Аржаникова Е.А. | СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ИГР СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

 магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. E-mail: adena.uil@yandex.ru

Научный руководитель: Козырева Нелли Арнольдовна, кандидат психологических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва. E-mail: kozyrevana@mgpu.ru

 Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье описывается применение методики ТРИЗ для обучения детей творческому мышлению, креативности и совместному с педагогом созданию игр. Автор предлагает геймифицировать учебный процесс, с помощью технологии создания обучающих игр совместно с детьми, что поможет усвоению информации в процессе изучения учебных дисциплин в школе. Описаны принципы, которыми стоит руководствоваться педагогу при разработке игр совместно с детьми, а также приведены примеры создания игр совместно с учеником второго класса.

Игрофикация образования плотно вошла в жизнь современной школы. Игры применяются как для закрепления материала, так и при изучении новых тем, при тренировке общеличностных качеств детей. Существует много готовых игр, а также методик, которые позволяют учителям при необходимости создавать собственные игры для применения в учебном процессе.

Известно всего несколько методик, позволяющих создавать игры совместно с детьми, и делать игротворчество частью образовательного процесса, использовать его, чтобы осваивать конкретные темы в рамках школьных предметов. Хотя попытки применять геймдизайн в образовании были. Так, о разработке игр пишет Джордан Шапиро, утверждая, что создание игр является оптимальным методом проектного обучения, однако в его интерпретации изучение геймдизайна может помочь детям освоить собственно навыки программирования, «развивать технические, художественные, познавательные, социальные и языковые навыки» [5]. Но речи о том, чтобы в процессе создания игры учащиеся глубоко усваивали тему, которой посвящена разрабатываемая игра, у него не идет.

Также довольно популярна среди учителей практика в качестве домашней работы давать задание по составлению кроссворда по изучаемой теме. Это действительно мотивирует учащихся внимательно изучить тему, подобрать слова, составить наиболее интересные для одноклассников вопросы, проявить свою фантазию при оформлении кроссворда. Данный вид деятельности является однообразным, из-за этого довольно быстро надоедает, однако здесь решается задача усвоения и повторения конкретной темы. Кроссворд действительно является хорошим педагогическим приемом, но он ограничивает фантазию детей конкретной формой, его можно было бы разнообразить иными формами, например, созданием головоломок, настольных игр и так далее, которые также создавались бы самими детьми.

Сегодня наиболее полно такой подход развивается в рамках методологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). В основе ТРИЗ лежит идея о том, что изобретение нового подчиняется определенным законам, а также предлагаются методики, позволяющие решать любые технические задачи, находя новые решения.

Одним из примеров применения ТРИЗ в педагогике, где сами дети включаются в процесс творчества является подход Аллы Нестеренко [4]. Она, применяя методы ТРИЗ, разработала методику, в которой учит детей загадывать друг другу загадки. Когда детям нужно выучить новую тему, учитель дает им шаблоны, на основе которых они могут генерировать загадки. Это схоже с тем как в учебниках математики предлагается составить задачу по определенной теме, но составление загадок ближе к играм.

То что мы обозначаем как создание игр совместно с детьми находит отражение в работах Н.А. Козыревой, которая также опирается на методики ТРИЗ. В ее практике дети обучаются некоторым методам ТРИЗ и применяют их для создания игр и игрушек. Само создание игр и игрушек рассматривается как игра, творчество в игре, развивающее навыки самопрезентации и творческого мышления [2, с. 159]. Методики ТРИЗ имеют огромный потенциал для обучения самих детей творческому мышлению, креативности и созданию игр совместно с детьми.

Кроме ТРИЗ, мы также опираемся на идею нелинейного «постэволюционистского» мышления как особого творческого отношения к реальности, позволяющего видеть множество возможных путей развития, которая развивается в современной философии [1]. Возможность мыслить нелинейно особенно хорошо развивается в игре и создании игр, так как именно в игре мы можем предполагать «веер возможностей» решений игрока. Также для нашего исследования значимыми являются идеи гуманистической педагогики о всестороннем развитии ребенка и об образовании и воспитании как синергийных сотворческих процессов развития ребенка и учителя.

Таким образом, сегодня имеются технологии, сосредоточенные на создании игр совместно с детьми, но уделяющие мало внимания изучаемым темам; и технологии, ориентированные на усвоение информации, но с бедным игровым содержанием. Наша гипотеза состоит в том, что объединение этих подходов имеет большой образовательный потенциал. Если мы будем разрабатывать совместно с детьми игры предметного содержания, причем игры достаточно сложные, интересные и разнообразные, то это обогатит методы преподавания большинства предметов, а также будет способствовать развитию личностных навыков у обучающихся.

Нам представляется, что данная методика будет не просто средством разнообразить и геймифицировать учебный процесс, но поможет усвоению конкретных тем по предметам. Для этого имеются следующие основания:

  1. Это творческий уровень усвоения знания. Создавая игру, учащийся не просто воспроизводит информацию, повторяя ее, а самостоятельно создает новый продукт, а для этого он дожжен хорошо понять саму тему.
  2. В процессе создания игры у обучающегося создается мотивация лучше изучить информацию по теме игры: прочитать об этом дополнительно, решать больше задач на данную тему, чтобы лучше понять как играющий в игру будет с этим справляться, задавать дополнительные вопросы педагогу, смотреть видео по теме и так далее.
  3. Когда ребенок создает собственный проект по теме, тема становится ему особенно интересна, и он ощущает особую сопричасность с ней.
  4. Каждая игра проходит стадию создания макета, а затем тестирования, причем первоначально тестирует игру ее создатель, то есть сам ребенок создавший игру. Также в такую игру смогут поиграть одноклассники и высказать свои предложения по ее улучшению. То, что игра является работающим способом освоения и повторения учебного материала уже доказано в некоторых классических трудах по педагогике. Но ребенок, играя в игры, которые спроектировал он сам или его одноклассники будет делать это подробнее и глубже, чем в случае с играми, которые за ребенка придумали взрослые, и, следовательно, тема, с которой связана эта игра, также будет усваиваться полнее. Как пишет Н.А. Козырева: «Увлечь новой игрой своих юных коллег, которые тоже умеют разрабатывать игры, очень непросто — ведь они могут и ошибку в правилах найти, и свои правила игры предложить, которые автор может принять или отклонить» [3, с. 160.].

Предложим несколько принципов, которыми стоит руководствоваться педагогу при разработке игр совместно с детьми:

  1. Разнообразие видов игр. Необходимо обеспечить игровой опыт для ребенка. Он должен понимать, что есть игры развлекательные, есть учебные, развивающие. Необходимо, чтобы у ребенка был опыт игрока в различных типах игр.
  2. Разнообразие методов создания игр. Использование стандартных для изобретателей методов создания новых идей и решений работает и при проектировании игр совместно с детьми: ТРИЗ, мозговой штурм, повышение уровня новизны на примере готовой игры-прототипа, морфологический анализ, ОДИ и другие подходы.
  3. Совместное творчество. Следует создавать игры вместе с ребенком. Если это упражнение в написании игры, то пусть педагог тоже придумывает свою короткую игру. Пусть ребенок играет в игру педагога, а педагог в игру ребенка, дети играют в игры, которые сделали их одноклассники. Тогда игры становятся пространством совместного творчества всего класса.
  4. Разнообразие и доступность ресурсов. Обеспечить ребенка большим количеством материалов. Пусть он не будет ограничен тремя фломастерами и листочком в клетку. Пусть у него будет больший простор в ресурсах и это даст простор его воображению. Например, можно предоставить цветную бумагу, карандаши, фишки из различных материалов, листы ватмана и так далее.
  5. Системность и непрерывность. Не стоит вводить создание игр совместно с детьми только как разовый прием. С каждым циклом разработки качество игр будет повышаться, интерес расти. Это должна быть периодическая практика. Тогда игры станут действенным средством познания мира. В противном случае сама разработка игр будет для учащихся новой темой, которую им важно освоить, а на конкретную предметную тему у учащихся уже не хватит сил.

Приведем примеры из нашей практики создания игр совместно с учеником второго класса. Игры разрабатывались по математике специально для закрепления конкретных тем из программы. При разработке мы опирались на вышеуказанные пять принципов.

  • Игра на развитие памяти и тренировку навыков счета с переходом через десяток. Для создания игры был применен метод повышения уровня новизны. Мы взяли за основу известную игру «Мемо» и адаптировали ее под курс математики. Ребенок сделал карточки с примерами по данной теме и ответами. Можно перевернуть за ход только две карточки. Если ответ на пример не совпал, то карточки переворачиваются обратно. Если ответы совпали — игрок забирает карточки себе и ходит еще раз. При разработке ребенок сам составил примеры, убедился, что все они относятся к нужной теме, прорешал их все, проверил, что все примеры имеют ответ.
  • Игра на отработку сочетательного закона сложения. Ребенок использовал морфологическую таблицу при создании игры. Использовались параметры характеристики поля, героев, механик, вида задания, сюжета игры. Ребенок продумал игровое поле, сделал его двухсторонним. Игра получилось про героев «Among us», и в основе своей содержит поиск предателя. В игре присутствуют персонажи, которые чинят компьютерные устройства. Но один или несколько из них — предатели, они только делают вид, что чинят. Каждый герой высказывается, в случайном порядке ему достается карточка, где написано математической высказывание. Это демонстрация расстановок скобок в выражении. Если скобки расставлены так, что счет облегчается и ускоряется — значит, этот персонаж действительно чинит компьютер. А если скобки расставленны так, что это не облегчает счет — значит это и есть предатель. Предателя надо победить, используя механику боя, основанную на бросании костей. Эту игру можно переигрывать много раз, играть вдвоем и втроем.

3) У ребенка были попытки создания не только настольных игр, а также других видов игр, например, подвижных, ролевых, игр-головоломок. Была разработана подвижная игра, где нужно как можно быстрее выкрикнуть ответ на пример, пока к тебе пытается допрыгать товарищ. Если успел допрыгнуть — снимается одна жизнь. Можно заранее договариваться о количестве жизней, о размере прыжков, о расстоянии между игроками. Цель игры — отработать знание таблицы умножения. Ребенок выдумал эту игру, когда был ограничен рамками: игра должна быть для трех и более человек, в нее возможно играть в классе, она отрабатывает навыки умножения, в ней нельзя бегать, но нужно двигаться.

В результате создания игр у ребенка-автора вырос интерес к математике. Тестирование показало, что соответствующие темы усвоены на отлично, повысился познавательный интерес: ребенок теперь специально читает учебник и выискивает тему, на которую можно сделать игру, увлекся вероятностями и теорией вероятности, когда ему необходимо было просчитать механику боя с кубиками, помогает друзьям освоить эти темы, предлагая поиграть в его игры, на что они соглашаются. Его примеру последовали другие ученики, так что процесс не требует теперь постоянного контроля. Иногда к приходу учителя ребенок радует новостью, что придумал новую игру.

Полагаем, что после достижения определенного уровня в создании и разработке игр, дети, таким образом, будут с большой долей вероятности совершенствовать свои навыки геймдизайна и разрабатывать все новые игры применительно к разным жизненным ситуациям. Фактически, такое игровое восприятие действительности является одной из целей игрофикации образования. Сформировав такое отношение, дети будут стараться все делать «играючи», получат привычку про все сочинять игру, адаптируясь тем самым ко многим рутинным действиям повседневности, стараясь от любого скучного процесса получать удовольствие. И сам процесс обучения в школе предметным знаниям будет восприниматься ими как пространство для потенциального творчества и игры.

Таким образом, мы полагаем, что разработанная нами педагогическая методика создания обучающих игр совместно с детьми может значительно повысить мотивацию учащихся.

Список литературы

  1. Витяев С.М. Эволюционизм и постэволюционизм как стратегии миропонимания и способы структурирования реальности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 35-41.
  2. Козырева Н.А. Геймификация в развитии изобретательского мышления одаренных детей // Психология одаренности и творчества: сборник научных трудов II Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27 ноября 2020 г.  М.:  Известия ИППО, 2020. С. 100-105.
  3. Козырева Н.А. Метаморфозы игры: от игры развивающей к игре созидающей // Игровая культура современного детства: Сборник статей II Международной научно-практической конференции. М.: НАИР, 2018. С. 149-153
  4. Нестеренко А. Страна загадок. Книга о развитии творческого мышления детей. ТРИЗ-ОТСМ. М.: Весь, 2020. 192 с.
  5. Шапиро Дж. Создание игр как оптимальный метод проектного обучения [Электронный ресурс]: URL: https://newtonew.com/tech/sozdanie-igr-kak-optimalnyj-metod-proektnogo-obuchenija (Дата доступа: 04.03.2021).

http://izvestia-ippo.ru/arzhanikova-e-a-sozdanie-obuchayushhikh-igr/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *