студенты Московского городского педагогического университета
E-mail: awdonkina.anastasia@yandex.ru
Научный руководитель: Романова М. А.,
доктор психологических наук, профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва
E-mail: romanovaM@mgpu.ru
Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»
Статья посвящена описанию цифровых инструментов, которые можно использовать на различных этапах урока по математике в начальной школе. Рассматриваются достоинства и недостатки таких платформ: Learnis.ru, Gamilab, Educandy.
Онлайн-обучение успешно развивалось и развивается, несмотря на то, что мы вынуждены были перейти на дистанционное обучение в связи с пандемией. Многие учителя до сих пор задаются вопросом, а какие инструменты можно использовать на уроках, на каких этапах, чтобы всё это было эффективным как при онлайн-обучении, так и в очном формате. Использование современных технологий может помочь учащимся лучше понять учебную программу. Цифровые технологии в обучении математике в начальных классах относятся к инновационным методикам и формам активности.
Урманчеева С.А. в своей работе «Аспекты современного урока, необходимые для реализации федерального государственного образовательного стандарта» выделила два наиболее важных аспекта урока: мотивационно – целеполагающий и деятельностный аспект. Терехина О.Я. в статье «Современный урок. Аспекты развития УУД» рассматривает те же аспекты урока, выделяя, что новыми образовательными целями урока являются формулирование у обучающихся осознанности значимости урока для себя. Автор говорит о важности совместной деятельности учителя и обучающихся по отбору и поиску научного содержания знания, которое подлежит усвоению.
Отметим, что учитывая многообразие цифровых ресурсов и инструментов, возникают трудности при их использовании. Поэтому следует обратить внимание на отбор цифровых ресурсов на основе рациональности их использования на различных этапах урока с учетом композиционной специфики.
Под цифровыми инструментами мы предполагаем системы цифровой обработки в классе, которые способствуют активному обучению, накоплению знаний и исследований со стороны учащихся, а также позволяют осуществлять удаленное общение. Кроме того, это обмен данными между учителями и / или обучающимися в разных классах. Данная интерпретация является расширенным понятием цифровых технологий, которая позволяет понять развитие обмена информации, а также разъясняет роль таких технологий в классах.
Использование цифровых технологий было изучено в докторской диссертации К. Дворжаковой. В рамках своего исследовании она обратилась к 1450 учителям математики, особенно к учителям средних школ. К учителям обращались по электронной почте. На анкету ответили 168 учителей. Автор констатировала следующий факт: материалы в цифровом обучении, используемые чаще всего, являются статическими презентациями в PowerPoint или Libre Office (используется 41,9% учителей). В общей сложности 95,2% учителей используют компьютеры или другие средства ИКТ не только для подготовки, но также и во время их уроков. [1]
Безусловно, чрезмерное употребление цифровых инструментов влечет за собой снижение интереса со стороны обучающихся. Поэтому выбор инструментов для каждого этапа урока должен быть оправданным.
Наверно, многие из вас задаются вопросом: «Что хотят видеть ученики на наших уроках?» Мы постарались ответить на этот вопрос:
-чтобы было красиво и ярко;
-чтобы было интересно;
-чтобы было понятно (они смогли бы сами справиться с заданиями).
Но всё это должно быть в совокупности, иначе результат будет другой. Например, только красиво и ярко, при отсутствии грамотности — это уже не сработает. Благодаря цифровым инструментам этот вопрос становится решаемым.
Структура разных типов уроков имеет различные этапы. Мы бы хотели взять в качестве примера такой тип урока, как «открытие нового знания», который обычно включает в себя следующие этапы:
- Организационный момент;
- Повторение раннее полученных(опорных) знаний;
- Актуализация раннее полученных(опорных) знаний;
- Усвоение новых знаний;
- Формирование умений;
- Обобщение и систематизация знаний;
- Подведение итогов урока, анализ и оценка деятельности обучающихся и учителя.
Рассмотрим и проанализируем некоторые из цифровых инструментов, которые помогут сделать Ваш урок по математике — изюминкой.
- Погружайте! Используйте игры с погружением, например, веб-квесты. Эти веб-квесты Вы можете создавать абсолютно бесплатно, например, на платформе Learnis.ru. Есть различные виды веб-квестов, но здесь именно типовой вариант «Выберись из комнаты». Почему именно «погружение»? Потому что полностью всё это разворачивается на весь экран, и Вы как-будто внутри этой комнаты. В этом сервисе ещё есть возможность создания викторины, интерактивных видео и терминологической игры «Объясни мне».
Что касаемо квестов, то Вы можете выбирать уровни сложности квеста, комнаты с 5 и 3 заданиями. Очень простое поле рабочих инструментов. Можно загрузить аудио дорожки, картинки-задания. Важно к каждому заданию придумать код, который постепенно будет собираться для того, чтобы открыть дверь. Удобно, что можно раздать всем код, а не ссылку, для входа в эту комнату. И каждый обучающийся сможет войти в нее с любого устройства. Все созданные квесты Вы сохраняете у себя в профиле.
Задания на указанном цифровом ресурсе, на наш взгляд, лучше использовать на этапах усвоения и формирования новых знаний.
- Увлекайте! Используйте аналогии компьютерной игры в обучении (прохождение трудностей). Можно создавать такие задания, которые хочется выполнить, даже не зная их выполнения. Ученик прочитает, попробует и выполнит.
Мы рекомендуем сервис Gamilab. Здесь есть очень важная особенность: те вопросы, которые вы будете использовать в этой игре, они напоминают самые обычные тесты. Поэтому если вы хотите потренировать детей перед контрольной в виде теста, то это очень хороший способ. Дети расслабляются, погружаются в атмосферу и вместе с героем доходят до цели. Создание такой игры не займет много времени. На сайте есть готовые варианты игр, но они, к сожалению, на английском языке. Типы игр на данной платформе: восхождение, движение по маршруту и велогонка.
Данный сервис отлично подойдет для использования на этапах повторения и актуализации раннее полученных знаний.
- Интригуйте! Разрешайте обучающимся выбрать игру самостоятельно. Они будут это делать с особым рвением, любовью и желанием.
На платформе Educandy Вы можете воспользоваться генератором игр и при минимуме затрат предложить максимум упражнений. Здесь представлены 8 типов игр (крестики-нолики, поиск слов, кроссворд, заполни пропуски, анаграммы, соотнесения, выбор ответа и flash cards). На основе этого Вы создаете игры, например, с математическими понятиями (не больше 10-12 слов). Самое главное, о чем нужно помнить: чем меньше слов, тем больше английских букв будет там, так как сервис не русскоязычный. Также есть возможность создавать пары (соотнеси верные равенства, ответы и т. д.) и классические тесты. Данная платформа была создана в 2020 году.
Использование данной платформы будет особенно актуально на этапе обобщения и систематизации знаний.
Описанные нами цифровые инструменты помогут учителям выстроить все этапы урока эффективным образом. Созданные задания на данных платформах будут уместны и интересны детям.
Список литературы
- Дворжакова, К. Информационные технологии в обучении математике — Цифровые учебные материалы. Университет Масарика: Брно, 2014. 60 с.
- Савенков А.И., Романова М.А., Калинченко А.В. Композиционная структура современного урока математики в начальной школе// Начальная Школа. 2020. № 8. С. 44-48.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014)
Abstract. The article is devoted to the description of digital tools that can be used at various stages of a mathematics lesson in elementary school. We considered the advantages and disadvantages of such platforms as Learnis.ru, Gamilab, Educandy.
Key words: digital tools, lesson stages, online learning, aspects of a modern lesson.
http://izvestia-ippo.ru/avdonkina-a-r-fomenko-m-v-ispolzovan-2/