Безродных Т.В., Никифорова Л.В. | РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Безродных Т.В., к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Забайкальского государственного университета, г. Чита. Е-mail: interaktion@mail.ru

Никифорова Л.В., старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ульгэр», городской округ «Поселок Агинское», Забайкальский край. Е-mail: mdou.ylger@yandex.ru

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

Авторы статьи актуализируют проблему приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации. Описан опыт работы по сохранению и изучению традиций бурятского народа в ДОО путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды, разработки дидактических игр и средств этнопедагогического содержания, внедрения в образовательную деятельность элементов бурятского фольклора.

Проектирование культурно-образовательной среды в дошкольной организации необходимо осуществлять исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся на данный момент в регионе. Максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию, выступает основным требованием при проектировании среды ДОО. Среда войдет в контекст воспитательного пространства дошкольной образовательной организации, если субъект (ребенок, воспитатель) взаимодействует со средой, изменяет ее и изменяется сам. Культурная среда образовательной организации во многом зависит от сложившейся культурной и этнокультурной среды региона [1, с.14].

Современная дошкольная образовательная организация многонациональна. Взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных национальных культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым культурным условиям, знали, ценили и сохраняли этнокультурные традиции своего народа нужно чтобы педагоги дошкольных образовательных организаций создавали педагогические условия для воспитания в детях уважения, интереса, терпения, сопереживания к другим национальным культурам. Вместе с тем важно, чтобы дети не теряли интерес к культуре своего этноса, в том числе и к родному языку, культуре и традициям своей малой Родины. Для приобщения к национальной культуре родного края дошкольников в условиях ДОО необходимо использовать разнообразные методы и формы: беседы, встречи с интересными людьми, рассказы, игры и дидактические средства с этническим содержанием, национальные праздники, посещение музеев и т.д.

Результаты многочисленных исследований, а также практический опыт демонстрируют ситуацию, при которой некоторые дети затрудняются с восприятием культурных различий этносов и социальных групп, что нередко становится причиной возникновения неприятия других людей. В связи с этим основы поликультурного воспитания особенно актуальны для дошкольников. Дошкольникам следует демонстрировать потенциал разнообразия культур, который способен сделать нашу жизнь богаче, привлекательнее, интереснее.

Этнокультурная социализация личности осуществляется посредством освоения родного языка и культуры, составляющих базис человеческих отношений, духовного богатства каждого народа.

Содержание этнокультурной компетенции дошкольников включает следующие компоненты:

— когнитивный (изучение элементов культуры своего народа: народные обычаи, обряды, праздники, язык, народное творчество, искусство, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литературу, основных предметов быта (одежда, национальные блюда, орудия труда), условий жизни;

— эмоциональный (положительное отношение, интерес к традициям, обычаям, языку своего народа);

— поведенческий (освоение элементов родного языка, фольклора, использование речевых конструкций, освоение элементов традиций быта своего народа и др.).

В настоящее время не только в условиях Забайкальского региона тревожным симптомом неблагополучного положения с изучением бурятского языка является постепенное уменьшение количества его носителей. По данным ЮНЕСКО бурятский язык находится под угрозой исчезновения. Сегодня бурятский язык уступает место русскому языку, причем в просторечье и в быту. Медленно падает не только уровень владения людей бурятским языком, но и уровень владения и сохранения традиций культуры народа последующими поколениями.

Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности [3, с. 154-157].

Проведенный анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада «Ульгэр» в п. Агинское Забайкальского края стимулировал поиск инновационных подходов к обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными игровыми макетами, дидактическими и подвижными играми этнопедагогического содержания (бизиборды, книжка-игрушка«Пампагар, дампагар номхон», «Макет из шерсти «Пять драгоценных животных»» и др.).

В целях сохранения и развития бурятского языка на базе детского сада МАДОУ «Ульгэр» реализуется программа по изучению бурятского языка (автор Д.Д. Могоева). Ежегодно в п. Агинское проводится Фестиваль бурятского языка. В рамках Фестиваля для воспитанников ДОО проводятся разные конкурсы: конкурс чтецов «Барбаадай», «Шагай наадан», «Талын аялгаханууд». Музыкальный руководитель детского сада готовит детей к конкурсу бурятской песни «Талын аялгаханууд» («Степные напевы»). На музыкальных занятиях педагог знакомит детей с бурятскими народными инструментами, народными песнями, поэтами и композиторами [3, с. 154-157].

При отборе методов и приёмов знакомства дошкольников с родным языком необходимо учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности, уровень владения/невладения языком, мотивацию детей. Приобщение строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (интерес, вовлеченность родителей в процесс знакомства с родным языком и традициями). Успешно используются педагогами потешки, пальчиковые игры, скороговорки, стихотворения этнопедагогического содержания.

Использование бизибордов этнопедагогического содержания для активизации речевой деятельности детей при знакомстве с бурятским языком и традициями педагоги ДОО начинают с младшего дошкольного возраста (педагог Д.Ц. Цыбенжапова). Играя с детьми пальчиками, одновременно учат их проговаривать при помощи звукоподражания, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируется слоговая структура слова. Бизиборд можно изготовить и в домашних условиях своими руками. Наполнение такой доски зависит от возможностей и фантазии родителей, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у ребенка интерес и не причинит ему вреда. Бизиборд, сделанный руками близких, увлечет не только ребенка, но всю семью, у которой появится дополнительная возможность для организации семейного досуга.

Одним из вариантов решения проблемы приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации является изготовление игрового макета из шерсти. Валя́ние ше́рсти – особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы. Для изготовления макета шерсть выбрана неслучайно. Для нашего региона шерсть является доступным и ценным материалом. Это многовековые традиции бурятского народа, которые нашему поколению необходимо не только сохранять, но и умело передавать следующим поколениям, воспитывать в детях любовь к традициям, к истории, к культуре, к обычаям своего народа.

Много веков подряд буряты-скотоводы жили по степному закону, разводя пять видов скота: коз, баранов, лошадей, верблюдов и коров. Их считали пятью драгоценностями, ведь без этих животных быт любого кочевника был бы тяжелым и непосильным. Актуализацией этой части прошлого бурятского народа, наших предков и обусловлено название макета «Макет из шерсти «Пять драгоценных животных»». Валяние – самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий восьми тысячи летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких, а затем и одомашненных животных. Только потом научились прясть, вязать, и изготавливать ткани [2].

Манипулируя и играя с героями этого макета, ребенок погружается во времена кочевников, знакомится с историей быта, культуры народа бурят, что может быть связующей нитью между прошлым и настоящим. Макет открывает множество возможностей для воображения ребенка. На основе этого макета с детьми проводятся тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, организовывается театрализованная деятельность на основе сюжетов из бурятских сказок. На всех этапах работы по изготовлению макета дети закрепляют знания и традиции своего народа, а играя с макетом, познают мир кочевого народа – народа бурят [5, с. 195-198].

Педагогами дошкольной образовательной организации также создана и активно используется в образовательной деятельности развивающая книжка-игрушка «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком младших дошкольников. Книжка-игрушка помогает познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно, обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речевое общение с учетом возрастных особенностей младшего дошкольного возраста (развитие мелкой моторики рук, формирование сенсорных эталонов восприятия окружающего мира, привлекает и запоминается все яркое и то, чем можно манипулировать, продолжает развиваться предметная деятельность и др.). Уникальность книжки-игрушки состоит во включении элементов национального стиля – бурятского этноса [4, с. 157-160].

Таким образом, приобщение дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации становится все более актуальным в период, когда и на государственном уровне осознается важность интеграции народов посредством духовного взаимообогащения, трансляция знаний о культуре, традициях и языке, использования потенциалов образования, в том числе и дошкольного, для сохранения и поддержания лучших традиций народов РФ: проектирование развивающей предметно-пространственной среды этнопедагогического содержания, разработка дидактических игр и средств этнопедагогического содержания (книжка-игрушка «Пампагар, дампагар номхон», «Макет из шерсти «Пять драгоценных животных»», сказки, песни, игрушки, пальчиковые, подвижные и дидактические игры для детей с элементами языка и традиций бурятского народа), внедрения в образовательную деятельность элементов бурятского фольклора и стиля.

 

Список литературы

  1. Безродных Т.В. Проектирование социокультурного пространства развития дошкольников: учебно-методическое пособие. ЗаБГУ. 2020. 142 с.
  2. Доржиева Наран-Туя Волшебные свойства шерсти [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru (дата обращения: 13.08.2020).
  3. Рыгзынова С.Э., Цыренжапова Л.А. Бурятские песни как средство сохранения и развития родного языка в ДОО // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика»: материалы VI Международной научно-практической конференции: [в 2 ч.]. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 154-157
  4. Серен Б. Б. Использование развивающей книжки-игрушки «Пампагар, дампагар номхон» для знакомства с бурятским языком детей младшего дошкольного возраста // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика»: материалы VI Международной научно-практической конференции: [в 2 ч.] / Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 157-160
  5. Цыбенжапова А. Б. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды посредством изготовления макета из шерсти «Пять драгоценных животных» как средства сохранения и изучения традиций бурятского народа в ДОО // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика»: материалы VI Международной научно-практической конференции: [в 2 ч.]. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 195-198

http://izvestia-ippo.ru/bezrodnykh-t-v-nikiforova-l-v-regional-2/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *