Белавина Ю. Ю., Крылова В. В. | МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Белавина Ю. Ю.,

ГБОУ «Средняя школа №235 им. Д.Д. Шостаковича»,

аспирант, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Email: belavina.y@mail.ru

Крылова В. В.,

руководитель Школьного народного музея «А музы не молчали…»

ГБОУ «Средняя школа №235 им. Д.Д. Шостаковича», Санкт-Петербург

Научный руководитель: Ключко О.И. профессор, доктор философских наук,  ГАОУ ВО МГПУ, Москва

 Расширение возможностей выбора педагогическими работниками методик и форм организации образовательной деятельности обучающихся, а также взаимодействия с социальными партнерами позволяют реализовать принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития. Взаимодействия младших школьников в музейном пространстве, применение инструментов музейной среды для создания образовательных и социальных ситуаций позволят развивать эмпатию. В процессе активного участия в диалоге с экскурсоводом обучающимися переосмысляются элементы экспозиции; сведения об экспонатах, информация о ценности каждого предмета запускают механизмы эмпатии и рефлексии. Предэкскурсионная работа, трансляция культуры, интерактивное музейное пространство, соучаствующая коммуникация и рефлексия после проведения экскурсии направлены на повышение эмоционального отклика и лучшее запоминание информации четвероклассниками, что свидетельствует об эффективности образовательной практики.

Expanding the opportunities for teachers to choose methods and forms of organizing educational activities of students, as well as interaction with social partners allow to implement the principle of durability and awareness of the results of upbringing, education and development. Interaction of junior schoolchildren in the museum space, application of the tools of the museum environment to create educational and social situations will help to develop empathy. In the process of active participation in the dialog with the guide, students rethink the elements of the exposition; information about the exhibits, information about the value of each object triggers the mechanisms of empathy and reflection. Pre-excursion work, cultural transmission, interactive museum space, co-communication and post-excursion reflection are aimed at increasing the emotional response and better memorization of information by fourth graders, which indicates the effectiveness of the educational practice.

Последние сорок лет специалисты измеряют эмпатию и отмечают, что ее уровень стабильно снижается, и с начала ХХI века процесс ускорился. Среднестатистический человек в 2009 году меньше наделен эмпатией, чем 75% населения в 1979-м. До того, как появилось само слово «эмпатия», философы определяли «симпатию» и «сочувствие» почти теми же словами, разделение переживаний давно стало самой известной составляющей эмпатии [3].

Большинство людей под эмпатией понимают сочувствие. Термин был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером от немецкого слова «вчувствование». Эмпатия – это несколько отдельных реакций: понимание, что другой человек чувствует (когнитивная эмпатия), разделение его эмоций (эмоциональная эмпатия) и желание улучшить его состояние (эмпатическая забота) [3], – это не столько неизменная черта, сколько навык, который можно развивать и адаптировать в соответствии с современностью.  В одном из первых экспериментальных исследований эмпатии в отечественной психологии (1977 год) Т. П. Гаврилова выделила две формы эмпатии – сопереживание и сочувствие. Что в свою очередь, пересекается с некоторыми моделями социального интеллекта. Так, сопереживание присутствует в модели А. И. Савенкова, Дж. Стернберга, Р. Риггио и Д. Гоулмана. Сопереживание и сочувствие могут формироваться и функционировать независимо от социальных знаний. Постепенно можно усилить эти способности. Что особенно важно учитывать при воспитании музыкально одаренных младших школьников. Это позволит обучающимся проявлять свою выразительность при анализе художественных и музыкальных произведений, вжиться в роль при подготовке спектакля, ярче исполнить музыкальное произведение или глубже передать образ в танцевальном номере. А где как не в музее, опираясь на широкий ряд экспонатов с богатым ценностным смыслом, можно успешно развивать эмпатию обучающихся. Именно культура по мнению ученых может стать предиктором академической успешности ребенка [4].

Обращаясь к анализу А. К. Белолуцкой [5] международного и отечественного опыта музейной коммуникации, отметим два наиболее важных для нас аспекта: интерпретация экспонатов на основе собственного опыта и предшествующих знаний; эмоциональный отклик, основанный на переориентации внимания с хранящихся объектов экспозиции на переживания самого посетителя. Учитывая ресурс территориальных особенностей места проживания и обучения, мы обратились за сотрудничеством к нашим социальным партнерам – Школьному народному музею «А музы не молчали», посвященному культуре и искусству блокадного Ленинграда, трагическим судьбам ленинградцев и их творческому потенциалу. Опыт работы данного музея описан Т. В.  Стаховский [7].

В музейной практике для стимулирования эмоционального отклика часто используются способы организации пространства, позволяющие посетителям «ощутить себя» в другой эпохе [5], поэтому собранные документы, предметы интерьера и одежды композиторов, писателей, художников, артистов и детей несут определенную смысловую ценностную нагрузку. Уроки, занятия и экскурсии, которые проводят сами обучающиеся, по мнению В. В.  Крыловой [2], позволяют обогащать содержание школьных предметов, показывают связь с историей и искусством, заставляют посетителей сопереживать судьбам людей блокадного города.

Представим в таблице №1 план совместных занятий, рассчитанный на 8 посещений Музея «А музы не молчали…» обучающимися 4В класса в течение первой учебной четверти 2024-2025 учебного года на базе ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича.

Таблица 1 – План занятий

Дата проведения Тема занятия
1 6.09.2024 Обзорная экскурсия
2 13.09.2024 Шкатулочка
3 20.09.2024 Букет Г.П. Семенченко
4 27.09.2024 Двухкопеечная монетка
5 4.10.2024 Значок «Почетный донор» Надежды Вельтер
6 8.10.2024 Блокадный медвежонок
7 15.10.2024 Костюм Лидии Колесниковой
8 22.10.2024 Седьмая симфония Д.Д. Шостаковича

Дополним, что для успешной реализации представленного плана необходима предварительная интеллектуальная подготовка младших школьников для просмотра экспозиции, умение «читать» историю в специфической подаче – через предметы; понимание необходимости соблюдения музейных правил; во время экскурсии педагог должен следить за эмоциональным состоянием обучающихся, поддерживать их при необходимости, а также проводить рефлексивные встречи и совместно обсуждать увиденное на экскурсии, предлагать детям самим высказаться и разрешать им делиться своим эмоциональным откликом. Опираясь на исследования О. И Ключко [1], мы параллельно формируем аспекты гендерной социализации, включающие освоение моделей мужского и женского поведения, а также воздействие социальной среды на поведение.

Благодаря обзорной экскурсии обучающиеся получают представления о деятельности и ценности музея «А музы не молчали…». Наибольший эмоциональный отклик у детей получает легенда о старинном рояле фирмы Bechtein, которого касались руки самого Д. Д. Шостаковича и конечно же, история про попугая породы какаду. Жако стал настоящим другом артистки, предчувствовал налеты, его подкармливали артисты и очень любили, несмотря на его сплетни и хулиганские поступки. Попугай был символом мирной жизни и умер 9 мая 1975 г. в возрасте более 100 лет, подавившись хлебной крошкой в такси. На этом возможности для развития эмпатии младших школьников средствами музея не заканчиваются.

В музейной педагоге главенствующее место имеет чувственное познание. «Ценностям нельзя научиться, ценности надо пережить» – эти слова В. Франкла обращают внимание на обязательное участие чувств, эмоций при восприятии музейных предметов и результативном воспитательном воздействии их на личность посетителя [6]. Пословица «Смени местонахождение и подумай» другими словами, «посмотри на вещи под другим углом» подтверждает, насколько важно сочувствие. Поэтому перед началом систематического посещения школьного музея обучающимся в классе было предложено заполнить первый столбик таблицы и описать какие чувства, эмоции или просто ассоциации вызывают представленные изображения. В конце каждой экскурсии в фойе музея ребята отмечают изменилось ли их мнение в третий столбик своих бланков. Покажем на примере одной детской работы с помощью таблицы №2.

Таблица 2 – Пример ответа обучающейся 4В класса

До экскурсии Экспонат После экскурсии
Старая монета, сейчас на такую ничего не купить.   Даже представить не могла, что она способна объяснить, какую цену пришлось заплатить ленинградцам за радость жизни и мирное небо над головой. До слез, когда мама подкидывает монетку, чтобы решить, кого из двоих детей оставить в живых, и отдает весь паек одному сыну. Как ей хватило сил на такое решение? На то, чтобы отоваривать карточки на троих и запереть второго ребенка в комнате, не давая ему ничего… Зато один мальчик выжил, а так погибла бы вся семья…

Анализируя представленные ответы, мы видим, как меняется мнение обучающихся с обыденного до посещения экскурсии до наполненного глубоким сопереживанием после. Так дети не только глубже воспринимают исторические моменты, но и пропускают через себя речь экскурсовода, получают впечатление от увиденных экспонатов и ценностно-смысловой нагрузки от каждого объекта, которые заставляют их прочувствовать героические подвиги и трагические судьбы блокадных ленинградцев. Приведем комментарий ученика про букет засохших полевых цветов: букетик собран во время боевых действий молодым снайпером для артистки театра Музыкальной комедии Галины Павловны Семенченко. Она выступала перед бойцами с концертом и пела любимую песню его матери. Трогательно – боец не побоялся выйти в поле и сорвать цветы для артистки, память о творчестве, память о матери. Или впечатления ученицы после знакомства с медвежонком-талисманом: крошечный медвежонок, вручную сшитый Леной Меделяевой – настоящая драгоценность для ребенка. Зажатый в ладошке помогал пережить блокаду и обстрелы, придавал сил, помогал оставаться ребенком в те ужасные дни. Сильнейшие эмоции вызвал значок почетного донора и оперной певицы Надежда Вельтер: как эти истощенные люди, едва державшиеся на ногах еще и сдавали кровь? Это подвиг города по выполнению ежедневной нормы. Неужели она и вправду отказалась от денег и перечисляла их на строительство военных самолетов? Это настоящее мужество!

Подчеркивая значимость междисциплинарных связей, отметим важность проведенного в конце первой четверти на уроке русского языка сочинения-рассуждения «А музы не молчали…», где обучающиеся поделились своими размышлениями о духовном ощущении, сохранении культурного наследия блокадных ценностей, о материалах, наиболее затронувших каждого из них; выставки (не конкурсе – без соревновательного момента!) рисунков по мотивам художественной жизни в Ленинграде; прослушивания и обсуждения десятков военных песен и просмотра фрагментов военных фильмов.

В планах продолжить сотрудничество с музеем «А музы не молчали…» и подробнее познакомиться с жизнью и творчеством Д. Д. Шостаковича, его друзьях и преподавателях; с картинами и рисунками Б. Пророкова, С. Бойма, В. Гальбы, Б. Пильщикова и др.; с сатирическими и агитационными плакатами; с редкими блокадными изданиями; с детской комнатой и конечно же, с мемориальными инструментами премьеры Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Список литературы

  1. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для вузов / О. И. Ключко, Е. В. Иоффе, А. А. Чекалина [и др.]. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2024. 559 с.
  2. Крылова В. В. «А музы не молчали…»: традиции и современность школьного музея государственного масштаба // Вестник Образования России. Приложение. М.: «ПРО-ПРЕСС», 2023. С. 32-40.
  3. На стороне добра. Сила эмпатии в разрозненном мире / Джамиль Заки; пер. с англ. Е. Петровой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 304 с.
  4. Педагогам и родителям о предикторах академической успешности ребенка / П. В. Смирнова, О. И. Ключко, В. М. Поставнев [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2018. 57 с.
  5. Современные вызовы музейной педагогики и коммуникации: актуализация рефлексии посетителей / А. К. Белолуцкая, А. В. Головина, И. А. Гринько [и др.] // Вестник антропологии. 2023. № 2. С. 35-53.
  6. Ситниченко М. Я. Гносеологическое основы музейной педагогики // 21 век: фундаментальная наука и технологии: Материалы XII международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 24–25 апреля 2017 года. Том 2. North Charleston, USA: CreateSpace, 2017. С. 39-43.
  7. Стаховский Т. В. ГБОУ средняя школа № 235 им. Д.Д. Шостаковича: в цифрах и фактах // Библиотека журнала Методист. 2022. № 1. С. 4-7.

http://izvestia-ippo.ru/belavina-yu-yu-krylova-v-v-muzeynye-prak/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *