Арустамян С.А., Костюкова О.С., Парфимович В.А. | МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИКТОРИНЫ КАК ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Арустамян С.А., студентка института педагогики и психологии образования МГПУ, ArustamjanSA@mgpu.ru

Костюкова О.С., студентка института педагогики и психологии образования МГПУ, KostjukovaOS@mgpu.ru

Парфимович В.А., студентка института педагогики и психологии образования МГПУ, ParfimovichVA@mgpu.ru

 Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции «РЕБЕНОК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА»

В статье рассмотрены онлайн-сервисы для создания тестов, викторин и других интерактивных форматов на уроках в начальной школе. Использование онлайн-викторины в математике позволяет не только повышать уровень мотивации младших школьников к обучению, но и значительно экономить время на этапе закрепления и проверки усвоенного материала.

Сегодня особое внимание в образовательном стандарте нового поколения уделяется повышению доли самостоятельности школьников и развитию их навыков самоконтроля и рефлексии.

Начальная школа сейчас не только формирует определенный набор знаний, умений и навыков у учащихся, но также побуждает их учиться самостоятельно, способствует самообразованию младших школьников и реализации их способностей.

Для того, чтобы эти процессы развивались более эффективно, необходимо активизировать учебно-познавательную деятельность школьников. Организация условий для активизации познавательной деятельность позволяют новые информационные технологии, которые могут быть включены в образовательный процесс.

Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы создать образовательное пространство, отвечающее всем современным требованиям обучения, и оптимальных условий для достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов.

Молодым учителям начальной школы достаточно легко осваивать новые информационные средства для организации обучения. Благодаря пандемии и вынужденному дистанционному обучению использование ИКТ в образовательном процесс стало неизбежной реальностью, соответственно, многим из нас пришлось осваивать новые технические средства. Мне также посчастливилось изучить и освоить новые информационные технологии и применить их на практике, как оказалось, достаточно успешно. Использование на уроках мультимедийных упражнений, развивающих заданий и тестов способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти младшего школьника. Интерактивные упражнения привлекают учеников как новизной и современностью формы, так и быстрым получением результата.

Онлайн-викторины пользуются отдельной популярностью, поскольку содержат в себе задания различного вида, направленности и уровней сложности, также большую роль в данном формате деятельности играет соревновательный момент. Использование интерактивных онлайн-форматов позволяет создать на уроке комфортную для ученика обстановку реального общения, при которой он с желанием выполняет задания, проявляет интерес к изучаемому материалу, учится работать самостоятельно, стремится к получению более высокого результата.

Если говорить о положительных моментах использования онлайн-тестов и онлайн-викторин, то они заключаются и в интерактивной форме взаимодействия, и в существенной экономии времени на проверку знаний и умений учащихся, поскольку такие активности могут включаться в программу на этапе закрепления нового материала и выявления уровня его усвоения. Также, у учащихся есть возможность самим оценить свой уровень, сравнить его с эталоном, что способствует развитию самоконтроля.

Сервисов для создания онлайн-тестов и викторин сейчас огромное количество, поэтому я хотела бы рассказать о самых, на мой взгляд, удобных и практичных. Рассмотрим три из них:

  • Triventy – онлайн-конструктор игр и викторин;
  • Kahoot – программа для создания викторин, дидактических игр и тестов;
  • Mentimeter – сервис для создания интерактивных презентаций и квизов.

Эти интернет-сервисы позволяют легко и быстро создать разные виды упражнений: викторины, опросы, тесты, задания на последовательность, классификацию.

Выбранные онлайн-сервисы представлены на английском языке, имеют схожую структуру и располагают похожими функциями, но при этом каждый из них по-особенному интересен, поэтому разберём подробнее каждый из инструментов.

Triventy – онлайн-платформа не только для создания викторин. На сайте Triventy есть большое количество уже готовых онлайн-викторин, которые можно использовать в своей работе. Пользователи сайта также могут создавать викторины для общего пользования, но в то же время можно создавать викторины «закрытые», только для себя. Все созданные пользователем разработки хранятся в личном кабинете в разделе «Мои викторины». Таким образом формируется интерактивная методическая копилка, которую учитель может пополнять, обновлять и использовать в зависимости от ситуации.

Kahoot — это относительно новый, но уже достаточно популярный сервис для создания онлайн-викторин, онлайн-тестов и опросов. Программа довольно эффективно используется в дидактических целях. Для того, чтобы принять участие в онлайн-викторине, ученикам необходимо использовать любое устройство, которое имеет доступ в Интернет: компьютер, ноутбук, планшет или мобильный телефон. Kahoot позволяет создавать не только текстовые задания, но и фото и видео-задания, которые пользуются большим интересом со стороны участников. Темп выполнения онлайн-викторин и тестов учитель может самостоятельно регулировать в программе – вводить временной предел для каждого вопроса и менять его, если по итогам проведения нескольких заданий в этом есть необходимость. Также, на платформе можно ввести баллы за ответы на вопросы тестов или викторины. Баллы могут увеличиваться в зависимости от скорости выполнения задания и его правильности. Время и баллы отображаются на мониторе учителя, который он может транслировать учащимся. Порядок начала онлайн-викторины прост: открываем сервис, вводим PIN-код, который  представляет учитель со своего компьютера, и приступаем к выполнению заданий. Ученик на своем устройстве вводит правильный, на его взгляд, ответ и ждет результата. Варианты ответов могут быть представлены разными геометрическими фигурами, что также способствует формированию математической и геометрической грамотности младшего школьника.

Mentimeter – сервис, схожий с ранее описанным Kahoot, но, как мне кажется, с более понятным интерфейсом. Для того, чтобы разработать викторину или квиз необходимо создать презентацию, каждый слайд которой – отдельное задание. В Menti, так сокращенно называется сервис, есть несколько типов заданий, которые можно использовать в интерактивной викторине: выбор одного ответа из перечня возможных, выбор нескольких ответов из перечня возможных, оценка по заданной шкале, развернутый ответ. Ответы на вопросы также представляются в разной форме: круговые и столбчатые диаграммы, облако слов. Кроме того, по итогам викторины составляется Leaderbord – доска победителей. Баллы начисляются за правильные ответы и за скорость ответа. Чтобы у учащихся была возможность начать викторину, им необходимо ввести PIN-код, который предоставляет учитель, как и в сервисе Kahoot, а также свое имя для участия в игре.

Использование онлайн-викторин и тестов в математике способствует повышению уровня мотивации младших школьников к обучению, а также служит эффективным инструментом для проведения точечного контроля знаний учащихся по различным темам или по предмету в целом. Если викторина проводится на уроке, а детям нужно выполнять задания в группах, повышается также и уровень сплоченности учеников. Онлайн-викторины используются в основном на дистанционной форме обучения, когда дети находятся в разных пространствах, но на одном уроке. Каждый может поучаствовать в интерактиве, ответить на вопросы, проверить свои знания и узнать что-то новое.

Для демонстрации использования интерактивных платформ для создания онлайн-викторин мною была разработана демо-версия онлайн-викторины по математике на тему: «Простые задачи на смысл сложения и вычитания». Демо-версия состоит из 6 заданий: 3 задания на смысл сложения и 3 задания на смысл вычитания. Задания перемешаны. На выполнение каждого задания заложено 40 секунд. Как правило, за это время и дети могут посчитать пример и решить задачу, и педагог может прочитать задачу и прокомментировать ее. Если кто-то из учеников выполняет задание быстрее, чем заканчивается отведенное на него время, он ждет, пока время закончится, чтобы узнать правильный ответ. Если все ученики выполняют задание быстрее установленного времени, ответ появляется сразу после того, как задание выполнил последний ребенок.

«Доска лидеров» или Leaderboard может быть использована как после каждого задания, что позволяет сделать вывод о том, какие ученики справляются с заданием быстро и без проблем, а какие испытывают затруднение или вовсе не решают задачи, так и по итогам всей онлай-викторины. Но финальной «доске» выявляется победитель по итогам всей игры, а также первая десятка лидеров. Результаты выполнения заданий сохраняются в системе, и учитель в любой момент может вернуться к ответам детей и просмотреть, у кого из учеников какие трудности в выполнении заданий существуют.

Для того, чтобы провести одну и ту же викторину несколько раз совершенно не обязательно создавать ее заново с нуля. Достаточно или очистить ответы учеников с предыдущего занятия, или создать копию викторины с аналогичными вопросами и заданиями.

Популярность всевозможных тестов и опросов сейчас очень велика. Прежде, чем предложить учащимся онлайн-викторину или выполнений заданий в формате онлайн-теста, учителю необходимо определить темы и формат интерактивного взаимодействия. Это может быть планируемая тема урока, например, урока по математике, русскому или окружающему миру, или же тема, не заявленная в программе обучения, такую викторину можно использовать в процессе внеурочной деятельности. При составлении викторины необходимо также учитывать уровень овладения знаниями учеников, ориентироваться на дистанционную форму обучения и интерактивный формат взаимодействия. Также, важно удостовериться, что каждый ученик способен принять участие в викторине, имеет для этого необходимые средства (компьютер или телефон).

Для творчески работающих учителей онлайн-викторины стали палочкой-выручалочкой, поскольку применение подобного инструмента в процессе обучения даёт возможность научить школьников целостно воспринимать учебную проблему, пользоваться свободой выбора решений этой проблемы, совершенствовать практические учебные навыки. Развитие умственной деятельности в процессе проведения интерактивного общения повышает интерес к учебному предмету и в результате приводит к повышению качества знаний.

 

Список литературы

  1. Жукова, Г.С. Онлайн-игра как инструментповышения мотивации младших школьников кобучению. – М. Издательство РГСУ, 2019;
  2. Носков, Е.А. Технологии дистанционного обучения и геймификации в образовательной деятельности. – М., 2018;
  3. Титов, С.А. «Геймификация» дистанционного обучения, сборник трудов под редакцией В.И. Солдаткина. – М. Издательство МТИ, 2016.

http://izvestia-ippo.ru/arustamyan-s-a-kostyukova-o-s-parfimovi/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *