Бегматов А.С. | ОДАРЁННОСТЬ: ПРИРОДА, СЛАГАЕМЫЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Профессор, доктор философских наук  

Институт изучения проблем молодежи и подготовки перспективных кадров /Ташкент/

begmatov_abdulla@mail.ru

 Целью статьи является выявление некоторых не изученных и малоизученных условий формирования и проявления одаренности. К числу таких условий и факторов автор относит время и период начала формирования и проявления задатков одарённости. Он считает, что раннее формирование и проявление одарённости способствует более быстрому и большему её развитию. Автор старался доказать, что характер взаимодействия сознания и подсознания является одной из основ становления одарённости. Автор пришёл к выводу о том, что внушение является одним из важных факторов формирования одарённости и что одарённость проявляется ярче, полнее и эффективнее через вдохновение и транс.

The purpose of the article is to identify some unexplored and little-studied conditions for the formation and manifestation of giftedness. Among such conditions and factors, the author refers to the time and period of the beginning of the formation and manifestation of the makings of giftedness. He believes that the early formation and manifestation of giftedness contributes to its faster and greater development. The author tried to prove that the nature of the interaction of consciousness and subconsciousness is one of the foundations of the formation of giftedness. The author came to the conclusion that suggestion is one of the important factors in the formation of giftedness and that giftedness manifests itself more vividly, more fully and more effectively through inspiration and trance.

Введение. Исследование проблемы одаренности имеет первостепенное значение для любого общества. Поэтому она в последние десятилетия заслуженно разрабатывается интенсивно. Среди учёных, добившихся значительных успехов в данном направлении, следует выделить целую группу российских авторов. Одно из важных мест в этой группе занимают создатели Рабочей концепции одарённости. Всё более усиливающаяся интенсификация развития как материального, так и духовного производства порождает потребность в всесторонней и глубокой разработке её структуры, содержания, происхождения и развития. В ответ на эту потребность появляется множество научных работ в общественно-гуманитарных науках, особенно в психологии и педагогике. Так, в последние десятилетия появился ряд интересных работ в этих отраслях науки. Авторами этих работ являются Бурменская Г.В., Лейтес Н. С.,  Матюшкин А.М, Растянников А.В., Савенков А.И,   Степанов С.Ю., Ушаков Д.В.,   Панов В.И. и др. [3].

Для более полного и всестороннего осмысления проблемы одарённости, как нам представляется, следует предварительно изучить общие контуры, основные компоненты, её субъект и предмет. Думается, что целесообразно предварительно определить содержание и этимологию слова «одарённость». Морфологический анализ этого слова показывает, что его основу составляет глагол «дарить». Данный глагол предполагает наличие субъекта, т.е. того, кто дарит, то, что дарят; и того, кому дарят.

Изучение этих вопросов, целесообразнее начать с того, кому дарят. Это объясняется тем, когда говорят о наличии одарённости, имеется ввиду конкретное лицо, у кого присутствует эта одарённость. Далее следует ответить  на вопрос, что дарят. Здесь найти ответ будет сложнее. Дарить могут как материальные, так и духовные ценности. В данном контексте и вообще в научных исследованиях, посвященных одарённости, речь идёт о духовных ценностях. Ибо когда дарят материальные ценности, одарённое лицо, и не только он, будут знать, что ему дарили. В случаях же с духовными ценностями, одарённый, да и не только он могут не знать, что ему подарили.

Конкретных видов духовных ценностей множество. К ним можно отнести талант, привычки, навыки, потребности, способности, гениальность и т.д. Анализ этих явлений показывает, что ряд из них нельзя дарить. Например, талант нельзя дарить Он появляется в течении долгого времени. Привычки тоже нельзя дарить, ибо их появление тоже требует определенного времени и усилий. Можно допустить, что потребности могут быть дарены. Но наличие потребностей не дают основание для того, чтобы назвать их обладателя одарённым.   Навыки тоже нельзя дарить, ибо они появляются после долгих повторений одних и тех же движений, или операций.

На поверку оказывается, что дарить из вышеприведенного списка можно только способности. Если быть точнее, то могут быть дарёными не способности, а задатки этих способностей. Следовательно, когда говорят об одарённых людях, следует подразумевать людей, одарённых задатками и развившие эти задатки до уровня способностей высокого уровня. Здесь также следует ввести уточнение: когда говорят об одарённых людях, имеют ввиду не тех людей, у кого есть способности к выполнения какого-либо действия. В этом случае имеются в виду люди с высокоразвитыми способностями.

Далее следует также уточнить, всем ли людям дарятся задатки высокоразвитых способностей. Ответы на этот вопрос могут быть разными и противоположными. Среди учёных по этому вопросу нет единого мнения. Одни из них считают, что все дети рождаются с задатками больших способностей. В подтверждение своего мнения они приводят примеры, когда у детей очень рано начинают проявляться способности к математике, музыке, поэзии и к другим сферам. Мы считаем, что такими задатками рождаются все или почти все дети. Исключением являются дети,  у которых во время внутриутробного развития произошли аномалии.

На вопрос о том, почему не у всех детей проявляются способности в раннем возрасте, можно привести аналогию с семенами растений. Все или почти все семена появляются с потенциальными возможностями, превратится в растения. Но не все превращаются в них. Превращаются в растения только те из них, которые попали в надлежащие условия. Так же и с детьми. Превратить задатки в развитые способности могут только те  из них, которые родились и оказались в условиях, способствующих проявлению их задатков. Такие задатки не во всех случаях проявляются рано или относительно рано. Они могут проявиться и позже, даже в среднем или старческом возрасте, когда появляются необходимые условия.

Если считать, что выше приведенные мнения и факты дали ответы на вопросы о том, кому дарят и что дарят, то остаётся ответить на вопрос о том, кто дарит. Мнения здесь также разделяются на противоположные полюса. Одни учёные и специалисты считают, что задатки способностей дарит всевышний, другие считают, дарит их природа. В этом вопросе мы не можем быть судьёй и определить, кто из них прав. Дело в том, здесь проявляются не только знания, но вера людей. Вера такое явление, которое не принимает любые доводы, противоречащие ей. Поэтому этот вопрос пока остаётся открытой.

Рассмотрение истории изучения вопроса о природе и происхождении одарённости показывает, что споры по ним ведутся на плоскости сознания и в ряде случаев, с учетом внешних условий. Так, авторы упомянутой выше Рабочей концепции одарённости считают, что  «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.» [1].

Системность, как одна из характеристик одарённости указывает на, безусловно, важное качество психики обладателя одарённости. Вместе с тем она одна из общих характеристик, которая нуждается в конкретизации. Известно, что системность означает совокупность определённого количества элементов, тесно взаимодействующих между собой. Эти элементы соединяются с системой не непосредственно. Часть, из них объединяясь между собой, создают блоки, из которых и состоит система.

Наиболее крупными блоками системы, приводящей к формированию одарённости, являются сознание и подсознание. Нам представляется, что одарённость предполагает тесное взаимодействие этих блоков, т.е. сознания и подсознания. Одарённость проявляется только там, где присутствует такое взаимодействие. Без такого взаимодействия нет сколько-нибудь значимой одарённости. Одним из важных факторов, способствующих формированию такого взаимодействия,  как нам думается, является постановка ясной, сильно привлекающей цели. Возникновение такой цели заставляет подсознание работать в направлении  её реализации.

Если поэт ставит перед собой цель написать поэму о героизме, то подсознание начинает искать материалы, приёмы для реализации этой цели. Здесь проявляется необходимость второго компонента одарённости: богатство материалов и приёмов, необходимых для её реализации. Если человек поставил перед собой цель написать поэму и при этом имеет скудный запас активной лексики и поэтических приёмов в подсознании, то ему будет чрезвычайно сложно достижение этой цели.

Одним из способов подключения подсознания в решение какой-либо проблемы является многократное повторение её в процессе работы над ней. Так, многолетнее размышление о связях между химическими элементами привело к твёрдому расположению данной проблемы в подсознании великого русского учёного Д.И.Менделеева. Открытие периодической таблицы элементов было совершено не случайно, это был результат огромного труда, длительной и кропотливой работы, которая была затрачена и самим Дмитрием Ивановичем, и множеством химиков из числа его предшественников и современников.

Согласно одной из версий, итогом двадцатилетних размышлений стало решение этой проблемы во сне учёного. А сон, как известно, является сферой подсознания. Если двадцатилетние размышления были кропотливой   работой сознания, в которой принимало, хотя и пассивное, участие и подсознание, то решение выдал сон, во время которого активно работало подсознание. Если даже эта версия является выдуманной, всё равно исключительная роль подсознания в решении данной проблемы нельзя отрицать. Случай с открытием Д. И. Менделеева не является единственным, точно также говорил о своем открытии Август Кекуле, которому приснилась во сне формула бензольного кольца. Подробнее об этом [6].

В психологии автоматизированные действия называются навыками. Термин «навык» в подавляющем большинстве случаев используется относительно к физическим действиям. Во многих из этих физических действий присутствует и умственный момент. Некоторые авторы отождествляют интеллектуальный навык и понятие «интеллектуальное умение». Нам представляется, что пора внести ясность в понимание этого термина.

В нашем понимании, в данном случае, термин «интеллектуальный навык» означает превращение процесса выведения нужных фактов из подсознания в распоряжение сознания. Введение этого термина в психологический обиход будет способствовать повышению эффективности работ по формированию и воспитанию интеллектуальных способностей и через это к развитию творческого потенциала молодежи и не только.

Тема поиска и раскрытия своего потенциала очень актуальна для многих людей. Это объясняется тем, что полное раскрытие своего потенциала означает достижение уровня одарённости и отрыв от  повседневного среднего состояния. Теоретически известно, что вместе с раскрытием своего потенциала у человека появляется ощущение счастья, но не всегда ясно, что нужно делать и в каком направлении следует двигаться, чтобы достичь такого состояния.

Исследование и решение проблемы одаренности вместе с дарением ощущения счастья отдельному человеку, оказывает заметное влияние и на развитие общества, благополучие его граждан. Это обусловлено тем, что реализация одарённости отдельного индивида, например в производстве, означает его развитие и через это развитие общества. Освещение проблемы одарённости. её сущности и свойств требует предварительного нахождения ответа ещё и на некоторые другие вопросы.

Одним из первых вопросов, возникающих  на пути изучения одарённости,  является вопрос о её природе: является ли она врожденной или приобретенной. Если она является врожденной, то её исследователи основное внимание должны концентрировать на изучении её развития. Если же она является приобретенной, то в центре внимания исследователей окажется вопрос о её формировании и только потом о её развитии.

Подавляющее большинство специалистов и учёных, занимающихся этой проблемой склонны относить её к разряду врожденных. Одни из них пишут об этом однозначно и без сомнений, другие же исходят из постулата о врожденности этого явления, но об этом не заявляют открыто. Есть ещё и такие учёные, которые считают, что задатки этого качества являются врожденными, но оно формируется и развивается под влиянием окружающей среды. Так, например, проф. А.К. Белоусова пишет: « Есть дети, которым много дано от рождения. Они получили в Дар то, что другим приходится развивать в себе. Эти дарования могут носить разную природу, но всегда встаёт проблема их диагностики, бережного отношения и развития. Необходимо формировать условия, среду, чтобы сделать всё возможное для развития одарённых детей» [2,5]

Некоторые слова и словосочетания из приведенной выше цитаты мы перевели на курсив. Если «Есть дети, которым много дано от рождения» то здесь под словами «много дано от рождения» подразумеваются задатки одарённости. Следовательно, эти задатки признаются врожденными. Следующее предложение автора о том, что «Они получили в Дар то, что другим приходится развивать в себе» не исключает, что эти задатки есть и у других, но в менее развитом состоянии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что задатки есть у всех людей, но у одних они находятся в более развитом, у других в менее развитом состоянии.

Наконец, значение слова «одаренность» указывает на то, что подразумеваемые под этим словом свойства или качества являются одаренными богом или природой. Вопрос заключается в том, что одарены этим свойством или качеством все или не все люди. Если исходить из семантики слова «одаренные», то скорее всего, одарены не все люди. Семантика слова «одаренные» заключается в отделении  «одаренных» от «неодаренных».   Если бы все люди были одарены этими свойствами, то эти свойства или качества не считались бы дарением.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что эти задатки есть у всех. Для того, чтобы согласится или отрицать такой подход к генезу одарённости, мы считаем следует обратиться к природе одаренности.

В «Википедии» понятие одарённости характеризуется как наличие потенциально высоких способностей у отдельных людей. Ряд учёных, занимающихся данной проблемой, придерживаются такого же или близкого к этому мнения. Наличие способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом акцент делается на том, что одарённость не  механическая совокупность способностей, а как новое качество, которое рождается во взаимовлиянии и взаимодействии своих компонентов. Одарённость создаёт только возможность достижения успеха. Для реального достижения этого успеха человек должен обладать кроме одарённости, определённым опытом, волей и мотивацией, т.е. он должен уметь и стремиться к реализации имеющегося потенциала.

Сознанию сложно удержать в центре внимания много объектов и проблем. Среднестатическому человеку трудно удержать в рамках внимания даже три мысли или проблемы. Если даже удаётся, то, такое удержание долго не может продолжаться. Кроме того, при таком удержании правильное или оптимальное решение каждой из этих проблем затруднено и чревато значительным количеством ошибок. Поэтому, сознание старается решить их поочерёдно, т.е. в центре внимания оставляет одну из них, как правило, наиболее важную, доминантную. Потом, после решения этой доминантной проблемы, оно берется поочерёдно решать следующие проблемы.

Подсознание же постоянно обрабатывает огромное количество таких проблем. Оно одновременно воспринимает и перерабатывает все сигналы, поступающие от организма. При этом все эти сигналы перерабатываются очень быстро, а некоторые из них перерабатываются молниеносно и передаются в мозг для принятия окончательного решения. Быстрота и оперативность в деятельности подсознания является палочкой-выручалочкой для успешной деятельности его носителя.

Формирование и развитие одарённости можно проследить на примере жизни и творчества отдельных гениев, например выдающегося поэта-философа Алишера Навои. Большие творческие способности Навои обнаружились очень рано. В возрасте семи-восьми лет он увлекся творчеством выдающегося суфия Фаридуддина Аттара. Причиной такого раннего появления интереса к суфийской литературе у, по современным меркам, ребенка, послужил следующий случай. Два дяди Навои: Гариби и Кобули увлекались поэзией и сами писали стихи. Они регулярно участвовали на собраниях поэтов, где читались и обсуждались стихи известных и не очень, поэтов. На такие собрания они нередко брали с собой племянника – будущего великого поэта.

На этих собраниях читались и обсуждались, в частности, и произведения Аттара, в т.ч. его «Логика птиц» Рассказы из этого произведения и их  толкование сильно заинтересовали мальчика Алишера. Он головой окунулся в чтение этой книги. Книгу он читал денно и нощно. О привлекательности «Логики птиц» и других произведений Аттара свидетельствует такой факт: один из ориенталистов Германии – Г. Риттер так увлекся его произведениями и философией, что в конце жизни написал завещание, в котором указал, чтобы после смерти хоронили его тело у ног великого Аттара.  Его завещание было исполнено.

Родители, обеспокоенные сильным усердием тогда еще ребенка Алишера, запретили ему читать эту книгу и отобрали её у него. Позже, став уже известным поэтом, Навои вспоминал об этом случае и писал, что запрет родителей на чтение этой книги был бесполезен. Потому, что в возрасте восьми  лет он уже знал полностью наизусть эту книгу и часто повторял её про себя. Эта книга была первой книгой, которую Навои выучил наизусть. Он также писал о том, что всю жизнь собирался написать ответ на эту книгу.

Об одарённости Навои свидетельствует и такой факт: он уже в детстве достиг больших высот в поэзии. Это подтверждается фактом, что на один бейт (две строки) из написанной десятилетним Алишером газели, Лютфи, один из основоположников узбекской классической литературы, говорил, что с удовольствием согласился бы поменять на эти две строки Алишера,  свои десять тысяч строк.

В последние годы жизни Навои написал в виде ответа на книгу Аттара свою книгу «Язык птиц». Эта книга является квинтэссенцией его взглядов на мир, на самопознание и самосознание.    Притом в ней описан процесс самосознания не только отдельной личности, но и целого этноса, который можно назвать национальным самосознанием.

На этом примере из жизни Алишера Навои можно проследить как становление сознания и подсознания и их крепкое взаимодействие способствовали формированию гения. Усвоение в возрасте 7-8 лет наизусть сложной философской книги Аттара, способствовало, во-первых, формированию огромного активного словарного запаса, который был необходим становлению великого поэта; во-вторых, способствовало накоплению в подсознании молодого Алишера целую гамму поэтических приёмов, мастером создания и использования  которых был Фаридуддин Аттар;

Выученная наизусть книга способствовала возникновению тесного взаимодействия между сознанием и подсознанием. На это указывает то, что молодой Алишер выучил эту книгу наизусть не по чьему-то заданию, а сугубо добровольно, на основе глубокой заинтересованности и любви к ней. Эта заинтересованность и любовь обусловили частое и регулярное обращение к ней, т.е. способствовали тесному взаимодействию его сознания и подсознания. Это указывает на то, что выученные действия, слова, тексты и целые книги уходят в подсознание. Сознание же часто, по мере необходимости будет извлекать из подсознания нужные части этих текстов.

Знание наизусть книги означает не только знание слов и выражений, которые составили его активный словарный запас, но и активный запас поэтических приёмов и способов изложения. Всё это вместе взятое способствовало зарождению гения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что любовь к книге Аттара послужила пусковым механизмом к выучиванию её наизусть и частому повторению. Из данного случая можно сделать вывод о том, что первое требование к формированию одаренности заключается в привитии любви к предмету или сфере деятельности как можно раньше. Без достаточно сильной любви к  предмету или сфере деятельности, все старания будут безрезультатны. Из этого следует, что первопричиной превращения задатков в реальные способности является любовь к предмету этих способностей.

После определения первого условия-любви к выбранной сфере возникает вопрос: как формируется эта любовь? В психологических словарях любовь определяется как «чувство человека к другому человеку, предмету или действию. Это приятное чувство, которое вызывает положительные эмоции и привязанность». Джордано Бруно определял одно из свойств любви как «Нет такого тяжелого труда, который любовь не делала бы не только легким, но даже приятным.» Труд писателя и поэта – тяжелый труд. Но когда появляется любовь к нему, его тяжесть становится приятной.

Этот вывод не объясняет процесс появления или формирования любви, и то, что послужило причиной её появления. Первым этапом в появлении любви к определённой сфере деятельности является возникновение сильного эмоционального отношения к этой сфере. Эта эмоциональная связь заставляет человека чаще обращаться к ней. Далее, в процессе регулярных занятий данной сферой, субъект может столкнуться с определёнными трудностями, которые она таит в себе. Здесь могут формироваться сомнения у личности в возможности успешного занятия ею. Это очень важный и определяющий этап в становлении одарённости. Если обстоятельства складываются так, что в нём усиливается уверенность в успешной деятельности, в данной сфере, то эмоциональное отношение к ней будет усиливаться и дальше. Здесь значительную роль играет окружение субъекта. Если окружающие его люди: близкие, друзья, особенно люди, к которым он относится с уважением, могут сыграть большую роль. Если они поддерживают и одобряют его старания, то данная эмоциональная связь будет усиливаться и дальше и превратится  в любовь.

На данном этапе значительную роль может сыграть так же внушение о том, что у него есть большие способности в данной сфере. Поэтому, нельзя критически относиться к увлечениям детей и не только детей. Если ребёнок увлекается рисованием и нарисовал самый безобразный рисунок, нельзя его за это осуждать и критиковать. Окружающие ребёнка люди должны уметь видеть в творениях ребёнка задатки способностей, возможно и больших способностей, даже в случаях отсутствия прямых признаков, указывающих  на наличие таких задаток. Если взбодрить и поддержать ребёнка, такие задатки обнаружатся обязательно.

Способность к внушению  может сыграть решающую роль в становлении одарённости. Автор этих строк методом суггестии убедил несколько детей (своих внуков и внучек) в том, что у них большие способности к овладению иностранными языками. Через несколько лет оказалось, что эти дети овладели несколькими языками, самый успешный из них обучаясь на одиннадцатом классе, владел уже шестью языками, кроме своего родного – узбекского и русского, которым она также владела как родным.

Проявление способностей у большинства одаренных людей относительно рано, в детстве, связано также с тем, что в детском возрасте существует относительно тесное взаимодействие между сознанием и подсознанием. Наличие такого взаимодействия между этими двумя уровнями психики объясняется тем, что в этом возрасте у детей сознание сформировано ещё не в полном объеме. В возрасте до одного года психика ребенка состоит в основном из подсознания. Элементы сознания начинают формироваться на основе подсознательных рефлексов и реакций. В этом плане возраст до двух лет считается возрастом, когда существует самая тесная связь между сознанием и подсознанием. Именно в этом возрасте сознание начинает укрепляться, и одновременно отдалятся от подсознания.

В силу естественных и социальных обстоятельств, у определенной части детей сознание продолжает укрепляться, но не в ущерб его взаимодействию с подсознанием. У них это взаимодействие продолжает укрепляться на новой основе. Если до этого у них направленность данного взаимодействия шло в одном только направлении: как от подсознания к сознанию, то теперь сформировавшееся сознание всё более активно взаимодействует с подсознанием. Несмотря на это оно никогда не сможет взять подсознание под свой полный контроль.

Взаимодействие сознания и подсознания, как нам представляется, нельзя воспринимать, как стремление одного из них взять верх над другим. Это взаимодействие целесообразно представить как согласованное взаимодействие. При этом нельзя не учитывать возможность противоречия между ними. Такое случается нередко. Если такое противоречие превратиться в борьбу, то это означает начало патологии в психике.

Внушение может сыграть решающую роль в формировании способности не только к изучению иностранных языков, но и к другим сферам. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости в некотором восстановлении почти забытой суггестопедии.

В психологии внушение признаётся как воздействие субъекта, на подсознание другого субъекта, минуя его сознание. С таким утверждением можно согласиться лишь частично. Наша практика показывает, что в процессе внушения, в подавляющем большинстве случаев, сознание принимает активное участие. Как было отмечено выше, первым этапом формирования одаренности является формирование любви к избранной сфере деятельности. Именно этот этап является первым необходимым и эффективным этапом для внушения. Это связано с тем, что возникшее чувство любви способствует к повышению эффективности внедряемого в сознание субъекта внушения тем, что оно убирает или значительно сокращает препятствий внушению. Такими препятствиями могут быть критическое отношение и недоверие к содержанию внушения. После устранения данных препятствий начинается процесс активного внедрения содержания внушений.

Количество людей, обладающих одарённостью значительно меньше тех, кто не смог реализовать одарённость. Одарённость может проявляться в повседневной жизни и в творчестве. Реализация одарённости в большей мере зависит от целей и идеалов её обладателя. Одни довольствуются реализацией своих способностей в повседневной жизни, другие хотят реализовать свои способности в науке или в искусстве, т.е. в творчестве. Если реализация способностей в повседневной жизни даёт удовлетворение субъекту, то реализация в творчестве может принести ему славу. Этот факт не означает, что у человека, довольствовавшегося реализацией своих способностей в повседневной жизни, одарённости меньше чем у прославившегося своим творчеством. Нередко у первых из них одарённости может быт больше чем у гения. Ограничение своих больших способностей рамками повседневной жизни не дали ему возможности прославится в масштабах хотя бы в избранной им сфере.

Формирование и развитие одарённости и творчества процесс сложный. В данном контексте мы коснулись только некоторых её черт. Ещё одна из них, это неразрывная связь творчества с вдохновением. Реализация одарённости проявляется в основном через вдохновение. О вдохновении тоже написано немало. Мы затронули только одну из его черт, которую исследователи почему-то обходят стороной. Эта черта – его генетическая связь с подсознанием. Нам представляется, что оно рождается именно в подсознании. Оно является результатом свободной игры подсознания. Нельзя принудительно заставит писателя или художника создать что-либо значительное. Свобода, в первую очередь, свобода мысли, является основным условием для появления вдохновения и через него рождения гениальных произведений.

Появление вдохновения тесно связано  с состоянием транса. Состояние транса один из его известных исследователей К. Хоффман характеризует как  «Транс до сих пор традиционно определяют как состояние пониженного сознания или состояние дрёмы. Однако, более поздние антропологические определения связывают его с изменёнными состояниями сознания (Чарльз Тарт), и это становится всё более принятым» [5] В заключение можно сделать ещё один вывод о том, что в образовательных системах стран СНГ и не только, интеллектуальная нагрузка направлена на левое полушарие головного мозга учащихся и студентов. Если сумеем найти способ перевода половину этой нагрузки на правое полушарие, то этим мы обеспечили бы значительное увеличение появления среди нас одарённых людей.

 

Список литературы

  1. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В. И др. Рабочая концепция одарённости. Второе издание. М. 2003. 94 с.
  2. Белоусова А.К. «Что такое одарённость»// Журнал Эксперимент и инновации в школе 2012/3 стр 2-4
  3. Семенов И.Н., Ларионова Л.И., Поставнев В.М. Развитие психологии и педагогики одаренности в современном российском образовании (в связи с 65-летним юбилеем члена-корреспондента РАО А. И. Савенкова) // Известия Российской академии образования. 2023. № 3 (63). С. 279-292.
  4. Live Journal (https://analyst-na.livejournal.
  5. Hoffman, Kay. The Trance Workbook: understanding & using the power of altered states / translated by Elfie Homann, Clive Williams, and Dr. Christliebe El Mogharbel; translation edited by Laurel Ornitz. — 1998. — ISBN 0-8069-1765-2 https://www.m24.ru/articles/nauka/24102012/7912?utm_source=CopyBuf

http://izvestia-ippo.ru/begmatov-a-s-odaryonnost-priroda-sla/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *