодежи о практике нанесения татуировок. В качестве метода исследования было определено анонимное анкетирование (дистанционное, электронное).

В электронном анкетировании приняли участие 50 человек (28 чел. женского пола и 23 чел. мужского пола), которые имеют на своем теле татуировки. Средний возраст респондентов составил 18 лет.  В исследовании приняли участие студенты и выпускники гуманитарных и технических вузов Москвы, Московской области и других городов Российской Федерации.

Разработанная нами анкета состоит из четырех разделов. В первом разделе представлены вопросы, направленные на исследование представлений респондентов о наличии и видах татуировок, которые имеют респонденты. Во втором разделе приводятся вопросы, направленные на оценку представлений об основания нанесения татуировок. В третьем разделе сгруппированы вопросы, касающиеся изменения самоотношения респондентов в связи с нанесением татуировок. В четвертом разделе обсуждаются социальные стереотипы в отношении людей с татуировкам.

Анализ ответов на вопросы первого раздела анкеты показал, что из числа опрошенных девушек и юношей 68,8 % имеют одну татуировку, 12,5 % имеют более пяти изображений. Менее пяти изображений имеют 18,7 % опрошенных. Мотивационные основания нанесения татуировок в некоторой части проясняет их размещение на теле. Анализ ответов испытуемых показал, что у 12,5 % молодых людей нательные рисунки носят интимный характер и недоступны сторонним наблюдателям. Большинство (71,9 %) респондентов свои татуировки демонстрируют только при ношении летних открытых костюмов. Постоянным атрибутом внешности татуировки являются у 15,6 % участников анкетирования.

Следует отметить, что больше половины респондентов (66,6 %) нанесли татуировки ещё в подростковом возрасте, другая часть (33,4 %) после поступления в ВУЗы. Самыми распространенными татуировками среди опрошенных девушек и юношей оказались изображения животных (41,9 %), на втором месте – изображения различных растений (32,3 %). Примерно равными по распространенности нанесения среди молодежи оказались надписи (иероглифы) – 29 % и различные символы (например, Инь-Ян) – 22,6 %. Менее распространенными нательными рисунками были определены различные узоры (16,1 %), человеческие образы (9,7 %) и объекты архитектуры (6,5 %).

Анализ вопросов второго раздела анкеты показал, что к нанесению татуировок молодых людей в большей степени побудили следующие мотивы: «стремление донести окружающему миру свои основные ценности» посредством рисунков на теле, «эстетическая потребность украсить свое тело», «потребность подчеркнуть принадлежность к какой-либо группе» и «стремлении отразить доминирующие чувства». В меньшей степени респонденты, участвующие в анкетировании, руководствовались мотивом «символически отразить переход к новому этапу жизни». Незначительная часть испытуемых в качестве побуждающих мотивов назвали: «коллекционирование татуировок на теле», «стремление спровоцировать окружающих на действия в свой адрес», «символически зафиксировать свою связь с другим человеком», «стремление скрывают дефекты кожи», «желание быть похожим на знаменитого человека».

Количественная характеристика ответов на вопрос: «Что Вас побудило к нанесению татуировок?» представлена на рисунке 1.

Рис.1 Распределение ответов на вопрос: «Что Вас побудило к нанесению татуировок?»

Особый интерес представляет период времени, в течение которого испытуемые принимали решение о нанесении татуировки. На рисунке 2 представлены результаты ответов на вопрос «Как быстро Вы решились сделать татуировку после того, как появилось желание это сделать?». Из рисунка 2 видно, что больше половины опрошенных сделали татуировки в ближайшее время после появления желания (53,1 %). Остальным понадобилось больше времени: для 34,4 % – около двух лет, для 12,5 % – несколько лет (больше 3-х лет).

Причинами более позднего нанесения татуировок респонденты назвали сомнения относительно типа изображения – 37,2 %, затрудненное финансовое положение – 31 %, неодобрение родителей – 4,2 %.

На вопрос «Что поспособствовало тому, что Вы решили сделать татуировку после того, как появилось подобное желание?» участники ответили следующим образом. Большинство респондентов (78,1 %) приняли решение самостоятельно, часть респондентов (12,5 %) признались, что решение было спонтанным, так как были подвластны эмоциям. И лишь 9,4 % респондентов решились сделать тату благодаря поддержке близких и друзей.

Рис 2. Результаты ответов на вопрос «Как быстро Вы решились сделать татуировку после того, как появилось желание это сделать?»

Результаты анализа ответов на вопросы третьего раздела анкеты показали, что у 54,8 % юношей и девушек отношение к себе после нанесения татуировок существенным образом не изменилось. При этом 32,2 % испытуемых отмечают, что стали более уверенными в себе. Положительные самоощущения от нанесения татуировок отметили 13 % опрошенных, они ощутили себя более привлекательными и раскрепощенными. Молодые парни и девушки утверждают, что «набитые» на теле рисунки, разные по виду и содержанию, несущие в окружающий мир различную информацию, могут подчеркнуть уникальность внутреннего мира человека. В тоже время значительное число респондентов (32,2 %) не считают нанесение татуировок средством демонстрации своей уникальности.

Отношение респондентов к наличию татуировок у людей противоположного пола не имеет существенных различий. Намерение продолжить нанесение татуировки выявлено у 64,5 % респондентов. Не планируют изменять собственную внешность19,4 % опрошенных. Не имеют определенного решения по этому вопросу 16,1 % респондентов.

Анализ результатов опроса показал, что после нанесения татуировок у части испытуемых изменяется отношение к себе, становится более позитивным. После изменения внешности наблюдался так называемый «эффект», продолжительность которого у 43,3 % участников составила всего лишь месяц, в то время как 30 % опрошенных отмечают, что эффект длился приблизительно полгода. Положительный эффект длительностью более года продлился лишь у 26,7 % юношей и девушек.

Четвертый раздел анкеты посвящен вопросам, связанным с социальными стереотипами в отношении людей с татуировками. Предполагалось, что в настоящее время при условии, что значительное количество людей модифицируют свою внешность посредством нанесения татуировок, все же существует риск возникновения трудностей, связанных с дискриминацией при устройстве на работу.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что 12,9 % респондентов столкнулись с дискриминацией при приёме на работу. При этом 22,6 % респондентов считает, что в современном обществе большинство окружающих крайне негативно относятся к подомным модификациям внешности. Выявлено, что 35,5 % респондентов уверены в безразличии окружения к наличию татуировок у других людей.

Проведенный анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие обобщения:

  1. Принявшие участие в анкетировании девушки и юноши в возрасте 17-19 лет стремятся подчеркнуть свою индивидуальность посредством модификации тела, а именно, нанесением татуировок.
  2. Основная часть респондентов нанесли татуировки в период поиска себя и своей идентичности ещё в подростковом возрасте, другие испытуемые – на первых курсах ВУЗа. Следовательно, подчеркнуть свою индивидуальность побуждают различные мотивы, а именно, «стремление донести окружающему миру свои основные ценности» посредством рисунков на теле, «эстетическая потребность украсить свое тело», «потребность подчеркнуть принадлежность к какой-либо группе», «стремлении отразить доминирующие чувства» и т.д. Выражается это в виде различных изображений, таких как изображения животных и растений, надписи (иероглифы) и различные символы (например, Инь-Ян), узоры, человеческие образы и объекты архитектуры.
  3. После нанесения татуировок у ряда молодых людей наблюдался «эффект», связанный с изменением внешности. Время, когда у человека повышается самооценка, мнение о себе меняется в лучшую сторону. Продолжительность этого «эффекта» у каждого респондента была разной. Установлено, что чем более обдуманным было решение нанести татуировку, тем дольше длился «эффект». Это свидетельствует о силе побуждающих мотивов нанесения татуировок.
  4. Более трети респондентов считают, что в отношении людей, имеющих татуировки на видимых местах, в современном обществе существуют негативные стереотипы. Вместе с тем большинство респондентов, имеющих такие татуировки утверждают, что не испытывают негативных влияний со стороны других людей.

Литература

  1. Гавриленко А.А. Преобразование внешности как адаптационно-компенсаторная стратегия гармонизации «Я – концепции» // Проблемы управления-2008: Материалы 16-ого Всероссийского студенческого семинара. Вып. 2. – М.: ГУУ, 2008.
  2. Гринько, И.А. Соматические модификации: проблемы типологии / И. А. Гринько // Гуманитарная культура и этноидентификация. Вып.2. – М., 2005.  – C. 209-215.
  3. Поставнев В.М. Коррекция самосознания личности ребенка на этапе раннего отногенеза: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Поставнев Владимир Михайлович. – М.: МПГУ, 1994. – 16 с.
  4. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Поставнева Ирина Васильевна. – М.: МПГУ, 1996. – 17 с.
  5. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 284 с.
  6. Черкашина, А.Г. Особенности самотношения к образу физического «Я» в зависимости от реальности телесного самовосприятия / А.Г. Черкашина // Весник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2012. – 1 (11). – С.75-91.
  7. Черкашина, А.Г. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет: автореф. дис. … канд. психол. наук: 00.05 / Черкашина анна Георгиевна. – Самара: СГПУ, 2004. – 197 с.

PSYCHOLOGICAL BASIS OF CHANGING THE APPEARANCE OF GIRLS AND YOUNG PEOPLE 17-19

Bogdanova A.A./ Master of Science of the State Educational Establishment of the Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia (129226, Moscow, Agricultural Passage, 4). E-mail: naska_artek@mail.ru

Nuriyev A.N./ Student of the State Unitary Enterprise «Moscow City Pedagogical University», Moscow, Russia (129226, Moscow, Agricultural Passage, 4). E-mail: firstglory@yandex.ru

The article discussed the features of the image of the body of girls and young men aged 17-19, inclined to change their appearance. The structure of the image of the self and the reasons for the modification of the appearance are described. It is revealed that girls and boys of 17-19 years tend to emphasize their individuality through body modifications, namely by drawing tattoos. This change in appearance is prompted by the various motives described in the article.

Key words: adolescent age, self-consciousness structure, body image, somatic modifications, emotional experiences, tattooing, piercing.

http://ippo.selfip.com:85/izvestia/bogdanova-a-a-nuriev-a-n-psikhologiches/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *