Безродных Т.В., Никифорова Л.В. | РЕГИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 1.5]

Безродных Т.В., к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Забайкальского государственного университета, г. Чита. Е-mail: interaktion@mail.ru

Никифорова Л.В., старший воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Ульгэр», городской округ «Поселок Агинское», Забайкальский край. Е-mail: mdou.ylger@yandex.ru

Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА» 

Статья актуализирует проблему приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации. Особенности культурной и этнокультурной среды региона детерминируют культурную среду образовательной организации. Однако и образовательные организации обладают потенциалом для укрепления этнокультурной среды региона. Описан опыт работы ДОО по сохранению и изучению традиций бурятского народа путем обогащения развивающей предметно-пространственной среды, разработки дидактических игр и материалов этнокультурного содержания, внедрения в образовательную деятельность элементов бурятского фольклора: создание бизибордов, книжки-игрушки, макета из шерсти «Пять драгоценных животных», использование сказок, песен, пальчиковых, подвижных и дидактических игр для детей с элементами языка и традиций бурятского народа. Для приобщения к национальной культуре родного края дошкольников в условиях ДОО, для погружения детей в этнокультурную среду необходимо использовать разнообразные методы и формы: беседы, встречи с интересными людьми, рассказы, игры с дидактическими материалами этнического содержания, национальные праздники, конкурсы, посещение музеев, выставок и т.д. Представлено содержание этнокультурной компетенции дошкольников, которое включает следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

 Современная социокультурная ситуация характеризуется многонациональностью, взаимодействием и взаимопересечением разных культур, традиций и языков, детский сад в этом случае не является исключением. Взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных национальных культур. Поддержание интереса детей к истокам как своей, так и иной этнической культуре выступает важным направлением в работе ДОО. Важно, чтобы дети знали, ценили и сохраняли этнокультурные традиции своего народа, уважая при этом культурный потенциал других этносов.

Педагогам следует создавать педагогические условия для воспитания в детях уважения, интереса, терпения, сопереживания к другим национальным культурам. Вместе с тем важно, чтобы дети не теряли интерес к культуре своего этноса, в том числе и к родному языку, культуре и традициям своей малой Родины. Поскольку духовно-нравственный стержень человека во многом определяется связью с истоками и традициями своего народа.

Результаты исследований, а также практический педагогический опыт демонстрируют ситуацию, при которой:

— дети демонстрируют незнание, непонимание некоторых культурных различий этносов и социальных групп, что нередко становится причиной возникновения неприятия других людей;

— проявляется негативное отношение к людям иной конфессиональной, этнической принадлежности;

— родители и дети вслед за ними высказывают и демонстрируют активную неприязнь, находясь в поликультурных условиях. В связи с этим основы поликультурного воспитания особенно актуальны для дошкольников и дошкольного образования. Взрослым следует демонстрировать детям потенциал разнообразия культур, который способен сделать нашу жизнь богаче, привлекательнее, интереснее.

Для приобщения к национальной культуре родного края дошкольников в условиях ДОО целесообразно использовать разнообразные методы и формы:

— демонстрация видеоматериалов;

— беседы;

— встречи с интересными людьми;

— рассказы;

— кейс-метод (например, видеокейсы);

— метод проектов;

— игры (подвижные, игры-театрализации, дидактические, сюжетно-ролевые) с дидактическими материалами этнического содержания;

— национальные праздники;

— посещение музеев, выставок и т.д.

Этнокультурная социализация, понимаемая как усвоение социальных норм и правил, образцов социального поседения, обеспечивающих личности ориентацию в этнокультурном пространстве, осуществляется посредством освоения родного языка и культуры, составляющих базис человеческих отношений, духовного богатства каждого народа.

Содержание этнокультурной компетенции дошкольников включает следующие компоненты:

— когнитивный (изучение элементов культуры своего народа: народные обычаи, обряды, праздники, язык, народное творчество, искусство, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литературу, основных предметов быта (одежда, национальные блюда, орудия труда), условий жизни;

— эмоциональный (положительное отношение, интерес к традициям, обычаям, языку своего народа);

— поведенческий (освоение элементов родного языка, фольклора, использование речевых конструкций, освоение элементов традиций быта своего народа и др.).

Однако по данным ЮНЕСКО бурятский язык находится под угрозой исчезновения. Сегодня бурятский язык уступает место русскому языку, причем в просторечье и в быту. Медленно падает не только уровень владения людей бурятским языком, но и уровень владения и сохранения традиций культуры народа последующими поколениями.

Проведенное анкетирование педагогов и родителей, анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада «Ульгэр» в п. Агинское Забайкальского края стимулировали поиск инновационных подходов к обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными игровыми макетами, дидактическими и подвижными играми этнокультурного содержания (бизиборды, книжка-игрушка «Пампагар, дампагар номхон», макет из шерсти «Пять драгоценных животных» и др.).

В целях сохранения и развития бурятского языка на базе детского сада МАДОУ «Ульгэр» реализуется программа по изучению бурятского языка (автор Д.Д. Могоева). Ежегодно в п. Агинское проводится Фестиваль бурятского языка. В рамках Фестиваля для воспитанников ДОО проводятся разные конкурсы: конкурс чтецов «Барбаадай», «Шагай наадан», «Талын аялгаханууд»; конкурс бурятской песни «Талын аялгаханууд» («Степные напевы»). На музыкальных занятиях педагог знакомит детей с бурятскими народными инструментами, народными песнями, произведениями поэтов и композиторов [2, с. 154-157]. При разучивании бурятских песен материал усваивается в процессе аудирования.

При отборе методов и приёмов знакомства дошкольников с родным языком и культурными традициями региона следует: учитывать возрастные, физиологические особенности ребенка, уровень владения/невладения языком, мотивацию, индивидуальные особенности детей (интерес, особенности характера, темперамента, вовлеченность родителей в процесс знакомства с родным языком и традициями), степень приобщения родителей к этнокультурным традициям региона.

Использование бизибордов этнокультурного содержания для активизации речевой деятельности детей при знакомстве с бурятским языком и традициями педагоги ДОО начинают с младшего дошкольного возраста (педагог Д.Ц. Цыбенжапова). Бизиборд можно изготовить и в домашних условиях своими руками, появляется возможность для организации семейного досуга. Функциональная направленность бизибордов достаточно широка: от развития речи и формирования сенсорных эталонов до социально-коммуникативного развития ребенка. Активизируются кончики пальцев ребенка при взаимодействии с бизибордом, расширяется словарный запас, возрастает познавательная активность, расширяются представления об окружающем мире, мире взрослых, обычаях и быте народа. Данный дидактический материал можно использовать в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также в свободной деятельности ребенка.

Одним из вариантов решения проблемы приобщения дошкольников к национальной культуре родного края в условиях дошкольной образовательной организации является изготовление игрового макета из шерсти. Для изготовления макета шерсть выбрана неслучайно. Для нашего региона шерсть является доступным и ценным материалом. Это многовековые традиции бурятского народа, которые нашему поколению необходимо не только сохранять, но и умело передавать следующим поколениям, воспитывать в детях любовь к традициям, к истории, к культуре, к обычаям своего народа. Буряты-скотоводы жили по степному закону, разводя пять видов скота: коз, баранов, лошадей, верблюдов и коров. Их считали драгоценностями, ведь без этих животных быт любого кочевника был бы тяжелым и непосильным.

Актуализацией этой части прошлого бурятского народа, наших предков и обусловлено название макета «Макет из шерсти «Пять драгоценных животных»». Валяние – самая древняя техника изготовления текстиля на Земле.

На основе этого макета с детьми проводятся тематические беседы, сюжетно-ролевые игры, организовывается театрализованная деятельность на основе сюжетов из бурятских сказок. Ребенок погружается во времена кочевников, знакомится с историей быта, культуры народа бурят.

В работу ДОО включаются и родители, с которыми проводятся разнообразные мероприятия по просвещению, обмену опытом по погружению детей в этнокультурную среду региона: мастер-классы, конкурсы, реализуется проект «Ходим в гости», направленный на знакомство с традициями и бытом семей друг с другом.

Педагогами дошкольной образовательной организации также создана и активно используется в образовательной деятельности развивающая книжка-игрушка «Пампагар, дампагар номхон», насыщенная элементами бурятского этноса, для знакомства с родным языком младших дошкольников. Книжка-игрушка помогает познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно, обогащает словарный запас ребенка, активизирует речевое общение с учетом возрастных особенностей младшего дошкольного возраста (развитие мелкой моторики рук, формирование сенсорных эталонов восприятия окружающего мира, ребёнка привлекает яркое и то, чем можно манипулировать и др.). Игрушки для детей должны быть не только красивыми, но и развивающими, безопасными. Именно к таким игрушкам относятся книжки-игрушки из ткани. Они знакомят детей с животными, растениями бурят. Это идеальное дидактическое средство – его невозможно помять или порвать и с ним не захочется расставаться.

Таким образом, приобщение дошкольников к национальной культуре родного края в условиях ДОО становится все более актуальным в период, когда и на государственном уровне осознается важность интеграции народов посредством духовного взаимообогащения, трансляция знаний о культуре, традициях и языке, использования потенциалов образования, в том числе и дошкольного.

Для сохранения и поддержания лучших традиций народов РФ и осуществляется проектирование развивающей предметно-пространственной среды этнокультурного содержания, разработка дидактических игр и материалов этнокультурного содержания, использование сказок, песен, игрушек, пальчиковых, подвижных и дидактических игр для детей с элементами языка и традиций бурятского народа, системное внедрение в образовательную деятельность элементов бурятского фольклора и стиля.

 

Список литературы

  1. Доржиева Наран-Туя Волшебные свойства шерсти. [Электронный ресурс]: URL: https://infourok.ru (Дата доступа: 13.08.2020).
  2. Рыгзынова С.Э., Цыренжапова Л.А. Бурятские песни как средство сохранения и развития родного языка в ДОО // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика»: материалы VI Международной научно-практической конференции: [в 2 ч.]. Чита: ЗабГУ, 2020. С. 154-157

http://izvestia-ippo.ru/bezrodnykh-t-v-nikiforova-l-v-regional/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *