Атрощенко В.В., Леднева А.А. | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

Атрощенко В.В.

студент 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г.Москва

Е-mail: atrw2000@vk.com

 Леднева А.А.

студент 4 курса ИППО ГАОУ ВО МГПУ

г.Москва.

Е-mail: nastya.nastya.ledneva.00@mail.ru

В статье осуществляется ознакомление с тематическими ролевыми играми, анализируется возможность их применения на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе. Особое внимание уделяется коммуникативным навыкам, при помощи которых реализуется успешная коммуникация. Ролевая игра рассматривается как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения. Приводится разработка авторского сценария ролевой игры под названием “Ресторан”.

 

 

В современном мире происходит активное расширение международных связей, а иностранный язык является коммуникативным средством, за счет которого реализуется взаимодействие и взаимопонимание между людьми. В связи с этим, практическому углубленному изучению языка должно уделяться особое внимание.

Обладать коммуникативными навыками – осознанная необходимость для человека. Это его способность участвовать в коммуникации, получать и передавать информацию.

Все чаще поднимается вопрос формирования этих навыков у школьников. Согласно современным стандартам, реализация образовательных целей достигается в процессе формирования коммуникативной компетенции. Именно она становится ведущей для методики преподавания иностранного языка. И в связи с этим О.Ф. Коробкова говорит: «Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка» [3: с. 30].

Коммуникация не представляется должной без взаимодействия между людьми. В связи с этим в настоящее время большую известность получила технология интерактивного обучения. По мнению А.В. Куприяна, «интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания» [4: с. 45].

Интерактивное обучение — это обучение в форме диалога, в процессе которого происходит взаимодействие ученика с учителем и с другими учащимися. При данной форме организации учебной деятельности большинство участников вовлечены в процесс познания. При такой совместной работе каждый имеет возможность вносить свой личный вклад. Группа учеников погружается в атмосферу сотрудничества. По мнению В.В. Чолак, «совместная деятельность учащихся…происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества» [8: с. 1].

Одним из методов интерактивного обучения является ролевая игра. Ролевая игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил [5: с. 71]. Ролевые игры содержат в себе огромный образовательный потенциал. Многие учителя и методисты считают их образцом взаимодействия как между учителем и обучающимся, так и между самими учениками. Однако существует ряд проблем в реализации данного вида деятельности. Например, имеет место быть проблема лингвистического барьера, суть которой заключается в затрудненном понимании или в объяснении своей позиции на иностранном языке обучающимися. И.В. Фирсова, говоря о лингвистических барьерах, утверждает: «…этим понятием обозначают трудности в использовании иностранного языка в связи с отсутствием необходимых знаний лингвистического характера, а именно – недостатка лексики, незнания или непонимания тех или иных элементов грамматики, трудности в понимании иноязычной лексики на слух» [7: с. 90].

И.В. Герлах пишет: «В практике организации игр ролевого движения скрыт мощный социально-педагогический потенциал; в игре представлены: общение, познание, предметно-практическая деятельность, духовно-практическая деятельность, спорт и собственно игра, как творческий акт» [1: c. 222]. Безусловно, коммуникативная ролевая игра развивает у школьника умение общаться и формирует навыки взаимодействия с социумом в различных ситуациях и условиях. Развитие данных умений и навыков помогает ученику быть полноценным участником системы межличностных отношений.

Работа над ролевой игрой состоит из нескольких этапов. Рассмотрим примерный план действий. И.В. Вагнер предлагает три структурных этапа ролевой игры:

  1. Подготовительный этап, в рамках которого происходит ознакомление учащихся с условиями проведения ролевой игры и закрепление необходимого языкового материала;
  2. Этап проведения игры, когда учащиеся становятся участниками непосредственного иноязычного общения, обусловленного учебно-речевой ситуацией и заданной ролью;
  3. Заключительный этап, который предполагает подведение результатов проведения игры [2, с. 1].

В своих работах Л.А. Сажко выделяет следующие этапы:

  1. Информационно-мотивационный этап;
  2. Этап первичного ознакомления с речевым материалом данной игры;
  3. Операционный этап, предполагающий формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.

Итак, выше были рассмотрены этапы работы над ролевой игрой, выделенные современными учеными. Предлагаем теперь обратиться к типизации игр. Р.А. Мухудадаева предлагает разделять ролевые игры на две основные группы:

  • Первая группа – игры, которые формируют речевые навыки. Выделяют фонетические, грамматические, лексические и орфографические игры, которые развивают соответствующие умения.
  • Вторая группа – творческие (тематические) игры. Основной целью данных игр является дальнейшее развитие всех вышеперечисленных речевых навыков [5: с. 72]. Данная группа игр обладает обширным набором тем, которые можно выбрать под конкретное занятие.

Авторы данной статьи решили обратиться ко второй группе игр, выделенной Р.А. Мухудадаевой. Предлагаем вашему рассмотрению ролевую игру «Ресторан». Данная игра может применяться при обучении английскому языку в школе.

Интерактивная игра «Ресторан»

Планируемые результаты:

— Ученики тренируют свои коммуникативные навыки в процессе интерактивной игры;

— Проходит проверка словарного запаса учащихся по темам … и умения правильно его употреблять в речи;

— Улучшение уровня культуры между участниками игры: повышение уровня морали, этики и уважения;

Формируемые умения:

— правильно пользоваться грамматическим и лексическим материалом для выражения собственных мыслей;

— в моменте самостоятельно принимать верные решения в проблемных ситуациях;

— аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснять;

— оценивать как свою индивидуальную деятельность, так и работу группы, класса.

Задействованные школьные темы: “Food” (restaurant dishes, drinks, vegetables and fruits, vegan food, dairy products, etc.) “Clothing” (dress-code), “Etiquette rules” (polite communication, behavior), “Money”, “Professions”, “Colors”, “Days of the week”, “Time”, “Seasons”, “Numbers”.

Рекомендованный возраст: 10+ лет, ученики 4–11 классов

Рекомендованное помещение: большой школьный класс или актовый зал (в котором есть парты и место для передвижения).

Время проведения: академический час – 45 минут

Заранее подготовка от учащихся и учителя:

В классе выстраивается атмосфера «ресторана»: расставляются школьные парты, вывешиваются плакаты на стены, раскладываются бумажные меню, расставляются пластиковые стаканы, вилки, тарелки. Можно добавить декор в виде ваз с цветами, вешалки и названия «ресторана». (Любая деталь интерьера «ресторана» – новый повод для разговора. Перед школьниками открывается большая площадь для фантазий.)

Конечно, условия школы не позволят «поварам» готовить настоящие блюда, а «барменам» напитки. Стоит выйти из этой ситуации, заранее подготовив (нарисовав или распечатав картинки) продукты, из которых готовятся позиции в меню, а потом просто складывать их в пластиковые тарелки или стаканчики.

Самое важное во всей подготовке к ролевой игре – самостоятельность учеников. Мы советуем учителям полностью доверить создание костюмов, плакатов, меню, продуктов питания детям! Это одна из самых полезных и важных пунктов работы над игрой. При совместной подготовке школьники смогут отлично проявить свои командные качества и творческие способности.

Перед началом подготовки учителю стоит либо составить словарь, либо указать названия тем, которые должны быть использованы детьми. Отличительной особенностью такого формата игры ставится не просто тренировка лексики после заучивания отдельных слов, а обязательное использование словаря в английской речи. Без этого участники игры просто не смогут понять друг друга и верно донести информацию.

Сценарий, герои:

Конечно, одной из самых интересных частей ролевой игры является выбор ученика своей роли. Далее будет описан сценарий игры, в котором будут указаны возможные герои. Стоит отметить, что учитель и школьники вправе дополнять любые роли, придавать любой характер персонажу. Это может быть посетитель-критик, который приехал с проверкой, семья с маленькими детьми или компания друзей. Чем лучше ученики «пропишут» свою роль до игры, тем больше смогут погрузиться в атмосферу.

Ученики активно ведут диалоги и полилоги друг с другом без участия учителя. Педагог выступает в роли «директора» и следит за порядком в классе, отслеживает временные рамки, внимательно анализирует речь учеников, отмечает для себя грамматические, речевые и лексические ошибки, напоминает об обязательном употреблении конструкций и словаря.

Итак, любой «ресторан» начинается со входа. Здесь «посетителей» должен встречать «охранник», который сверяет разрешенный дресс-код и имена в списке. Затем идет гардеробная, в которой «гардеробщик» может вежливо расспросить о погоде и повесить верхнюю одежду в правильное место. Далее «посетитель» заходит в основную часть «ресторана». Здесь его встречает «управляющий», который должен узнать об интересах «гостя» и посадить на удобное, подходящее по запросам, место. После этого к столику подходит «официант», который выясняет пищевые привычки посетителя (вегетарианство, отказ от молочной продукции и т.д.), рекомендует блюда на «свой вкус» и записывает заказ в блокнот. Здесь начинается работа «кухни». «Официант» озвучивает заказ, а «повара» должны приготовить из продуктов (сложить картинки в тарелку). «Бармены» действуют аналогично. Далее «шеф-повар» должен проверить правильность собранного блюда и напитка и заказа и отдать «официанту». «Официант» относит «гостю» его заказ, а тот его проверяет и дает комментарий о вкусе, совпадении или несовпадении желаний и т.д. После «официант» спрашивает о вариантах платы, приносит счет и получает чаевые от «посетителя». «Гость» направляется к выходу из заведения, где его встречает «гардеробщик» и «директор (учитель) ресторана». Преподаватель просит либо в устной, либо в письменной форме оставить отзыв. Игра заканчивается, когда последний посетитель выходит из стен «ресторана» и «управляющий» подсчитывает прибыль за день.

Итогом игры становится «Сборник отзывов», в который «посетители «ресторана» вкладывают свои замечания, пожелания и предложения. Для дополнительного интереса можно сделать и балльно-рейтинговую систему. Например, карточки-звездочки, которые в конце можно посчитать.

Заметим, что в игре проходит не одна сюжетная линия, а в зависимости от уровня знаний и возраста учащихся параллельно может происходить несколько историй (что погружает в реальную атмосферу «ресторана»).

Данную тематическую ролевую игру рекомендуется проводить на внеурочном занятии или тематическом уроке. Например, на «Неделе английского языка».

Учителям стоит учитывать возраст учеников и модернизировать игру. Следует не игнорировать возрастные интересы учеников и добавлять новые темы и роли в сценарий, при этом не забывая об уровне словарного запаса школьников.

В заключении хотелось бы отметить, что использование ролевых игр на уроках английского языка значительно повышает продуктивность образовательного процесса. Кроме того, данные игры применимы в разных возрастных группах, а в начальных классах практически незаменимы.

Не стоит забывать о том, что коммуникативная ориентированность обучения английскому языку является одной из приоритетных задач. Обучающиеся узнают, как правильно использовать лексический и грамматический материал для выражения своих мыслей, как именно принимать верные решения в определенный момент, как оценивать свой индивидуальный вклад в общую работу.

Как мы видим, нельзя недооценивать значимость ролевых игр в развитии социально-коммуникативных навыков школьников при изучении английского языка. Однако, работа по данной методике предполагает наличие у учителя целого ряда навыков по организации групповой деятельности и выделения дополнительного времени на подготовку к игре.

 

Литература

  1. Герлах И.В. Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности // Вестник КГУ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-teatralizovannaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsialno-znachimyh-kachestv-lichnosti (дата обращения: 04.04.2022).
  2. Комина Н.А. Методика использования ролевой игры в учебном процессе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2007. №8 URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11582382_52074563.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
  3. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «Коммуникативная компетенция», «Коммуникативные навыки» и «Речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiy-kommunikativnaya-kompetentsiya-kommunikativnye-navyki-i-rechevye-navyki-v-sovremennoy-normativnoy-dokumentatsii (дата обращения: 04.04.2022).
  4. Куприян А.В. Интерактивное обучение // ИСОМ. 2015. №Приложение 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-2 (дата обращения: 05.04.2022).
  5. Мухудадаева Р.А. Ролевые игры на уроках английского языка // Инновационная наука. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rolevye-igry-na-urokah-angliyskogo-yazyka-2 (дата обращения: 01.04.2022).
  6. Сажко Л.А. Обучение устному иноязычному общению с применением ролевой игры в пятом классе средней школы. Дисс. … канд. пед. наук. – Киев, 1990.
  7. Фирсова И.В. Языковой барьер при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-barier-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 04.04.2022).

Abstract. The article introduces thematic role-playing games, analyzes the possibility of their use in English lessons and after school activities in elementary school. Special attention is being paid to communication skills, by which successful communication is realized. Role-playing game is considered as one of the most effective methods of interactive learning. The development of the author’s scenario of a role-playing game called “Restaurant» is given.

Keywords: interactive methods, communication skills, role-playing games, plot.

http://izvestia-ippo.ru/atroshhenko-v-v-ledneva-a-a-ispolzovan/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *