Баранова Н. В. | ОТ КРЕАТИВА К ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ:  СОВМЕСТНЫЕ ШАГИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

педагог дополнительного образования,

ГБОУ школа № 1795 «Лосиноостровская», Москва

Email: BaranovaNV899@mgpu.ru

 В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением детской креативности и одаренности в рамках работы детского хореографического коллектива. Поднимается вопрос, что важнее креативность или одаренность воспитанников в процессе творческой деятельности ансамбля. Приведены примеры заданий, которые может использовать педагог для развития креативности на занятии современной хореографией.  Описаны параметры важные для формирования креативности у детей в работе хореографического коллектива.

The article examines issues related to the study of children’s creativity and giftedness in the context of the work of a children’s choreographic group. The question is raised of what is more important — creativity or giftedness of students in the process of creative activity of the ensemble. Examples of tasks that a teacher can use to develop creativity in a modern choreography class are given. Parameters important for the formation of creativity in children in the work of a choreographic group are described.

В современном мире одаренность и креативность становятся все более важными качествами для успешного развития личности. Эти понятия особенно актуально рассматривать в сфере дополнительного образования, где дети могут раскрывать свои таланты и развить творческие способности.

Хореография, танец – это искусство, которое сочетает в себе физическую активность, эмоциональную выразительность и раскрывает творческий потенциал исполнителя.

В статье рассматриваются вопросы, связанные проблемой, которая волнует многих хореографов: что важнее креативность ребенка или его одаренность, на что необходимо сделать акцент в своей работе. Многие из педагогов-практиков в сфере хореографии сталкиваются с необходимостью создания на своих занятиях особой творческой среды для развития креативности и работы с одаренными детьми и вынуждены постоянно искать компромисс между двумя этими направлениями в процессе своей работы.

Хореография – это вид искусства, в котором присутствует большой процент творчества, мы видим его проявления в процессе тренировок и репетиций в хореографическом зале, а главное на сцене. В мире танца творческая одаренность проявляется через движение, музыкальность, гармонию. Но чтобы достигнуть уровня творческой одаренности необходимо пройти путь от креативного подхода к глубокому пониманию искусства движения.

Концепция креативности является ядром многих образовательных и воспитательных программ. В частности, академик РАО А. И. Савенков [6][7] разработал и описал теорию исследовательского обучения, которая прочно вошла в практику работы школ.

На занятиях хореографией мы рассматриваем креативность как способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения. В контексте творческой работы ансамбля она проявляется в создании новых комбинаций движений, использовании необычных пространственных решений, разработке оригинальных постановок. Это важный этап творческого процесса, когда все участники группы экспериментируют с различными формами самовыражения.

Мощным катализатором креативности является коллективная работа. Хореографический ансамбль – это не просто набор отдельных танцоров, это единое целое, где каждая группа вносит свой уникальный вклад в общий результат. Коллективная работа помогает ученикам учиться друг у друга, обмениваться опытом и идеями. Именно в процессе совместной работы рождаются самые интересные и оригинальные постановки. Когда участники работают вместе над созданием нового номера, они учатся слушать и понимать друг друга, уважать чужое мнение, находить компромиссы. Это не только развивает творческие способности, но и социальные навыки, такие как командная работа, коммуникация и взаимодействие.

Современное общество нуждается в одаренных креативно мыслящих людях, способных к нестандартному мышлению, творчески активных личностях. Обучение и воспитание одаренных детей – задача государства и сложная проблема, которую мы решаем и на занятиях хореографии. Нужно не упустить этих детей, вовремя понять их ценность и создать для них индивидуальный план работы, позволяющий раскрыть их одаренность.

Часто мы сталкиваемся с тем, что педагог просто не задумывается, что такое одаренность. Как она проявляется? Отсюда возникает и другой вопрос: как развивать одаренных или потенциально одаренных детей? До сих пор до конца не изучены компоненты одаренности, определения. Нет четкого алгоритма выявления одаренности. Не полностью изучены вопросы ее возникновения и развития [5].

Работать с одаренными детьми может далеко не каждый педагог. В идеале он должен иметь высокий уровень личной педагогической подготовкой и владеть знаниями в области психологии и педагогики одаренности. Он должен быть знаком со структурой одаренности, особенностями одаренных детей, владеть методами работы с такими воспитанниками. Однако, на данный момент, мало педагогов, которые были бы компетентны в этой области [5].

Б. М. Теплов рассматривает одаренность в виде сочетания определенных способностей, от них зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении какой-либо деятельности [9]. Он считает, что одаренность не значит, что ребенок уже чего-то добился, а то, что у него есть возможность достижения успеха в какой-то деятельности. Одаренному человеку кроме наличия способностей еще необходимо обладать некоторыми знаниями и умениями, ему необходимо развиваться и учится, как и остальным. Одаренность граничит с талантом. Под талантом понимается способность в какой-либо деятельности, которая проявляется как творчество [8][9].

Учеными исследовано, что одаренность, а в последствии зарождение таланта обусловлено генетическими факторами. Но большую роль в их становлении и развитии играют социальные факторы. То есть как будут проявляться и развиваться способности, которые даны ребенку от природы, зависит от окружающей нас среды: наша семья, общество, социальное окружение.

Таким образом, генетика доказывает, что у каждого заложено много способностей и возможностей, которые необходимо развивать, чтобы сохранить потенциал, который дан от рождения [9].

Творческая одаренность – это наивысший уровень развития творческих способностей, когда ребенок способен создавать нечто уникальное и значимое. В хореографическом искусстве это выражается в умении передавать глубокие эмоции и смыслы через свое движение в танце, таким образом создавая, произведения, которые трогают сердца зрителей. Достижение этого уровня требует не только креативности и проявления таланта, но большого труда, самоотдачи и постоянного самосовершенствования. Творчество – это процесс, который никогда не заканчивается, поэтому важно понимать, что, даже достигнув уровня мастерства, всегда есть куда расти и развиваться.

В этой статье хочу поделиться несколькими формами работы, которые использую на занятиях в танцевальном коллектив, они помогают развивать у воспитанников креативность, дают им возможность раскрыться творчески, а также позволяют мне взглянуть на одаренных детей коллектива с точки зрения их креативности:

  1. Игра «Пластилин»:

Уровень 1: встаем в пары: один – «Скульптор», второй – «Глина». Скульптор может слепить любую форму из глины (важное внимание уделяется деталям). Затем угадывает: что изображает скульптор?

Уровень 2: можно лепить одного человека группой (каждый отвечает за свою часть тела).

Уровень 3: можно лепить сюжет из группы людей (несколько человек лепит группу).

  1. Игра «Части тела»:

Двигаемся под музыку строго определенной частью тела. Можно использовать в задании разные скорости.

  1. Эстафета «Части тела»:

Строимся в колонну и по цепочке дети перебегают в противоположную часть зала (можно задать любой технический вид бега). В начале движения ведущий называет часть тела (локоть, стопа, большой палец на правой руке и т. д.). Игроки должны придумать позу и встать так, чтобы заданные части тела соединились в непрерывной цепочке (от первого ко второму, от второго к первому и т. д.)

  1. Игра «Зеркало»:

Уровень 1: показываем различные эмоции перед зеркалом, «строим гримасы».

Уровень 2: работаем с эмоциями в заданную точку зала, используем смайлы для обозначения задания.

Уровень 3: работаем с заданной эмоцией, направляя воздействие друг на друга, на зал полный зрителей.

  1. Творческое задание «Зеркало»:

Встаем в пары лицом друг к другу, один – «ведущий» (делает любые движения), второй – «зеркало» (с точностью копирует за ним). Можно усложнить и работать группой (повторяем движения по цепочке).

  1. Игра «Тень»:

Уровень 1: работаем сначала в парах: один – «ведущий», второй – «тень». Тень копирует все движения за ведущим, который танцует.

Уровень 2: в группах: первый – ведущий, второй – тень первого, третий – тень второго, четвертый – тень третьего и т. д.

Уровень 3: меняем плоскость, тень может лежать на полу или скользить вдоль стены.

  1. «Веселая эстафета»:

Ставим по залу различные предметы в виде различных по высоте и форме преград (стулья, коврики, обручи…). Задача – преодолеть все преграды разными способами, затем убираем предметы, но оставляем способ передвижения. Затем ведущий начинает задавать воображаемые предметы, которые нужно обходить (стол, машина, забор, дом…)

  1. Творческое задание «Картина»:

Хорошо выполнять под сюжетные мелодии и под детские песни. Вся группа находится в одном из концов зала, в другом конце (по предварительной договоренности) пространство, в котором мы будем создавать нашу картину (можно с предметами). Ведущий озвучивает тему картины, которую будем рисовать. Звучит музыка, дети слушают и когда появляется вдохновение по очереди выходят и занимают свое место в картине (фиксируя позу). Важным условием является то, что пока один не занял свое окончательное положение, другой не может выходить. Нужно сначала увидеть полную картину и только потом решать какое место ты хочешь на ней занять. Можно предложить работу в двух группах, одни создают картину, вторые наблюдают, отгадывают, готовы отвечать на вопросы после того, как картина полностью завершена.

Путь от креатива к творческой одаренности в хореографическом коллективе – это сложный и многогранный процесс, требующий осознанных усилий со стороны педагога и воспитанников. Но именно этот путь делает танец таким захватывающим, вдохновляющим, а главное живым. Совместная работа, поддержка, взаимное уважение помогают каждому участнику раскрыть свой творческий потенциал и создать что-то поистине новое и оригинальное.

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 348 с.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 480 с.
  3. Карпова, С. И. Теория и практика развития детской одаренности: монография [Текст] / С. И. Карпова. Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный университет», – 2011. – 112 с.
  4. Колосова Н. В., Титаренко А. В. К проблеме развития одаренности у дошкольников // Вестник науки и образования. – Иваново, 2017. –Т.1. –№12 (36). – С. 78–81.
  5. Кривунь М. П. Проблема детской одаренности в педагогической науке и практике // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2014. –Т.2. –№3. – С. 20–24.
  6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. – Москва: Ось-89, 2006. – 480 с.
  7. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 334 с.
  8. Соколова Н. В. Современный мир и проблема одаренности // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – Магадан, 2010. –№14. – С. 118–122.
  9. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: МГУ, 1982.
  10. Трафимчик Ж.И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему. – Гомель, 2014. – №2 (40). – С. 140–145.

http://izvestia-ippo.ru/baranova-n-v-ot-kreativa-k-tvorcheskoy/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *