Белавина Ю.Ю. | Развитие «4к» компетенций при создании КВИЗа младшими школьниками

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 ГБОУ средняя школа № 235 им. Д.Д. Шостаковича, г. Санкт-Петербург, магистрант Московского городского педагогического университета,

e-mail: belavina.y@mail.ru

Научный руководитель: Виноградова И.А., кандидат психологических наук, доцент Московского городского педагогического университета, г. Москва

Техники использования КВИЗ интенсивно внедряются в школьную практику, так как выполняя задачи по тренировке младших школьников в умении работать в команде; формировании умения отстаивать свою точку зрения; развитию навыков понимания устной речи; воспитанию интереса к изучению нового для себя; созданию собственного творческого продукта, применению междисциплинарных связей, полезно использовать возможности проведения и создания КВИЗа. В статье приведены примеры методических приемов работы учителя начальных классов по развитию критического мышления, креативности, коллаборации, кооперации и разработке тематического КВИЗа, показана значимость междисциплинарной интеграции уроков литературного чтения, окружающего мира и занятий из курса внеурочной деятельности «Увлекательная информатика» и «Музыкальный театр». В результате дети осваивают содержание предмета, развивают способности самостоятельного приобретения и создания нового творческого продукта, учатся управлять собой, повышают компетентность в сфере коммуникаций. Разработка новогоднего инопланетного КВИЗа синтезирует в себе все вышеуказанные направления работы с младшими школьниками, представленные материалы включают краткое описание каждого раунда, инструкции для ведущего, ссылку и QR-код на папку с готовой методической разработкой.

Интеграция учебной и внеучебной деятельности, занятия, общение, познание и совместное творчество в начальной школе, насыщая образовательную среду, влияет на повышение академической и жизненной успешности обучающихся. Современным школьникам важно умение кооперироваться с другими и решать проблемы, в этой кооперации проявлять себя, свою креативность и критическое мышление. В основе этих компетенций лежат воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата [3, с 7].

Образовательная среда в начальной школе должна обеспечивать:

  • разнообразие видов деятельности;
  • безоценочное, эмоционально-положительное принятие результата в выполняемом ребенком задании;
  • интеграцию познавательной, эмоциональной, личностной и поведенческой сфер;
  • возможности для развития личностного потенциала [4, с. 44].

Важно создавать условия для того, чтобы обучающиеся могли собраться вместе, ощутить себя неотъемлемой частью творческого процесса, поделиться своими мыслями и получить от этого удовольствие [5]. Мы считаем, что коллективная работа по разработке КВИЗа, поможет младшим школьникам стать одним целым, одной командой и реализовать их творческий замысел.

Как пишет Г. Гарднер: «Творческие наклонности можно развивать, предлагая новые задания, которые не вошли в учебный план, вознаграждая новаторство и не ругая за ошибки» [1, с. 61]. А чем как не новаторством может являться самостоятельное создание КВИЗа второклассниками? Считаем, что использование интерактивных заданий, а также совместная разработка игр, упражнений позволяют ребенку саморазвиваться, что в свою очередь, способствует формированию «4к» компетенций и повышению качества обучения.

Раскроем на примерах из практики работы в начальной школе:

  • Критическое мышление развивается в ситуациях, когда учащийся анализирует, предлагает варианты решения учебной задачи. Именно с такого подхода мы начинали знакомство с окружающим миром, проводя простейшие опыты с водой в учебнике «Маша и Миша изучают окружающий мир» и разными объектами с использованием лупы, в заданиях на ощупь, с определением запахов и т.д. Или, работая с текстом стихотворения «Компьютерный кот» на уроке русского языка, учащиеся отвечают на вопросы: кто живет в компьютере? Какие звуки он издает? За какой мышью охотится? В каком значении употребляется это слово? Несомненно, эти знания ребята получают из опыта работы с компьютером на занятиях по информатике.
  • Креативность – развитие предложенных идей, оценивание слабых и сильных сторон, внесение изменений в изменившихся обстоятельствах. Например, написание визиток своему персонажу для предстоящего выступления в курсе внеурочной деятельности «Музыкальный театр». Формирование предпосылок компонентов креативности прослеживается на многих занятиях и в рамках программы «Предшкола нового поколения»:

Любознательность — в учебнике «Кронтик в музее: как там – внутри картин?» каждая страница открывает новое чудо или новый секрет. Медведь (учредитель выставки) говорит: «Если вы картине понравитесь – она сама с вами заговорит, чтобы разгадать ее Главную Тайну!».

Создание идей на основе материала из учебника – так, в пособии «Кронтик учится слушать и рассуждать» делаем свои предположения о том: куда идет Цыпленок? Кто слепил снежных зверей? Куда девалось мыло? и др.; или работая по стихотворению А. Коняшова «Енот и бабочка», ориентируемся на вопросы и задания учебника: что произошло с енотом? Он действительно превратился в бабочку? Какого размера стал енот в своем сне? Предположи: а птицы во сне были больше или меньше енота?

  • Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств, например, при инсценировании ситуаций из раздела «Азбука вежливости» в учебниках «Русский язык». Так, в Предшколе, в теме «Брр! – сказала Маша» ребенок поясняет, как Миша узнал, что пирожки сладкие? Что они горячие? Зачем мама надела рукавичку? Почему Маша сказала: «Брр»?
  • Кооперация: примером в работе с дошкольниками может стать тема «Друзья делают Кронтику подарки», когда ребята вместе со сказочными героями создают и дарят Кронтику свои рисунки.

Автор модели креативного мышления Б. Лукас выделяет несколько важных принципов: ученики становятся «соразработчиками» задания; учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии; задание стимулирует учеников проявлять любознательность, использовать собственный жизненный опыт, сотрудничать [3, с 26].

Любое участие в общественной деятельности, как утверждает М. Чиксентмихайи, может приносить удовольствие, если структурировать свою активность в соответствии с известными принципами: поставить цель, сконцентрировать на ней свою психическую энергию, внимательно следить за обратной связью и соответствием задач своим способностям [6, c 140]. Поэтому, мы акцентируемся на том, чтобы процесс разработки КВИЗа в первую очередь, приносил удовольствие всем участникам, чтобы у каждого была возможность предложить свою идею и быть услышанным командой. Как нельзя кстати, подходит цитата Чиксентмихайи: «Человек учится, чтобы понять, что происходит вокруг, и найти в этом личностный смысл» [6, c 106]. Так и здесь, в предлагаемых вариантах различных заданий обучающиеся не только учатся формулировать свои идеи, презентовать и аргументировать ее, но и наполняют их своим личностным смыслом. Не стоит забывать, что включение в деятельность, направленную на создание творческого продукта, способствует продуцированию «творческой сущности», осуществлению и реализации замысла.

В последнее время, в том числе, и в образовании набирают популярность различные КВИЗы. Рассмотрим, что же это такое?

В современном образовании квиз (от англ. quiz) – «проверочный вопрос» понимается как активная форма организации учебной деятельности — это соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы, согласно заданной теме. Есть легенда его происхождения: буквы Q, U, I и Z, написанные на дверях дублинских домов заставили горожан расспрашивать друг друга и произвели общественный резонанс, были частью пари [2, с 14].

Возвращаясь к высказываниям М. Чиксентмихайи, стоит отметить, что участие в КВИЗ позволит получить удовольствие от самого процесса, от расширения своего кругозора, от возможности демонстраций ранее не задействованных знаний [2, с. 16]. Для удобства и наглядности при создании КВИЗа следует применять мультимедийные возможности различных компьютерных программ, например, Microsoft PowerPoint – красочное оформление слайдов, интересные задания, звуковое сопровождение, игровой формат позволят наглядно и структурированно преподносить информацию, способствуют созданию комфортной атмосферы, повышению интереса к обучению и минимизации стресса.

Стоит подчеркнуть, что большую часть работы по оформлению презентации нашего КВИЗа выполнили сами второклассники на занятиях курса «Увлекательная информатика», что в свою очередь, еще раз подчеркивает необходимость междисциплинарной интеграции в работе с младшими школьниками. К тому же, вопросы и задания, систематически применяемые на уроках и занятиях, начиная с Предшколы, (примеры которых приведены выше) позволяют учащимся во втором классе самостоятельно формулировать подобные наводящие вопросы, предлагать различные творческие задания, обыгрывать содержание изучаемого материала и создавать собственные творческие продукты.

Рисунок 1. Выставка творческих работ «Инопланетная выставка»

Именно выставка творческих работ и ее последующее коллективное обсуждение и натолкнуло нас на мысль разработки собственного КВИЗа, когда при подготовке к новогодним праздникам мы решили объединить новый год, музыку и … инопланетян.

Ничего на свете лучше нету,

Чем в новый год вести тарелку.

Позади оставив все тревоги,

Нам любые звезды и дороги…

Нами созданы новогодние летающие тарелки, подарочные инопланетные брелки, подготовлено творческое выступление от класса с инопланетными костюмами, песнями и танцами. А также серия рисунков «Музыка-мой космос», в которых дети выразили свое отношение к музыке с помощью необычных инопланетян; квест «Подслушанные инопланетянами мультфильмы», направленный на социальное восприятие, в котором нужно отгадать из какого мультфильма взята цитата, обыгранная зелеными человечками. Все это превратилось в «Новогодний КВИЗ», объединяющий в себе все вышеуказанные наработки и не только…

Познакомиться со всеми материалами можно, перейдя по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/A2uAp-vYKrUfwQ  или по QR-коду, представленному на рисунке 2.

Рисунок 2. QR-код с материалами для проведения КВИЗа

Кратко раскроем этапы нашего новогоднего инопланетного КВИЗа: вначале происходит самостоятельное / по жетонам / по какому-либо признаку распределение по командам; повторение правил работы в команде / составление собственного свода правил).

1 раунд: «Разминка» – «Инопланетяне очень любят петь новогодние песни. Есть у них одна любимая, но, к сожалению, каждый житель Галактики исполняет ее по-своему» — расшифруйте песню по рисунку (с какого изображения угадали — столько баллов и получаете, все баллы прописаны на слайде). Проверив правильность предположений всех команд, рекомендуется коллективное исполнение этой чудесной песни на русском, а не инопланетном языке.

2 раунд – «Угадай откуда эти строки» – «Инопланетяне очень любят перед сном смотреть наши фильмы и мультфильмы, а наутро зарисовывают то, что им больше всего понравилось, но со своими инопланетными героями. Давайте, узнаем, что смотрели перед сном инопланетяне?» — нам нужно угадать из какого отечественного мультфильма пришла каждая цитата. После выполнения этого раунда полезно обсудить, что смотрели сами дети? Что им больше всего понравилось? Какие новогодние мультфильмы и эпизоды самые любимые?

3 раунд: «Угадайте, что здесь скрыто» – «Инопланетяне тоже дарят друг другу новогодние открытки, но скрывают небольшую ее часть. Тот, кому предназначается открытка, должен вначале угадать, что же спрятано за цветной фигуркой?» Затем будет интересно обсудить: какие новогодние открытки будут дарить ребята своим близким и друзьям? Что должно быть на титульной стороне открытки? Как правильно ее подписать? Какие пожелания лучше подойдут для родителей, а какие для одноклассников? и т.д.

4 раунд: «Кто это?» – «Бедные инопланетяне до сих пор не могут научиться пользоваться фотоаппаратом, все фотографии получаются у них странными: перевернутыми и размытыми, такими, что очень сложно узнать по ним сказочных персонажей. Давайте, поможем им определить кого же запечатлел наш инопланетный фотограф?» После прохождения этого раунда можно сделать командную и общую фотографию или устроить фотоконкурс с новогодними декорациями и костюмами.

5 раунд: «Угадай песню по рисунку» – «Однажды звездолет привез плеер с разными песнями. Инопланетяне слушали их везде и всюду, так, что они навсегда остались в их памяти. Но однажды этот плеер исчез… Инопланетяне решили зашифровать с помощью рисунков свои любимые музыкальные композиции, чтобы передать их смысл новому поколению в новом 2023 году».

Далее можно провести инопланетную дискотеку и подсчитать получившиеся результаты. Полезно обсудить с детьми: какой раунд наиболее понравился? Почему? Какое задание было самым сложным? А легким? Чтобы они изменили, чтобы игра стала еще интереснее? Комфортно ли было работать в команде? и т.п. Приведем примеры детских ответов, иллюстрирующих значимость представленной разработки: «Мне очень понравилось самой придумывать задания для игры»; «Я рад, что мои вопросы и рисунки вошли в общий проект»; «Мне было безумно интересно и я хочу повторить»; «Люблю создавать что-то новое, особенно на ноутбуках»; «Доволен, что мои идеи оценили ребята» и т.д.

Обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу, что создание КВИЗа по силам младшим школьникам, позволяет развивать когнитивные и творческие способности, расширять кругозор, весело проводить время с единомышленниками и получать удовольствие от самого процесса разработки тематического КВИЗа, а также раскрывать свой потенциал. И наконец, развивать креативность через придумывание различных заданий; критическое мышление при отборе этих заданий, их систематизации и формулировании; кооперацию, закрепляя правила командного сотрудничества и коммуникативные умения младших школьников.

Список использованной литературы

  1. Гарднер Г. Мышление будущего: Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни. М.: Альпина Диджитал, 2006. 180 с.
  2. Груздова О.Г., Согласова Т.А., Применение квиз-технологии в образовании // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 13‒19.
  3. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с.
  4. Панов В.И. Экопсихологический подход к развитию одаренности. // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 37–52.
  5. Цаплина О.В. Интеллектуальные игры как фактор когнитивного развития личности // Творчество в современном мире: человек, общество, технологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я.А. Пономарева. Москва, 2020. С. 173-174.
  6. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 155 с.

http://izvestia-ippo.ru/belavina-yu-yu-razvitie-4k-kompetenci/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *