УДК 373.34
студент бакалавриата ГАОУ ВО МГПУ
По материалам научно-практической конференции «Новые решения в образовании в эпоху перемен»
В статье рассматриваются проблема углубленного обучения изобразительного искусства при малом количестве времени в школе. Решением предлагается сочетание системы Яна Амоса Коменского с элементами «свободной педагогики» Л.Н. Толстого. Для подобного синтеза необходимо учитывать некоторые критерии обучения: вещи, люди, природа и время. Данное решение проблемы разовьет в детях самостоятельность, интерес к искусству и углубленные знания по интересным для них темам.
Реализация ФГОС Начального Общего Образования (НОО) и Основного Общего Образования (ООО) по изобразительному искусству осуществляется школами посредством учебного плана в рамках программы объемом 34-35 часов в год, а именно, одного часа в неделю. Данные условия определяют ряд проблем образовательной деятельности учащихся по предмету «изобразительное искусство».
В рамках одного урока необходимо организовать и как определенное погружение в знаниевую составляющую образовательного процесса, так и в практическую творческую (!) деятельность. В силу возрастных особенностей в НОО и ООО, разрыв деятельности в данных условиях для учащихся малопродуктивен: актуализация знаний, умений, эмоционального настроя занимает немало времени, а подчас неповторима. Обратимся к примеру. При изучении темы построения лица учителю, в силу ограниченности во времени, сложно в достаточном объеме представить учащимся, как строятся губы на рисунке, и учитель либо просто не поясняет, как их строить, либо использует примитивные ассоциации, по типу “перевернутой лодочки”. Такой вариант работы над материалом приемлем для первоклассников, имеющих опыт изобразительной деятельности в дошкольной общеобразовательной организации, в которой поэтапное объяснение при работе над рисунком — это норма. Но уже в 3-4 классах необходимы более глубокие знания о предмете деятельности, именно они определят развитие практической творческой деятельности учащихся. Думается, что одним из вариантов выхода из противоречия между необходимостью и практической невозможностью организации полноценной творческой деятельности по изобразительному искусству в рамках ФГОС НОО и ООО может стать использование принципа свободного воспитания в образовательном процессе школьников.
«Свободное воспитание – это направление в педагогической теории и практике, которое рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Сторонники свободного воспитания считали, что в преобразовании современного общества в гуманное решающее значение имеет не формирование знаний, умений и навыков, а создание условий для реализации природы человека, чему препятствует авторитарное воспитание» [3].
Практику свободного воспитания можно найти еще у античных мыслителей, но первым, кто стал автором концепции естественного свободного воспитания был Жан-Жак Руссо. В своих романах «Новая Элоиза» и «Эмиль, или о воспитании» он утверждает: «Воспитание дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей…
У детей не только нет избытка сил, но даже не хватает их для всего того, чего требует природа; нужно, значит, предоставить им пользование всеми теми силами, которыми она наделила их и которыми они не умеют злоупотреблять. Вот первое правило.
Нужно помогать им и восполнять для них недостаток разумения или силы во всем, что касается физических потребностей. Это – второе правило.
Оказывая им помощь, нужно ограничиться только действительным, не делая никаких уступок ни прихоти, ни беспричинному желанию; ибо их не будут мучить прихоти, если не дать им возможности зародиться, так как они не вытекают из природы. Это – третье правило.
Нужно старательно изучать язык детей и их знаки, чтобы различать – так как они в этом возрасте не умеют еще притворяться, — что в их желаниях идет непосредственно от природы и что порождено прихотью. Это – четвертое правило.
Суть этих правил состоит в том, чтобы давать детям больше истинной свободы и меньше власти, предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти… Чем ближе человек остается к своему естественному состоянию, тем менее разницы между его способностями и его желаниями и тем, следовательно, менее он удален от счастья» [2; стр 26,65]
Таким образом, Жан-Жак Руссо выделяет три важных фактора воспитания и развития: 1) вещи – в широком понимании – это среда, которая окружает ребенка и обогащает его опыт; 2) люди – это наставники, которые помогают ребенку правильно пользоваться его способностями и чувствами; 3) природа – та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь, т.е. именно природа развивает способности и чувства.
В дальнейшем Л. Н. Толстой существенно переработал идеи Ж. Ж. Руссо, и именно его идеи и практики стали основой для свободного воспитания [4]. В современном мире известны практики реализации идей свободного воспитания как в России (школа «Эврика-развитие» г. Томск), так и за рубежом (Вальдорфская школа). Так же изучением свободного воспитания в современных образовательных учреждениях занимаются и многие исследователи, такие как Валеев А.А. («Организация процесса обучения в свободных школах»), Панасенков Д.А. («Свободное воспитание как педагогическая теория и практика»), Самойличенко Н.В.
(«Развитие идеи свободного воспитания в педагогике XVIII-XX вв. : Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель»), Колодяжная Т.П. («Развитие идей свободного воспитания в современных концепциях личностно ориентированного образования») и многие другие.
Традиционная российская классно-урочная система, основанная на идеях Яна Амоса Коменского, сложно совмещается с идеями свободного воспитания, в основе которого свободный выбор учеником деятельности. При проектировании уроков изобразительного искусства в школе на основе идей свободного воспитания необходимо учесть один из ограничивающих педагога факторов — время – то, за какой период ученик должен усваивать материал. Обратимся к каждому из факторов Ж. Ж. Руссо.
Первый — моделирование среды, в нашем случае, прежде всего, пространства кабинета для мотивации изучения предмета “Изобразительное искусство”. Обычно в кабинете находятся три ряда парт, занимающая большую часть пространства, несколько шкафов с материалами учеников и учителя, доска и учительский стол, в ряде случаем оргтехника и медиатехника. Как может быть устроен кабинет для обеспечения ученику выбора деятельности во время урока? Вероятно, кабинет может быть, во-первых, разносекторным, чтобы в каждом из секторов можно было организовать образовательную деятельность; во-вторых, мобильным, чтобы легко преобразовать пространство кабинета под поставленные задачи. Целесообразно, на наш взгляд, сократить количество парт до минимума, шкафы с материалами и выставить литературу и интересные материалы (картины, скульптуры, работы ДПИ и т.п.), сделать общедоступными оргтехнику и интернет источники – одним словом, организовать пространство кабинета так, чтобы ученик мог сам выбрать тему и соответствующие предметы деятельности. Программный материал определяет конкретное наполнение кабинетного пространства. Возможно, на каких-то этапах обучения, стоит ограничить какие-то ресурсы, чтобы ученик тематически не уходил от изучаемого предмета. Главное, чтобы в итоге пространство само, даже без учительского вмешательства, увлекало ученика в изучение изобразительного искусства и практическую творческую деятельность.
Необходимо учесть, что даже при максимально работающем пространстве кабинета изобразительного искусства, учащиеся будут находиться в этом пространстве только 45 минут в неделю. Очевидно, что образование не заканчивалось только на этом пространстве. Среда – это еще и общество вокруг ученика, и в первую очередь это учитель изобразительного искусства, родители, друзья и одноклассники, другие педагоги.
В идеале учителю следует спланировать и реализовать особым образом работу с родителями, коллегами, внеурочную деятельность, мотивирующую на непрерывную образовательную деятельность в области искусства.
В пространстве, специальным образом организованном (содержащем в себе, как минимум, исчерпывающие учебно-методические материалы программного материала определенного уровня), ученик, в теории, сам может выбрать интересующую его тему. В таком случае, приоритетная роль учителя ориентировочно-оценочная, то есть он должен познакомить ученика с возможными вариантами деятельности и в итоге провести вместе с учеником анализ проделанной работы. Важнейшим элементом оценочной деятельности является самооценка/ рефлексия учащегося. Если учащийся чрезмерно затрудняется в самооценке, вероятно, есть педагогические просчеты в организации и руководстве образовательной его деятельностью. Удовлетворенность учащегося от деятельности на уроках изобразительного искусства необходима. Ученик должен быть доволен — одно из условий свободной педагогики. Обеспечить самостоятельность ученика, необходимую, но не избыточную педагогическую поддержку, понимание собственного образовательного прогресса существенные факторы, обеспечивающие реализацию идей свободной педагогики. Таким образом, учитель становиться не столько человеком, ведущего ребенка за руку (педагог, др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка»), сколько куратором, который содействует в соблюдении формы и осознании некоторых возможностей дальнейшего совершенства деятельности и ее результатов. В статье «Общие замечания для учителя» Л. Н. Толстой пишет: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Главное «чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями». Поэтому, не смотря на выбор ребенка, его следует принимать как должное.
Однако заметим, что определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий в школе Л. Н. Толстого не было: «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Конечно, можно внести некоторый элемент сумбурности, с помощью введения добровольных дополнительных занятий, где и будет нечто подобное толстовским урокам, но в рамках классно-урочной системы мы не можем быть столь расточительными. У нас лишь один академический час в неделю. К тому же, ученик вынужден приходить на занятия, в отличие от детей Ясной Поляны, которые приходили по собственной воле. И хоть ученик сам выбирает себе тему для изучения, нам необходимо дать временные рамки, которые настроят ребенка на работу. Самый простой и удобный способ, это организовать, мероприятие в конце определенного отрезка времени, где будет выставлены работы детей. Это может быть выставка, конференция, презентация. Эти мероприятия могут быть разными из раза в раз, публичными, с посещением ближайшего круга родных и знакомых учащихся. Тем самым, учитель увеличит значение проделанной работы и для учеников, и перед для его окружения.
Практикующему педагогу очевидно, что не все дети могут работать в подобных условиях. Л.Н. Толстой в своем поместье «Ясная Поляна» хоть организовал школу для всех детей, не стоит забывать, что его ученики были из крестьянской среды, где строгая дисциплина в традиционной семье была нормой. Но даже у Толстого в школе царил «свободный беспорядок». Расписание было, но не соблюдалось. В очерке о своей школе он писал: «По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и не заменим, как он не кажется странным и неудобным для учителя. О выгодах этого устройства мне часто придется говорить, о мнимых же неудобствах скажу следующее. Во-первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли к совсем другому, в котором сами воспитаны. Во-вторых, в этом, как и во многих подобных, случаях насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе». Но ученики на его занятиях не могли вести себя так же, как современные дети из нуклеарных семей, где ребенок занимает центральное место. Часть детей будет не готова к отказу от традиционным образом организованного образовательного процесса в рамках классно-урочной системы. Таких детей можно постепенно готовить к переходу в системе самостоятельного выбора и самоорганизации деятельности.
Начинать подготовку к такой организации деятельности можно с выдачи детям лёгких самостоятельных работ с перечнем тем и постепенного вовлечения в мероприятия старшеклассников, постепенно расширяя и усложняя варианты и предметы деятельности, увеличивая уровень и масштабы публичных итоговых мероприятий.
Предложенный вариант не единственно возможный в решении выше проблемы. Более того, вероятно, это один из самых сложных для учителя способов организации деятельности по предмету изобразительное искусство. Но, сочетая классно-урочную систему с элементами, воплощающими идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, можно достичь того, чтобы ученик не только владел различными техниками и жанрами изобразительного искусства, но и сам был творчески вовлечен в создание и изучение всего нового, что происходит в изобразительном искусстве. Работая над пространством своего кабинета, следя за прогрессом ученика и задавая временные и организационные рамки итога, учитель становится фигурой, в большей степени координирующей и курирующей образовательный процесс, в гораздо меньшей степени контролирующей и обучающей.
Большая часть описанных идей была реализована нами в рамках занятий трех разновозрастных ИЗО студии «Яблоко» [1]. Удовлетворенность учащихся, динамика их развития, качество работ на итоговых мероприятиях – публичная защита и выставка позволяют предполагать результативность педагогической деятельности согласно описанным идеям. Но всё же, настоящие тезисы нуждаются в дальнейшей детализации и практической выверенности в рамках освоения учащимися программы обязательного предмета.
Литература
- Черных А.А. Все, кроме обычного [Электроный ресурс].— Режим доступа: http://belovo-lyceum22.ru/2010-04-13-12-36-49/2013-11-07-14-11-40/3090-2019-08-21-17-58-50.html
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т.1-2.
- Свободное воспитание: Хрестоматия /Составитель и автор вступит.статьи Г.Б.Корнетов.- М.:РОУ, 1995. — 224с.
- Толстой. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. (Антология гуманной педагогики). Толстой Л.Н. Общий очерк характера Яснополянской школы //Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х – начала ХХ в. – М., 1990
The article deals with the problem of in-depth training of fine arts with a small amount of time in school. The solution is a combination of the system of Jan Amos Komensky with elements of «free pedagogy» by Leo Tolstoy. For such a synthesis, certain criteria must be taken into account: things, people, nature, and time. This solution to the problem will develop children’s independence, interest in art and in-depth knowledge of topics of interest to them.
Keyword: Liberal education, class-lesson system, Leo Tolstoy, Jan Amos Komensky, Jean Jacques Rousseau, the fine arts
http://izvestia-ippo.ru/belov-v-i-svoboda-l-n-tolstogo-i-sistem/