руководитель СНО «Формула успеха» ИПиО,
студентка 5 курса кафедры начального образования
ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Науч. рук. Сабирова Э. Г.,
кандидат педагогических наук, доцент
ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Аннотация. Развитие способностей у младших школьников является важным аспектом в образовательном процессе. В современных реалиях компьютерные и информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека. Киберспорт признан официальным видом спорта во многих странах и основан на видеоиграх. Подрастающее поколение заинтересовано в быстроразвивающимся виде спорта.
Авторы статьи акцентируют внимание на применении элементов киберспортивных игр для развития математических способностей у младшего школьника. Целью данного исследования является описание элементов киберспортивных игр в процессе обучения математике.
Статья может представлять интерес для учителей начальной школы, учителей математики, администрации школ, а также для студентов педагогических направлений подготовки для понимания важности применения элементов киберспортивных технологий в образовательном процессе младших школьников.
Введение. Современные психологи считают, что развитие способностей у ребенка — это всегда результат сложного взаимодействия социальной среды и наследственности. Для эффективного развития познавательной среды младшего школьника хорошим вариантом является организация и проведение действий, направленных на познание школьника. Согласно мнению, Л. С. Выготского, все дети талантливы от природы, а, чтобы развить и сохранить имеющиеся задатки у ребенка, необходимо раскрыть его навыки за счет создания творческого образовательного пространства[2].
Младший школьный возраст является наиболее благодатным для подготовки детей к изучению систематического курса математики и сензитивным периодом для формирования ключевых математических понятий. Исследования, проводимые с младшими школьниками, показывают, что правильная организация образовательной деятельности школьника позволяет обеспечить развитие элементарных математических представлений у ребенка. При этом стоит уделить внимание развитию речи ребенка (овладение математическими терминами), развитию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию познавательных интересов и способностей у школьника.
На современном же этапе развития общества особый интерес уделяется развитию киберспортивных технологий. Киберспорт — это необычный вид спорта, который набирает свою популярность и не требует особой физической подготовки. Компьютерный спорт – это вид соревновательной деятельности на основе компьютерных видеоигр. Использование элементов киберспортивных игр хорошо тренируют у ребенка память, реакцию, внимание, а также учат логически мыслить и принимать быстрые решения в критических ситуациях. Используя киберспортивные игры, младший школьник развивает в себе огромное количество качеств и учится эффективной работе в команде. Все это способствует развитию математических способностей.
Методика. Приступая к работе, мы выдвинули гипотезу о том, что математические способности можно и нужно развивать в процессе вовлечения их в киберспортивные игры. При этом необходимым и достаточным условием является активность и творческая деятельность учащихся в ходе специально подобранных игр, требующих проявления и напряжения определенных компонентов математических способностей.
Прежде, чем приступить к отбору киберспортивных игр, мы, опираясь на труды Крутецкого В.А. выделили ключевые компоненты (своего рода предикторы) оценки математических способностей.
1) отвлеченное восприятие математических задач, быстрое «считывание»внешних структур задачи;
2) обобщение арифметического материала; отношений и арифметических действий;
3) быстрое сокращение умозаключений и системы последовательных действий; гибкое оперирование числовой и знаковой символикой;
4) быстрое последовательно расчленённое логическое рассуждение, основанное на потребности выстраивать доказательство, обосновывать суждения, делать выводы;
5) стремление экономить умственные усилия, решать математические задачи экономно, рационально, а ход рассуждений выстраивать ясно и просто;
6) способность разворачивать ход рассуждений с прямого на обратный ход мысли, так называемая способность к обратимости мыслительных процессов;
7) креативность, не шаблонность мышления; гибкость познавательных процессов, а также способность быстро переключаться с одного умственного действия на другое;
8) обобщенная математическая память. Предположительно, специфические особенности математической памяти обусловлены спецификой математической науки. К таким специфическим особенностям, прежде всего, стоит отнести: память на обобщения, память формализованные структуры, память на логические схемы, память на преобразования;
9) склонность к выполнению пространственных преобразований, напрямую связанную с геометрическими преобразованиями [4].
Отбор киберспортивных игр, мы осуществляли, опираясь на результаты исследований, проведенных на выборке детей, обучающихся в начальных классах.
Данные исследований последних лет (Васенина С. И., Дроговцова Н. О и др.) убеждают нас в том, что развитие математических способностей у школьника продиктованы потребностью современного общества в новой творческой личности, обладающей математическими способностями и креативностью, умением находить нетривиальные пути решения проблемы. С помощью применения элементов киберспортивных игр можно эффективно развивать математические способности у младших школьников.[1, 3].
В.А. Тестов пишет, что математические способности зависят от уровня сформированности математического мышления у младшего школьника. Профессор обращает внимание на то, что формирование математических способностей должно происходить через использование специально подобранных нестандартных задач, которые развивают различные виды мышления и др. [5].
Стоит внимательно подходить к выбору интеллектуальных компьютерных игр, приложений и платформ для развития математических способностей, т. к. большинство из них бесполезны и ориентированы на выполнении шаблонных заданий и основаны на запоминании. Александр Маркеллов основатель проекта «Математические тропинки» создал подборку интеллектуальных игр, в нее вошли:
- (Целью игры является развитие математического мышления. Приложение создано двумя выпускницами мехмата МГУ. Игра основана на путешествии, где школьники осваивают понятия логики, геометрических форм, счет и теорию множеств. Сложность заданий соответствует индивидуальному темпу обучения ребенка. Приложение обещает регулярно выпускать обновления).
- (Целью игры является изучение состава числа. В игре школьники изучают состав числа и определяют суть функции сложения через игровую форму, где младшему школьнику предлагается складывать на корабль грузы определенного веса.).
- Slice fraction и Slice fraction 2. (Приложение разработано учеными из Университета Квебека и направлено на изучение дробей младшими школьниками в игровой форме. В игре школьникам необходимо выполняя математические действия (решение головоломок, состоящих из дробей) спасать мамонтенка. В данном приложении уровни разработаны так, что младшему школьнику, действительно придется думать, а не нажимать кнопки наугад.).
- (Это тренажер для тренировки таких математических операций как сложение, вычитание, умножение и деление. Приложение отлично развивает навыки счета. В тренажере есть статистика успешно выполненных заданий.).
- (Цель игры внедрение игровых форм в неигровой контекст: изучение математике в начальной школе. Для данной игры требуется знание английского, однако в ней собраны математические задания с 1 по 8 класс, которые развивают более 1400 навыков у школьников. В данной игре дети могут выполнять квесты индивидуально или объединяясь в команды,зарабатывать бонусы и пр.).
- (Игровое приложение разработано Стэнфордским математиком Китом Девлиноми его командой. Игра направлена на исследование ребенком таких математических понятий и операций: множители и кратные числа, сложение и вычитание и др. Для игры необходимы знания английского, но и интуитивно можно понять суть заданий. Задания развивают гибкость подхода в работе с числами, стратегию решения математических задач. Школьник должен выполнять действия и спасти обезьянку.).
Обсуждение. Компьютерные технологии являются современным интеллектуальным «орудием», которое позволяет младшему школьнику прокачать свои информационные навыки и перейти на новый, продвинутый, уровень. Использование кибеспортивных игр и приложений на уроках математики в начальной школе или во внеурочной деятельности способствует развитию активного математического словаря, изучению иностранного (английского) языка, развитию мелкой моторики, воображения, памяти, внимания, речи, наглядно-действенного и логического мышления, пространственного ориентирования. Киберспортивная игра, приложение, платформа представляет собой обучающую программу, заполненную предметным содержанием в интеллектуально игровой форме. Играя в компьютерные игры у детей, развивается ряд способностей: организаторские, конструкторские, математические, творческие.
Заключение. Завершая краткий методический обзор и интерпретируя результаты, констатируем, что развитие математических способностей у младшего школьника эффективнее сделать чрез применение элементов киберспортивных игр. Необходимо уделить внимание на основательный подход к выбору киберспортивных игр для развития математических способностей. Использование компьютерных технологий в развитии младшего школьника формирует у него ряд полезных навыков. Однако некоторые вопросы требуют дальнейшего исследования, например, каким набором компетенций нужно обладать учителю и самим школьникам для эффективного использования элементов киберспортивных игр на уроках математики.
Список литературы
- Васенина, С. И. Развивающие компьютерные игры как средство математического развития детей дошкольного возраста / С. И. Васенина. —// Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22522/ (Дата обращения: 16.10.2021)
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 91 с.
- Дроговцова, Н. О. Познавательный диалог в компьютерной игровой среде / Н. О. Дроговцова, Е. А. Тупичкина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 2. – С. 49 — 57.
- Крутецкий, В.А., Психология математических способностей школьников [Текст]. – Москва: Просвещение, 1968. – 431 с.
- Тестов, В.А. Перспективы науки и образования, 6 (12). С. 60-67DateViews 15.10.2021https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskaya-odarennost-i-ee-razvitie
Abstract. The development of abilities in younger students is an important aspect in the educational process. In modern realities, computer and information technologies penetrate into all spheres of human activity. Esports is recognized as an official sport in many countries and is based on video games. The younger generation is interested in a rapidly developing sport.
The authors of the article focus on the use of elements of e-sports games for the development of mathematical abilities in a younger student. The purpose of this study is to describe the elements of e-sports games in the process of teaching mathematics.
The article may be of interest to elementary school teachers, mathematics teachers, school administrators, as well as for students of pedagogical training areas to understand the importance of using elements of cybersport technologies in the educational process of younger students.
Keywords: mathematical abilities, elements of e-sports, junior schoolchildren, computer games, educational process.
http://izvestia-ippo.ru/avdeeva-d-v-razvitie-matematicheskikh/