Белавина Ю. Ю. | ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Белавина Ю. Ю., ГБОУ Школа №235 им. Д.Д. Шостаковича,

аспирант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

E-mail:belavina.y@mail.ru

Научный руководитель: Ключко О. И., доктор философских наук, доцент, профессор департамента психологии института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Музыкальное обогащение образовательной среды в начальной школе опирается на технологии междисциплинарного обучения с музыкальным и театральным направлением, позволяет применять личный опыт и интересы учащихся, использовать возможности вариативности содержания, многообразия методов, форм и средств музыкального обучения, осуществляет взаимодействие с педагогами-предметниками, родителями обучающихся и внешними социальными партнерами. Предлагаемая часть модели музыкального обогащения объединяет предметно-пространственный компонент и содержание организационно-технологического и социального компонентов образовательной среды. Интеграция учебного процесса, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования, опора на музыкально-педагогические принципы системного развивающего обучения, персонализация среды, разнообразие коммуникативных взаимодействий, возможности изменения пространственного расположения учащихся в классе, синтезирование материала в курсе «Музыкальный театр», создают условия для успешной организации совместной творческой деятельности классного коллектива. Полученные данные свидетельствуют об эффективности созданной части модели музыкально-обогащенной среды для развития социальных навыков младших школьников.

Musical enrichment of the educational environment in primary school is based on the technologies of interdisciplinary learning with musical and theatrical direction, allows to apply personal students’ experience and interests, use the possibilities of content variability, variety of methods, forms and means of music education, interact with subject teachers, parents of students and external social partners. The proposed part of the musical enrichment model combines the subject-spatial component and the content of the organizational, technological and social components of the educational environment. Integration of the educational process, extracurricular activities and the system of additional education, reliance on the musical and pedagogical principles of systemic developmental education, personalization of the environment, a variety of communicative interactions, the possibility of changing the spatial arrangement of students in the classroom, synthesis of material in the “Musical Theater” course, create conditions for successful organization joint creative activity of the class team. The data obtained indicate the effectiveness of the created part of the model of a music-enriched environment for the development of social skills of students from primary school.

Период обучения ребенка в начальной школе один из ключевых этапов в становлении личности. Чтобы освоение окружающего мира, особенностей человеческого общения и даже самого себя оказалось для младших школьников не только познавательным, но и увлекательным процессом, требуется обогащенная образовательная среда, которая стимулирует развитие социальных навыков и создает условия для активного вхождения младшего школьника в коммуникативные взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

При отборе учебного материала и разработке содержания учитываются их развивающие возможности, что формирует интерес к междисциплинарным интегрированным курсам [6, с. 76]. Придерживаясь позиции А. И. Савенкова, что традиционное содержание образования при всех его достоинствах и недостатках является органичной частью социокультурной среды и не может быть радикально изменено без изменения самой среды в целом [6, с. 101], выходим на понятие обогащения образовательной среды. Исходя из определения М. В. Богомоловой и Т. Н. Тихомировой, под обогащением образовательной среды понимаем создание условий для обучения и воспитания ребенка, способствующих амплификации развития (Е. О. Смирнова) – эффективного и полноценного развития ребенка через своевременное и максимально полное использование возможностей специфических форм деятельности [7, с. 36].

В школе не всегда создается обогащенная образовательная среда, о чем свидетельствуют результаты: недостаточно специализированных школ и классов, так 79,7% родителей сообщили, что класс, где обучается их ребенок, не имеет специализации, при этом направление «культура и искусство» находится в самом низу рейтинга и составляет 1,0% от общей численности обучающихся, тогда как на вершину списка выходят физика, математика и изучение иностранных языков; всего 11,3% родителей утверждают, что в школе есть бюджетные дополнительные занятия для детей, тогда как более 57% опрошенных не знают об этом [3, с. 10-15].

Ключевым компонентом образовательной среды в начальной школе становится классный коллектив, основанный на взаимодействии классного руководителя, обучающихся, их родителей, педагогов-предметников и преподавателей дополнительного образования. Для успешного формирования которого требуется: интересная и насыщенная школьная жизнь, совместная деятельность, общие цели, установление дружеских отношений с одноклассниками, включение младших школьников в творческую деятельность.

Основной вопрос, который определил направление нашего исследования: как музыкально обогащать образовательную среду в начальной школе? Считаем, что наиболее успешно процесс музыкального обогащения образовательной среды будет выстраиваться, исходя из личной заинтересованности всех участников, системности и диалогичности, междисциплинарной интеграции с музыкально-театральным уклоном, позволяющим объединить несколько видов деятельности по разным предметным областям.

В рамках экологического подхода В. А. Ясвина образовательная среда, состоящая из организационно-технологического, социального и пространственно-предметного компонентов, рассматривается как «пространственно и/ или событийно ограниченное окружение личности, специально организованное и функционирующее в контексте образовательного процесса» [5, с. 78-79].

Поэтому, на наш взгляд, недостаточно подхода, согласно которому музыкальная среда лишь средство взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей, так как в нем не учитываются возможности общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла; или где это просто повод для пения и слушания музыки, игр и развлечений под музыку, так как это должно быть более глубокое понимание музыки, не ограниченное лишь получением удовольствия от музыкальных занятий. Считаем, что следует опираться на интеграцию культурного и педагогического типа музыкальной среды по Л. И. Уколовой, которым свойственна интеллектуальная наполненность и гармоничность, обеспечивающая сбалансированное развитие многих способностей обучающегося [8, с. 26-29].

Представим на рисунке 1 разработанную нами часть модели музыкального обогащения образовательной среды, стимулирующую развитие социальных навыков младших школьников.

Рисунок 1. Модель музыкального обогащения образовательной среды

Представленная часть модели состоит из четырех блоков: учебная и внеурочная деятельность, отделение дополнительного образования детей и социокультурная деятельность, опирающихся на предметно-пространственный компонент образовательной среды. Одним из форматов обогащения музыкальной среды можно рассматривать музыкальный театр, поэтому вся работа синтезируется в курсе внеурочной деятельности «Музыкальный театр». Тематическое планирование выстраивается в соответствии с принятым в образовательной организации УМК «Школа России» и дополняется смежными темами из УМК «Перспективная начальная школа», а также различными пособиями из курсов внеурочной деятельности: «Умники и умницы», «Время театра», хоровая студия «Симфония детства», сольфеджио, музыкальный инструмент (фортепиано, скрипка, флейта, гитара).

Для музыкального обогащения образовательной среды опираемся на принципы, выделяемые Д. К. Кирнарской. Дополним их комментариями из проведенной нами работы:

  1. Увеличение объема учебного материала за счет обращения к большему количеству произведений – например, изучая на занятиях хора народные песни, расширяем репертуар довольно сложной для младших школьников композицией «Танго в Париже»;
  2. Ускорение темпа прохождения определенной части учебного материала, например, выучить текст своей роли в сжатые отрезки времени, чтобы быть готовым к репетиции предстоящего спектакля или заменить выступающего одноклассника по причине его болезни;
  3. Расширение диапазона сведений музыкально-теоретического характера, обогащение представлений и понятий, например, знакомясь с биографиями и произведениями конкретного композитора, или ведение словарей с музыкальными терминами, составление схем, таблиц и памяток;
  4. Необходимость максимального проявления самостоятельности и активности учащегося при работе с музыкальным материалом – здесь наиболее успешны, на наш взгляд, практические занятия, когда у каждого обучающегося появляется возможность сыграть на музыкальном инструменте, высказать свое мнение и предложить идею для нового выступления;
  5. Внедрение современных информационных технологий, которые позволяют виртуально посетить органные концерты, хоровые выступления, спектакли за пределами образовательного учреждения, проголосовать за понравившийся номер, фото или видеоматериал и мн. др.;
  6. «Учить учиться, и чем раньше, тем лучше» [2, с. 347], поэтому процесс обучения в музыкально-обогащенной образовательной среде начинаем с 1 класса.

Огромное значение в музыкальном обогащении образовательной среды имеет предметно-пространственный компонент. А. И. Савенков описывает влияние пространственного расположения учащихся в классе на особенности их взаимодействий в образовательном процессе, уровень учебной активности и результативности [1, с. 29]. На своих театрально-музыкальных занятиях довольно часто меняем традиционную рассадку обучающихся, согласно представленным схемам, чтобы разнообразить характер совместной деятельности, и интенсифицировать учебный процесс. Самый любимый у наших обучающихся вариант «Семинар в круге» [1, с. 20], так мы часто проводим первое прочтение сценария, обсуждение поведения каждого персонажа или рефлексивный прием «Безопасная свечка», передавая друг другу плюшевую игрушку и подводя итоги работы над музыкальным спектаклем. А также варианты парной работы «Друг напротив друга» [1, с. 22], когда учащиеся могут сами выбрать себе партнера для работы и беседовать, согласно поставленной цели, в комфортной обстановке, например, в «Интервью со сказочным героем»; или вариант групповой работы по 4-6 человек [1, с. 27], как было в ходе проведения игры «ТОЗ: тайна особого зрения», разнообразных КВИЗов или съемке видеороликов с пластилиновыми музыкантами.

Репетиционный процесс не должен ограничиваться пространством сцены школьного актового зала, для этих целей отлично подойдет собственный классный кабинет, в котором можно легко передвинуть школьные столы; рекреация, с потрясающей акустикой, где важно соблюдать расписание школьных звонков; костюмерная для занятия в малой группе и т.д. Наиболее доступный способ персонализации среды – демонстрация продуктов деятельности обучающихся [4, с. 117], что позволяет проявить самовыражение в музыкально-театральном тематическом оформлении классного помещения, например, стенды с морскими жителями, водорослями и подводными замками увлекают в спектакле «Случай с Евсейкой»; красные маки и рисунки снов погружают зрителей в номер «В царстве Морфея»; веселые музыканты-инопланетяне с новогодними песнями создают уютную обстановку перед необычным КВИЗом; фотозоны с разноцветными листьями, поделками из природных материалов, выставкой причудливых овощей и фруктов настраивают детей на активное участие в «Осеннем фотокроссе».

Психологический мониторинг позволяет видеть качественные изменения в развитии социальных навыков в музыкально-обогащенной среде: за счет различных курсов внеурочной деятельности, интегрированных уроков и занятий с музыкальным и театральным направлением, встреч, мастер-классов и выступлений; наличия помещений для групповых и индивидуальных занятий, необходимой аппаратуры и инструментов, декораций и костюмов; содействия коллег и родителей при подготовке номеров, выступлений и спектаклей; выходов в музеи и театры города. Таким образом, подтверждается значительный потенциал музыкального обогащения образовательной среды начального образования.

Список литературы

  1. Как рассадить детей в классе: психологическое пространство личности ребенка / А. И. Савенков. М.: Чистые пруды, 2006. 32 с.
  2. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты XXI век, 2004. 496 с.
  3. Косарецкий С.Г. Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях: Информационный бюллетень / С. Г. Косарецкий, К. М. Анчиков, Т. А. Мерцалова. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. 56 с.
  4. Мониторинг качества образовательной среды школы / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова, Е. В. Маякова, О. В. Нестерова. М.: Московский городской педагогический университет, 2022. 140 с.
  5. Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде: Учебник / Д. В. Наумова, В. А. Ясвин, Г. Ю. Мартьянова [и др.]. М.: Юрайт, 2021. 414 с.
  6. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М.: Сентябрь, 2001. 208 с.
  7. Тихомирова Т.Н., Богомолова М.В. Обогащение среды и развитие способностей: трехкомпонентная модель образовательного пространства // Психология обучения. 2008. № 1. С. 36-46.
  8. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: автореф. дис. доктор пед. наук. М., 2008. 351 с.

http://izvestia-ippo.ru/belavina-yu-yu-vozmozhnosti-muzykalno/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *