студентка ИППО ГАОУ ВО МГПУ
lapae1515@mail.ru
В данной статье рассматривается проблема повышения эффективности обучения младших школьников пунктуации при использовании компьютерных игр.
Одной из основных задач обучения младших школьников русскому языку является формирование у них речевой деятельности как системы говорения, слушания, чтения и письма.
Обучение учащихся письменному выражению своих мыслей требует особого внимания к формированию их пунктуационных умений. В условиях современного начального языкового образования, в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования владение пунктуационными нормами — одно из условий формирования языковой и лингвистической компетенций младшего школьника, формирования у него ценностного отношения к культуре речи, его готовности к письменной речевой коммуникации [5]. Очевидно, что прочное и сознательное освоение пунктуации в начальной школе способствует коммуникативному развитию ребенка и на последующих ступенях обучения. Значимость овладения пунктуационными умениями уже в начальной школе связана и с тем, что пунктуационная грамотность — один из аспектов общей культуры, которой человек овладевает с детства.
Проблема формирования пунктуационных умений у учащихся неоднократно ставилась в методической науке [4]. При бережном сохранении традиций изучение особенностей процесса освоения пунктуации младшими школьниками до сих пор остается актуальным [3,с.8]. Его актуальность обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, анализ теории и практики обучения русскому языку в начальных классах позволяет сделать вывод о том, что процесс обучения пунктуации в современной начальной школе нельзя считать достаточно эффективным. Учащиеся начальных классов не только не используют в полной мере доступные им пунктуационные ресурсы для выражения собственных мыслей на письме, но и не умеют «читать» знаки препинания, интонировать пунктуационное оформление предложения, не осознают смыслоразличительной роли русской пунктуации.
Во-вторых, пунктуационные умения, которые оказываются востребованными уже в период обучения грамоте, в процессе параллельного обучения чтению и письму, обладают определенной спецификой. Первоклассники включаются в деятельность, при которой нужно не только видеть знак препинания, но «слышать» и «читать» его. В целом специфика пунктуационных умений первоклассников не описана в научно-методической литературе, а в учебно-методических комплектах для начальной школы не содержатся рекомендации для учителя по организации пунктуационной работы в период обучения грамоте с учётом взаимосвязи обучения детей разным видам речевой деятельности.
В-третьих, несмотря на то, что проблемы методики обучения пунктуации имеют достаточно длительную традицию, анализ трудов методистов не позволяет найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, каковы методические условия повышения эффективности процесса овладения первоклассниками пунктуационными умениями.
Исходя из выше сказанного, мы считаем, что для усвоения и закрепления знаний учащихся о знаках препинания необходимо использовать широкий арсенал разнообразных средств, включая компьютерные игры.
Современные компьютерные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку. В нашей стране проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу образования.
Компьютерные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания мира. Инструмент этот насколько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология мышления. Становится очевидным, что в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их внедрения в образовательный процесс, использование компьютера могло бы значительно повысить эффективность обучения русскому языку, повысить пунктуационную грамотность школьников.
Обучающей игрой в методической литературе обычно называют игру, используемую в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. Нами разработана компьютерная игра, которая позволяет оптимизировать знания учащихся и закрепить их. Игра состоит из блоков, которые поделены на материки. Это сделано для того, чтобы учащиеся в результате прохождения заданий игры изучили и повторили знания о материках, узнали интересные факты о материках. Еще одним важным плюсом компьютерной игры является то, что в ней присутствует рефлексия после каждого задания (материка). Учащиеся, которые неправильно выполнили задания, по гиперссылке отправляются на страничку «Рефлексия», на которой они могут посмотреть свои ошибки и ознакомится с правилами постановки тех или иных знаков препинания. В конце игры для учащихся разработана контрольная работа, в которой они выставляют знаки препинания, после чего сохраненную презентацию оправляют учителю для проверки.
Такой подход, как показывает практика, обеспечивает учащихся необходимыми знаниями в области освоения компьютера и пунктуации, а учителя вооружает более легким способом проверки и анализа освоения данной темы. Наш опыт подтверждает эффективность формирования пунктуационных умений младших школьников при использовании компьютерных игр.
Литература
- Абакумов С.И. Методика пунктуации. – М.: Учпедгиз, 2009. – 119 с.
- Амонашвили Ш.А. Основы формирования письма и развития письменной речи в младших (начальных) классах: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. – М., 2001. – 37 с.
- Волкова И.И., Десяева Н.Д., Кильпеляйнен Е.С., Алгави Л.О. Геймификация в образовании: поединок с боссом // В сб. » Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2017)» // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2017. С. 330-340.
- Леонович Е.Н., Серебренникова Ю.А. Знания, помноженные на убеждения // Начальная школа. 2014. № 7. С. 8 – 10.
- Методика обучения русскому языку и литературному чте-нию. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс// Под ред.Т.И.Зиновьевой. М.: «Юрайт», 2017. 468 с.
http://izvestia-ippo.ru/belyakova-e-v-kompyuternye-igry-v-sist/