Бергольцева А.В. | ЖУРНАЛ «ЕЖ» КАК ОБРАЗЕЦ КАЧЕСТВЕННОГО ДЕТСКОГО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ИЗДАНИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 9 Средний: 4.7]

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г. Москва

siya-08@mail.ru

Статья посвящена одному из популярных печатных изданий первой половины XX века – журналу «ЕЖ», который является примером качественного печатного издания для детей. Большое внимание в статье уделяется тому, как коллектив талантливых писателей и поэтов создал оригинальный литературный журнал, который вобрал в себя особенности того времени: поиск нового советского человека, кризис 30-х годов и попытки сохранить индивидуальность в период стандартизации.

Создание Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина 19 мая 1922 года стало толчком к образованию сети детских газет и журналов, созданных с целью формирования всесторонне развитого советского человека, поддерживающего партийные идеи. Первые журналы данного типа, «Юные товарищи» и «Барабан», просуществовали около года (выпускались в Ленинграде) и задали направление всей советской пионерской периодике. Вместе с изданиями «Ленинские искры», «Дружные ребята», «Юный Спартак», «Пионер», «Новый Робинзон», которые несли в себе огонь прошедшей революции и надежды на изменения, в январе 1928 года появился журнал «ЕЖ».

Журнал «ЕЖ» – «Ежемесячный Журнал» – выходил с января 1928 года по июнь 1935 года в Ленинграде. В журнале публиковались знаменитые поэты и писатели. Главным консультантом журнала был С.Я. Маршак. Одним из первых детских журналов, выпускаемых в Ленинграде, был «Воробей». Его выпуском занимались С.Я. Маршак и Б.С. Житков. В последний год своего существования (1925 год) журнал был переименован в «Нового Робинзона». «ЕЖа» называли неофициальным наследником «Нового Робинзона», поскольку большая часть редакции, а главное – С.Я. Маршак, перешла в «ЕЖ». «Ежемесячный журнал» собрал на своих страницах таких личностей, как М.М. Зощенко, Е.Л. Шварц, Н.М. Олейников, Б.С. Житков, участников литературной группы ОБЭРИУ (в нее входили писатели, поэты и различные деятели культуры; группа просуществовала с 1927 по 1930 год): Д.И. Хармс, А.И. Введенский, Н.А Заболоцкий.

Оформлением «ЕЖа» занимались знаменитые советские художники: В.В. Лебедев, Ю.А. Васнецов, Н.А. Тырса и Н.Э. Радлов. Журнал был выполнен в бело-красно-черных тонах. Художники избегали пестроты, доказывая, что журнал для детей может быть серьезным. Несмотря на это, страницы «ЕЖа» были наполнены рисунками и комиксами («ЕЖ» – один из первых советских журналов, в котором появились сюжеты в картинках). Писатели создавали для детей приключенческие тексты и интерактивные стихотворения.

Советские журналы периода второй половины 20-х и начала 30-х годов отличает выдержанность в них акцента на необходимость идеологического воспитания детей, основанного на постаментах коммунизма. «ЕЖ» в первый год своей жизни стремился найти иной подход, чем строгие, идеологически направленные тексты, которые убеждают следовать законам советской системы. Писатели поставили перед собой задачу показать детям необходимость честной жизни, дружбы и общения (на страницах «ЕЖа» печатались письма из всех советских республик, а также других стран). Тексты, рассказывающие о традициях далеких стран, о путешествиях в Африку и на Северный полюс, истории о необычных животных – все это было направлено на расширение кругозора и формирование, насколько это было возможно, полной картины окружающего мира, природы. Таким образом, журнал «ЕЖ» стал примером аксиологически-направленного, ценностно-ориентированного издания; создатели журнала избрали для себя путь формирования полноценной личности юного читателя и его отношения к миру.

В это время редакция «ЕЖа» находилась в здании бывшей компании «Зингер» на пятом этаже. Известные писатели и поэты занимали там всего несколько комнат: в одном помещении стояли столы, плотно придвинутые друг к другу, где высказывали идеи, создавали тексты и вычитывали их; вторую комнату занимали художники-иллюстраторы; самая маленькая комната принадлежала С.Я. Маршаку, главному редактору. Это была небольшая, но необычайно продуктивная и творческая редакция «Ежемесячного Журнала». Впоследствии С.Я. Маршак не смог руководить выпуском «ЕЖа», и его место заняли Е.Л. Шварц и Н.М. Олейников. Их фамилии стали настолько созвучны, что несведущие современники писателей могли подумать, что «Шварц-Олейников» – один человек.

Каждый номер «ЕЖа» был составлен таким образом, чтобы полностью захватить и не отпускать внимание молодого читателя. Отличительной особенностью «Ежемесячного Журнала» была оригинальность вступительных слов: другие издания приветствовали пионеров сухим текстом о необходимости чтения, всестороннего развития и совершенствования личностных качеств, тогда как «ЕЖ» начинался с веселых стихотворений. Часто приветствием читателя занимался Д.И. Хармс. Также писатель регулярно публиковал в журнале свои произведения, к примеру, «Иван Иваныч Самовар», «Во-первых и во-вторых» и «Иван Топорышкин». Главный герой последнего произведения остался в журнале надолго, поскольку уж очень полюбился читателям.

Н.М. Олейников придумал Макара Свирепого, персонажа, истории которого появлялись на страницах журнала в картинках. Художники создали Макара в точности похожего на самого редактора. Макар Свирепый рассказывал читателям о своих путешествиях верхом на коне. Герой попадал в разные страны, пытался подружиться с индейцами и аборигенами, а также проявлял недюжинную смекалку, чтобы противостоять всем опасностям. История в картинках о храбреце Макаре по праву считается родоначальником советских комиксов; здесь в развлекательной форме юному читателю преподносились интересные факты и тонкости разных стран. Интересно, чем часто заканчивалась очередное приключение Свирепого: попав в другую страну и выпутавшись из всех неприятностей, Макар рассказывал местным детям о ценности чтения и предлагал оформить подписку на «ЕЖа», чтобы не пропускать свежие номера с новыми историями.

Макар Свирепый мог заинтересовать не только читателей 30-х годов XX века; современные школьники, которые поддерживают с печатной периодикой более чем прохладные отношения, с удовольствием знакомятся с «первым советским комиксом». В процессе работы с нарисованной историей ученики младших классов могут не только столкнуться с качественным детским журналом прошлого века, но и узнать понятие «подписка», которое встречается в разговорах все реже и реже.

Но не только развлекательно-познавательные комиксы предлагал своему читателю «ЕЖ»; талант писателей отражал в текстах и стихотворениях журнала все происходящие в стране события, трепетно сохранив их на страницах издания. Авторы преподносили их так, чтобы дети сами учились делать выводы на основе прочитанного. Именно этим «ЕЖ» и отличается от большой части детских журналов того времени: он остается интересным и познавательным. И даже если многие факты или научные открытия, которые были изложены авторами в необычной художественной форме потеряли часть своей актуальности, то исторический пласт, спрятанный на страницах, остается интересной темой для изучения современных школьников.

Также «ЕЖ» собрал в себя образцовые произведения для детей: М. Ильин (И.Я. Маршак) публиковал в журнале очерки о первой пятилетке – «Тысяча и одна задача», «Живая карта»; Е.Л. Шварц принес в журнал жанр политического репортажа для детей – «Карта с приключениями»; в одном из номеров «Ежемесячного Журнала» Н.М. Олейников опубликовал очерк «Сколько тебе лет?», в котором затронул глубоко философские размышления о разных идеологиях. Уровень литературного мастерства авторов «ЕЖа» был выше всяких похвал. Писатели не ограничивались в выборе тем и не стремились сделать материал для пионеров «проще», наоборот, стремление читателей понять серьезные тексты или увидеть в юмористическом рассказе двойное дно удивляло писателей; у детей постепенно формировалась способность вдумчиво относиться к любым произведениям. Журнал «ЕЖ» надо было читать. Это периодическое издание нельзя было бездумно перелистать, разглядывая «веселые картинки».

В 1930 году появился журнал «Чиж» – «Чрезвычайно интересный журнал». Чиж появился как приложение к «ЕЖу», предназначенное для детей младшего возраста. Позже издание переросло в самостоятельный журнал. «Несмотря на разный возраст читателей «Ежа» и «Чижа», журналы ориентировались на деятельного, активного ребенка, живущего в эпоху гигантского переустройства мира. Здесь ставилась одна и та же задача воспитания юного гражданина, коллективиста, эрудированного, с развитой фантазией и чувством юмора» [1; С. 114].

С 1930 года журнал стал выходить два раза в месяц. В 1932 выход «ЕЖа» пришлось приостановить, виной тому – нехватка печатных ресурсов.

В «Ежемесячном Журнале» существовали постоянные рубрики, горячо любимые читателем. После 30-го года на свободный стиль и оригинальную подачу обратила внимание советская цензура. Обвинения были выдвинуты против рубрик «чепушинки» и «перевёртыш». В газете «Комсомольская правда» была опубликована разгромная статья Е. Двинского «Как «ЕЖ» обучает детей хулиганству» [2; С. 3], а А. Петреев-Мещеряк выпустил статью «»ЕЖ» залез в джунгли» [5; С. 56]. В 1930 году детская редакция Госиздата была переименована в Детиздат и стала подчиняться ЦК ВЛКСМ. Ведущие деятели журнала, талантливые писатели, поэты и журналисты переживали тяжелые времена. Всего через несколько лет был выслан Д.И. Хармс, арестован и расстрелян Н. Олейников, арестованы Т.Г. Габбе, Н.А. Заболоцкий, А.И. Введенский. С 30-го года руководство журналом возглавил Г.С. Дитрих, но прежний «ЕЖ» таял на глазах: изменилась периодичность, снизился тираж. Юмористическая направленность была отвергнута новым руководством журнала, на ее место пришли те самые сухие тексты, которые так не хотели видеть в детском издании знаменитые писатели. В 1935 году «ЕЖ» был закрыт.

«Ежемесячный Журнал» отличался от всей окружающей его советской периодики. Можно сказать, что аналогов ему не было и в дальнейшем. Воссоздать атмосферу «ЕЖа» на страницах других журналов пытались многие, но такую редакцию, состоящую из талантливейших представителей своего времени, собрать невозможно. Журнал незаслуженно забыт, о нем, как и о большинстве детских периодических изданиях, вспоминают крайне редко. «Нынешние мальчишки и девчонки не ходят по улицам с барабанами и не поют пионерских песен. И те песни, и те барабаны – в прошлом. Но учиться у этих журналов всему веселому, что было на их страницах, не только нужно, а нужно обязательно, нужно позарез, нужно нужнее нужного. Иначе дети превратятся в маленьких старичков, кряхтящих, хмурых и называющих себя по имени-отчеству» [3; С. 66].

«ЕЖ» – ориентир, за которым можно идти при создании современных средств массовой информации для детей. Это не только журналы: учитывая специфику века компьютеризации и информатизации, стоит отметить, что детская периодика должна впитывать в себя новые тенденции и становиться доступнее для современных детей. Но зачем придумывать новое, если «ЕЖ» показал эффективность качественных, часто юмористических, наполненных философскими смыслами текстов с двойным дном? Истории Н.М. Олейникова о Макаре Свирепом, стихотворения, художественные и публицистические тексты «ЕЖа» также могут быть использованы на уроках литературного чтения, кружках литературного мастерства и детской журналистики не только как пример качественной журналистики, но и как образец журнала, который нескучно и полезно читать.

 

Литература

  1. Беленькая Л.Н. Роль журналов «Еж» (1928–1935 гг.) и «Чиж» (1930–1941 гг.) в становлении художественной публицистики для детей/Л.Н. Беленькая: диссертация, канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1984. – 193 с.
  2. Двинский Е.С. Как «Еж» обучает детей хулиганству/Е.С. Двинский//Комсомольская правда. – 1928, 24 апр. – С. 3-4.
  3. Етоев А.Н. Возвращение Макара Свирепого [Интервью с Н. Скороход и А. Лысовой]/А.Н. Етоев//Детская литература. – 2001. – №5. – С. 66–71.
  4. Зубарева Е.Е. Русская периодика XX в. для детей/Е.Е. Зубарева//Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 378—384.
  5. Петреев-Мещеряк А. «Еж» залез в джунгли/ А. Петреев-Мещеряк//Нижегородский просвещенец. – 1931. – № 10. – С. 55-57.

Magazine «Yozh», also known as «Monthly magazine», is an example of a quality publication for children. The team of talented writers and poets created an original literary magazine, which incorporates the features of that time: the search for a new Soviet person, the crisis of the 30s and attempts to preserve the individuality in the standardization period.

Keywords: magazine «Yozh», «Monthly Magazine», soviet children’s magazine, children’s journalism.

http://izvestia-ippo.ru/bergolceva-a-v-zhurnal-ezh-kak-obraz/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *