ГАОУ ВО МГПУ
г. Москва
В статье рассмотрено понятие проблемного обучения творческого характера, раскрывается суть проблемного обучения, представлены методы проблемного обучения, которые можно применять на уроках литературного чтения в начальной школе, дается пример комплекса проблемных заданий творческого характера при изучении лирических произведений.
Творческая деятельность увеличивает вовлеченность учащегося в образовательный процесс, содействует успешному усвоению новых знаний, инициирует умственные старания, дает уверенность в себе и воспитывает умение отстаивать свою точку зрения.
По мнению М. М. Левиной [5], проблемное обучение творческого характера – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы:
— стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их самостоятельность в обучении;
— воспитывать у них творческий, исследовательский стиль мышления;
— знакомить обучающихся с логикой и методами исследования научных проблем.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и умению находить оптимальное решение для выхода из данной ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ решения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск – один из главных критериев развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока направлено на мотивацию к обучению [4, с. 25].
В проблемно – деятельностном обучении через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения можно применить следующие виды методов:
— Частично – поисковый, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и посредством постановки наводящих вопросов привлекает учащихся в обсуждения. Кроме того педагог оказывает помощь в организации поиска решения поставленной проблемы. Поддержка учителя ограничивает самостоятельность учеников, следовательно, участие они принимают только лишь отчасти. Тем не менее, данный метод наиболее эффективный в организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение [3, с. 21].
— Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска – сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т. д. [3, с. 26].
— Метод проблемного изложения – это наиболее пассивный метод обучения. Главную роль выполняет учитель: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа [3, с. 30].
— Исследовательский метод – самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Заметить противоречие, сформулировать проблему, отыскать способ ее решения – полностью независимая деятельность учащихся [3, с. 47].
Нами был составлен комплекс проблемных заданий творческого характера для работы с лирическими произведениями из УМК «Школа России», 2 часть, авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»
|
Приём «Шесть шляп» |
А. Н. Плещеев «Весна» | Изменение контекста |
А. Н. Плещеев «Сельская песенка» | Стилистический эксперимент |
А. А. Блок «На лугу» | Работа с иллюстрацией текста «Читаем и иллюстрируем» |
С. Я. Маршак «Снег уже теперь не тот» | Задание: «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) |
«День Победы» | Конкурс чтецов |
Целостное представление об уроке с внедрением предложенных форм работы дают представленные фрагменты уроков. Они базируются на основе коммуникативно – деятельностного подхода, что соответствует современным требованиям к уроку и способствует формированию не только познавательных мотивов, но и ряда важных качеств личности – самостоятельности, инициативности, деловитости, ответственности, готовности к дальнейшему обучению.
Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня развития читательского кругозора.
Примеры фрагментов уроков по литературному чтению при изучении лирических произведений с использованием проблемных заданий творческого характера для формирования читательского кругозора младших школьников:
Тема урока: Знакомство со стихотворением А. А. Блока «На лугу»
Работа с иллюстрацией текста «Читаем и иллюстрируем».
Проблематика задания: каким образом можно представить стихотворение графически?
Ученику нужно задуматься над содержанием текста, над содержанием своего рисунка и над подписью к нему. Дети рассказывают, какой эпизод они изобразили, объясняют почему, зачитывают цитату. Одноклассники высказывают свое мнение по проделанной работе: соответствует ли рисунок тексту, правильно ли подобрана цитата.
Логическим продолжением работы является прием:
«Составляем диафильм по произведению».
Как правило, предыдущих работ учащихся достаточно для создания «Диафильма».
По материалу прочитанного стихотворения предлагается составить свой диафильм, продумать содержание дополнительных кадров, какие строки из текста соотносятся с ними, определить количество кадров.
Работа проводится в группах или всем классом.
Тема урока: С. Я. Маршак «Снег уже теперь не тот»
Задание: «Я начну, а ты продолжи…» .
Проблематика задания: читается два четверостишия, затем детям предлагается подумать и изменить события стихотворения.
Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
По окончанию работы, получившиеся стихотворения обсуждаются. Предлагается провести авторскую защиту своей творческой работы. Детей радует, увлекает такая работа, развивает их речевое творчество. Не случайно очень часто рождаются маленькие шедевры.
Тема урока: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится»
Предлагается использовать прием «Шесть шляп». Это адаптированная методика развития параллельного мышления британского психолога Эдварда де Боно.
(Групповая работа)
Проблематика задания: его можно использовать для структурирования любого креативного процесса и придумывать новые оригинальные идеи.
Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время прочтения стихотворения?
Жёлтая шляпа — Отметить изменения в природе, которые происходят с наступлением весны.
Чёрная шляпа – Какое настроение стало у зимы, когда наступила весна?
Зелёная шляпа – Нравится ли вам весна? Чем и почему?
Белая шляпа – Какую информацию узнали из прочитанного стихотворения?
Синяя шляпа — Что может произойти дальше?
Тема: А. Н. Плещеев «Весна»
При изучении данного стихотворения, мы можем предложить детям задание «Изменение контекста».
Проблематика задания: Отыскать заданные слова и попробовать включить их в другой текст, придерживаясь темы «Весна».
Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Затем детям предлагается включить эти слова в другой текст, придерживаясь темы «Весна». Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов.
Тема: А. Н. Плещеев «Сельская песенка»
В конце урока, когда дети уже прочитали стихотворение, поработали с ним, им предлагается задание, которое называется «Стилистический эксперимент». Для простоты задания, детям разрешается пользоваться текстом стихотворения.
Проблематика задания: как поменяется смысл стихотворения, если строки будут стоять в другом порядке?
Задание: «Стилистический эксперимент»
С нею солнце краше Травка зеленеет И весна милей Солнышко блестит
Ласточка с весною Прощебечь с дороги Нам привет скорей Принесла с собой Дам тебе я зёрен А ты песню спой, |
«Сельская песенка»
1 вариант Травка зеленеет, С нею солнце краше Дам тебе я зёрен, |
Аналогичное задание проводится для других вариантов только с другими фрагментами стихотворения.
Тема урока: «День Победы»
Организуется «Конкурс чтецов»
Проблематика задания: ученикам предлагается самостоятельно подобрать стихотворение на заданную тему и прочитать его с определенной интонацией.
Например: С. А. Васильев «День Победы» — восторженно, С. А. Васильев «Белая береза» — с грустью, С. М. Пивоваров – «У обелиска» — тревожно, С. Я. Маршак «Разговор с внуком» — взволнованно, А. Усачев «Что такое День Победы» — вопросительно.
Таким образом, после использования проблемных заданий творческого характера на уроках литературного чтения, у детей появляется интерес к чтению, дети становятся активнее заниматься на уроках и качественнее выполнять домашние задания.
Именно проблемные задания творческого характера способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, а также формированию их способности к самообучению и к творческой деятельности.
Литература
1) Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум, 2004
2) Гринберг, И. Л. Лирическая поэзия. — М.: Просвещение, 2009. С. 12-228
3) Маранцман , В. Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие. — Л., 2007.
4) Мельникова, Е. Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа – 2010. – № 5.
http://izvestia-ippo.ru/basova-s-v-problemnye-zadaniya-tvorche/