Аркадьева Л.А. | ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рейтинг
[Всего голосов: 3 Средний: 5]

УДК 373.31

Магистрант МГПУ

 

В статье рассматривается проблема поддержки мотивации младших школьников при изучении русского языка в рамках дистанционного обучения.  Показывается, что геймификация является важным средством использования игровых приёмов в неигровом формате, которое педагог может использовать для повышения уровня мотивации при прохождении материала урока.  Раскрываются возможности данной технологии на примере интерактивной игры. В статье содержатся методические рекомендации, направленные на возможности повышения мотивации младших школьников для учителей начальной школы.

The article deals with the problem of supporting the motivation of younger schoolchildren in learning Russian as part of distance learning. It is shown that gamification is an important means of using game techniques in a non-game format, which a teacher can use to increase the level of motivation when passing the lesson material. The possibilities of this technology are revealed by the example of an interactive game. The article contains methodological recommendations aimed at increasing the motivation of younger schoolchildren for primary school teachers.

Формирование учебной мотивации является одной из актуальных проблем современного образования, в частности на начальном этапе обучения. В соответствии с ФГОС НОО одним из базовых требований к результатам обучающихся является готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию [3, 9 с.]. Л. И. Божович считает, что учебная мотивация образуется системой мотивов, которые включают в себя потребность в учении, цель учения, отношение к учению, эмоции и интерес. Мотив интереса занимает особое место. При работе над формированием учебной мотивации в начальной школе в первую очередь нужно стимулировать интерес обучающегося к учению [2, 437 с.].

Применительно к начальному этапу обучения одной из наиболее эффективных форм, дополняющих учебную деятельность и повышающих учебную мотивацию, традиционно является игра. Такое положение дел «заставляет специалистов, работающих в самых разных областях деятельности, использовать неисчерпаемые когнитивные, информационные, социально-регулятивные ресурсы игры» [3, с. 35]. Так как дистанционные формы обучения получают широкое распространение в начальной школе, отметим, что одним из наиболее эффективных средств обучения, применяемых в онлайн формате является геймификация. Важно не забывать, что мотивация склонна к изменениям в зависимости от качества и средств преподавания. Таким образом, данная проблема требует постоянного её изучения.

Геймификация – это процесс, в котором используется динамика игр для того, чтобы привлечь внимание аудитории и решить поставленные задачи. Геймификация направлена на достижение результата, в этом и заключается самое главное отличие её от игры [5, 1171 с.]. Разберём пример использования геймификации в неигровых целях, когда в процессе обучения применяются элементы интерактивных игр. Использование геймификации в образовательном процессе напоминает прохождение компьютерной игры, где также существуют разные уровни сложности, есть сюжет и возможность зарабатывать очки за правильные ответы на вопросы или за верное выполнение того или иного задания. Обучающиеся выполняют образовательные и игровые задачи. В нашем примере образовательная задача заключается в том, чтобы развить фонематический слух и задание формулируется как необходимость распределения слов в два столбика: 1) со звонкими согласными; 2) с глухими согласными. В задании указаны слова, которые необходимо распределить: рыцарь, щит, меч, король, замок. Постановка игровой задачи заключается в том, чтобы быстрее остальных игроков набрать 100 баллов за успешное выполнение задания для перехода на следующий уровень, распределив слова в свой «домик». Сначала ребята должны назвать слово, затем переместить его в нужный домик, а всё это действие происходит в одном игровом сюжете, где ребята должны помочь героям справиться со всеми заданиями вовремя. Важно помнить, что образовательные цели остаются всегда в приоритете, а вот игровые нужны для удерживания внутренней мотивации к выполнению образовательных задач [2, 438 с.].

Мы полагаем, что педагогам, работающим в начальной школе, для проведения занятий с обучающимися необходимо применять интерактивные игры для повышения мотивации при выполнении заданий и активизации познавательного интереса младших школьников.

Рассмотрим подробнее применение интерактивных игр, выполненных в программе PowerPoint на занятиях по русскому языку. PowerPoint — это специальная программа для подготовки и просмотра презентаций. Презентации используют, чтобы привлечь внимание и визуализировать важную информацию [1, 428 с.]. С помощью данной программы можно разработать интерактивную игру с разным сюжетом. Например: помоги героям перебраться с одного берега на другой, собери буквы для кода, чтобы открыть замок или расставь слова в правильном порядке, чтобы открылась дверь и другие. Обучающиеся в такой игре могут стать путешественниками, где за определённое время нужно помочь всем героям, которые встретятся на их пути, или волшебниками, расколдовывающими чары зла и сыграть еще много занимательных ролей.

Продемонстрируем пример разработанной нами и реализованной интерактивной игры «Путь во дворец Грамматики», где обучающиеся проходят различные задания в формате интерактивной игры. Ученикам необходимо было помочь героям из известного мультфильма «В стране невыученных уроков».

Участники: обучающиеся 3 класса, посещающие группу продлённого дня

Содержание: урок-путешествие с выполнением различных заданий в формате интерактивной игры. В процессе выполнения различных заданий обучающиеся стараются помочь двум героям, чтобы они не опоздали, за правильное выполнение заданий обучающиеся получают разные предметы: лодку, ключик и так далее, которые могли бы использовать наши герои.

Представим фрагмент интерактивной игры: «Ребята, добро пожаловать в мир русского языка! Сегодня вы должны помочь Виктору Перестукину и коту по кличке Кузя выполнить все задания, чтобы вовремя добраться до Дворца Грамматики. Поступило видеосообщение, смотрим! Самое время отправиться в путь вместе с нашими героями, но будьте очень внимательны.

Первое задание: телепорт перенёс нас в волшебную страну. Перед нами тропинка, которая ведёт к Голубому озеру. Также нам нужна лодка, чтобы переплыть озеро. Чтобы её получить, составьте слова из букв. Начните с буквы Д. Даны слова: дом, мак, кит, тир, рот, том, мир. Молодцы! Вот и лодка. Нам пора дальше идти.

Второе задание: нам надо на лодке по Голубому озеру добраться до другого берега, но лодка заколдована. Переплыть можно только после того, как к каждому слову будет верно подобран антоним. Даны слова: тепло, добрый, вход, говорить, заходить, толстый. Поздравляю, Вы правильно подобрали антонимы, на лодке мы приплыли в таинственный лес…».

При разработке собственной интерактивной игры важно знать, какой сюжет будет в ней заложен, ведь каждый слайд должен плавно переходить из одной сцены действия в другую, а значит иметь логику построения. Например, ребята на одном слайде презентации получают лодку за правильное выполнение задания, затем на следующем слайде мы видим реку и берег, где двум героям нужно уже её переплыть, а чтобы это сделать, надо верно выполнить упражнение: подобрать антонимы к каждому слову.

Также любую интерактивную игру можно использовать при повторении раннее изученного или при изучении нового материала. Огромный интерес у обучающихся вызвало задание, где необходимо было лопнуть воздушный шар, произнося букву правильно. Во-первых, их удивило звуковое сопровождение, а также они увидели правильное написание слова. Во-вторых, каждый хотел попробовать свои силы, выполняя данное упражнение, а значит повышалась мотивация и интерес к выполнению такого задания, а именно заучиванию словарных слов и желание быть первым в этой игре. Также ребятам запомнился таинственный лес, где нужно было расшифровать ребус и узнать, кто живёт в этом лесу. Отгадав верно всех животных и написав их названия, обучающиеся помогли нашим героям попасть ко Дворцу Грамматики.

В таблице приведены примеры дидактической и игровой формулировок одних и тех же заданий по русскому языку

Примеры дидактической и игровой формулировок одних и тех же заданий по русскому языку

Формулировка задания на уроке русского языка Формулировка задания на уроке русского языка с применением интерактивной игры
Вставь буквы в словарные слова. Сверь свою запись с записью в учебнике. Запомни написание этих слов. Лопните все воздушные шары верно и окажитесь во Дворце Грамматике. Чтобы лопнуть шар, Вам надо правильно вставить букву в слово. Будьте внимательны!
Вставь пропущенные буквы в слова, в скобочках впиши проверочное слово, прочитай получившийся текст. Чтобы попасть на поляну, вам необходимо правильно выбрать пропущенную букву, подобрав проверочное слово, а затем прочитать текст, тогда ворота откроются.
Подберите антонимы для каждого слова. Помогите нашим героям переплыть озеро.

Для этого к каждому слову подберите антоним.

Обобщим и сформулируем наиболее важные рекомендации по использованию интерактивных игр в начальной школе с целью повышения уровня учебной мотивации.

Для разработки интерактивных игр необходимо найти подходящие сюжеты мультфильмов, фильмов или песен, подобрать картинки, которые популярны у детей, и они имеют к ним повышенный интерес. Добавить анимацию, а затем настроить триггер. Смена слайдов в программе PowerPoint напоминает перелистывание страниц в книге или переключение одного канала на другой как в телевизоре, поэтому необходимо продумать плавные переходы между слайдами.

В такую интерактивную игру можно играть всем классом или индивидуально с учеником. Интерактивные игры можно применять на уроках по окружающему миру, математике и литературному чтению.

Таким образом, можно отметить, что с помощью геймификации на уроках русского языка можно повысить уровень учебной мотивации. А помогут в этом педагогам игровые механики, с помощью которых можно запустить тот самый высший уровень активности, который «является источником деятельности ребёнка, имеющей творческий, преобразующий характер».

Литература

  1. Богачева, Д. М. Интерактивные игры в программе Microsoft PowerPoint / Д. М. Богачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 428-431.
  2. Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 437-439.
  3. Савенков, А.И. Игра, игрушка и особенности игровых практик современных детей / А.И. Савенков, А.В. Цицулина // Педагогика. 2022. Т. 86. № 6. С. 35-47.
  4. Mozgaleva, P.I. and Zamyatina, O.M. (2014) “Competence Component of the Project-Oriented Training of Elite Engineering Specialists”, Proceedings of 2014 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), Istanbul, pp 114–118.
  5. Zamyatina, O.M. and Mozgaleva, P.I. (2013) «IT Implementation in the Educational Process of Future Engineers by Means of the Project Activities and Competences Assessment», Proceedings of 2013 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON), Berlin, pp 1170–1176.

http://izvestia-ippo.ru/arkadeva-l-a-interaktivnaya-igra-kak/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *