Арцибашева Э.Б., Ключко О.И. | КЛУБ КАК ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Арцибашева Э.Б., магистр педагогики, преподаватель ГБПОУ г. Москвы МГКМИ им. Ф.Шопена

E-mail: artsibashevaelina@gmail.com

Ключко О.И., доктор философских наук, профессор департамента психологии, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

E-mail: olga-klioutchko@yandex.ru

В статье описан феномен клуба в контексте дополнительного образования и как формат музыкального просвещения для одаренных детей и подростков. Обозначены основные этапы развития клубной деятельности в России. Клуб определяется как добровольная самостоятельная деятельность участников для удовлетворения потребности в межличностном общении и проявлении субъектности в условиях отсутствия оценок, ограничений содержания программы и выбора форм и средств деятельности с учетом интересов детей и подростков. Предпроектное исследование зафиксировало потребность учащихся в клубных форматах. В статье представлен опыт создания клуба «Viva musica» на базе Московского государственного колледжа музыкального исполнительства имени Ф.Шопена, описаны его основные принципы и формы деятельности, тематика встреч. Зафиксированы организационные и психологические дефициты в деятельности клуба, а также направления для дальнейшего развития.

The article describes the phenomenon of the club in the context of additional education and as a format for music enlightenment for gifted children and adolescents. The main stages in the development of club activities in Russia are outlined. The club is defined as a voluntary independent activity of participants to satisfy the need for interpersonal communication and manifestation of subjectivity in the absence of assessments, restrictions on the content of the program and the choice of forms and means of activity, taking into account the interests of children and adolescents. Pre-project research documented students’ need for club formats. The article presents the experience of creating the “Viva musica” club on the basis of the Moscow State College of Musical Performance named after F. Chopin, describes its basic principles and forms of activity, and the topics of meetings. Organizational and psychological deficits in the club’s activities were recorded, as well as directions for further development.

Развитие детского клубного движения в России имеет длительную историю. Впервые в Российской Империи внешкольные детские учреждения стали возникать в конце XIX – начале XX веков. Ими являлись различные мастерские, клубы, кружки, дневные приюты для детей, оздоровительные лагеря и пр. Одним из первых кружков традиционно называют литературный кружок, организованный в Шляхетском кадетском училище в Петербурге; в середине XIX века были открыты «Клуб юных орнитологов» в г. Глухове, «Клуб гимназистов» в г. Чернигове, а также «Спортивно-молодежный клуб» в Москве [4].

Принято считать, что первый клуб для детей в России был открыт педагогами-экспериментаторами С.Т. Шацким и А.У. Зеленко в 1906 году. Такие ими созданные организации, как «Сетлемент» и «Дневной приют для приходящих детей», с самого начала были ориентированы на социальную педагогику. С.Т. Шацкий писал: «Дети не могут жить нормально вне свободного общества детей. Нужно дать им возможность создать свое общество. <…> Мы — товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят» [8, с. 8].

19 мая 1914 г. состоялось знаковое событие: клубы Москвы объединились в союз, что дало возможность педагогам-соратникам делиться наработанным опытом в сфере внешкольного образования и воспитания. В 1919 участники этого союза – В.Г. Марц и с А.Ф. Родин написали работу: «Клубы для детей и подростков». В ней нашли своё отражение авторские взгляды на основные принципы клубной деятельности. Авторы дали определение детскому клубу как объединению, которое должно заниматься досугом детей на общественных началах, программа клуба не должна быть скована жесткой программой, а руководитель клуба должен хорошо ориентироваться в интересах детей. «Исключая предметность занятий, он [клуб. – Прим. автора] привлекает все виды энергии, стремясь внести организацию в детскую жизнь. Удовлетворяя запросы и интересы детей в области труда, искусства, знаний, игры, клуб стремится к воспитанию в ребенке общественных навыков, необходимых в жизни. Задача детского клуба – подхватить стремление детей, перевести их социальный инстинкт с низшей ступени на высшую, сделать содержательным, придать ему педагогическую устремленность» [3, с.23].

Один из основателей Всероссийского учительского союза В.И. Чарнолуский понимал клубные формы деятельности как «свободные объединения людей, связанных между собой общностью социального положения, профессии, интересов и т.д., имеющие целью совместно и на общие средства развивать различные формы своего общения и удовлетворять тот или другой круг общих всем потребностей, главным образом, в области общественных развлечений и образования» [7, с. 107].

К 70-ым годам в системе советского образования сложились общие принципы внешкольной работы, которые могут быть отнесены и к клубной деятельности: занятия организуются на основе интересов детей; посещение добровольное; внешкольная деятельность носит характер общественно полезной; ориентирована на развитие инициативы у детей; формы внешкольной деятельности разнообразны; учитываются физические и умственные способности детей [4]. С 1992 года термин «внешкольная деятельность» заменен термином «дополнительное образование», что отражено в Законе «Об образовании в РФ».

В 2021 году в МГКМИ имени Ф. Шопена по инициативе преподавателей Элины и Сергея Арцибаевых возник музыкального клуба «Viva musica». Мы рассматриваем музыкальный клуб как форму просвещения и инструмент, способствующий формированию социального и культурного опыта детей и взрослых, что создает благоприятные условия для развития художественно-эстетического и духовного потенциала [2; 5], как неформальную структуру с привлечением родителей, преподавателей и известных исполнителей, использованием интерактивных форматов и обратной связи. Помимо того, что в музыкальном клубе можно получить профессиональную оценку музыкальных жанров и направлений, расширить кругозор, погрузиться в историю и т.д., в клубе отсутствует традиционная система оценивания, а все встречи ведутся в форме свободного диалога.

Актуальность данного проекта мы связываем, в первую очередь, с образовательными интересами и потребностью неформального общения учащихся музыкальных школ и колледжей, в своей работе мы ориентировались на особенности именно этой целевой аудитории. Учащиеся музыкальных школ и колледжей проходят многоступенчатых отбор на основе музыкальных способностей и владения техникой музыкального исполнительства и репертуаром, участвуют в многочисленных конкурсах и концертах. На этом основании мы можем отнести нашу целевую группу к категории одаренных со специальными (музыкальными) способностями, при этом отмечая ее многочисленные психологические особенности – погруженность в свои интересы, чувствительность к внешним воздействиям, в том числе к одобрению или неодобрению и ожиданиям от них высоких достижений и успеха, дефицит межличностного общения и конструктивной поддержки [6].

В рамках предпроектного исследований мы провели анкетирование (с 25 марта по 10 апреля 2021 года) для выяснения востребованности программ профессионального и дополнительного образования для обучающихся 12-18 лет колледжа музыкального исполнительства имени Ф.Шопена. Респондентами выступили 63 ребенка в возрасте от 12 до 18 лет и 115 родителей. На основе полученных результатов нами было сделано несколько выводов:

  • На вопросы, которые были направлены на выявление интересов, подростки и их родители отвечали примерно одинаково. Самыми популярными занятиями в свободное время среди подростков были названы (в порядке убывания): слушание музыки, встречи с друзьями, игра в компьютерные игры, рисование и занятия спортом.
  • В качестве мотивации к посещению дополнительных кружков и секций, подростки чаще отмечали «желание заняться любимым делом» и «желание узнать что-то новое».
  • Одним из главных факторов выбора учреждения дополнительного образования многие опрошенные выбирали «близость к дому», причём данный параметр напрямую коррелирует с возрастом учащегося.
  • Абсолютно все опрошенные родители ответили положительно на предложение принять участие в работе музыкального клуба.

Таким образом, мы убедились в наличии социального заказа на дополнительное образование как среди детей, так и среди родителей, а исследование базы внедрения проекта (МГКМИ имени Ф. Шопена) подтвердило наличие творческой педагогической среды и достаточность материально-технической базы для внедрения проекта.

В ходе дискуссий инициаторов и участников клуба были определены основные принципы его работы, которыми стали:

  • индивидуальный подход в работе с учащимися;
  • принцип обучения без принуждения, выраженный в свободном членстве;
  • открытость клуба, максимальное привлечение учащихся разных классов, их родителей и педагогов;
  • возможность дистанционной работы;
  • деятельность клуба не должна исчерпываться только просветительской деятельностью, она также должна включать творческую, игровую и социальную активность.

Для информирования потенциальных участников и организации первой встречи были разосланы индивидуальные приглашения, объявления были размещены на сайте колледжа, страницах в социальных сетях, а также в распечатанном виде на информационных стендах колледжа.

Первая встреча состоялась 22 ноября 2021 года, на ней присутствовало 19 человек.

Были приняты следующие решения:

  • название «Viva musica» было утверждено методом открытого голосования;
  • определен круг тем, интересующих учащихся;
  • были выслушаны различные идеи участников клуба о мастер-классах и проектной деятельности;
  • было утверждено заранее составленное расписание;
  • обучающиеся выразили согласие с включением родителей в работу клуба.

Были выбраны основные формы работы с учётом пандемийных ограничений: лекция, концерт, конкурс, индивидуальный проект (например, подготовка публичного доклада, исполнение музыкального произведения, составление плей-листа т.п.). Также были определены основные критерии успешности проекта: число постоянных участников по итогам года, привлечение родителей, заинтересованность детей и психологический комфорт участников клуба. Составлено и согласовано с администрацией колледжа Положение о клубе. Формами отчётности были выбраны: отчётные концерты, слушания публичных докладов, фотоотчёт о проведённых мероприятиях.

При составлении расписания нашего клуба мы столкнулись с рядом проблем: учебный план колледжа на 2021-2022 учебный год оказался сильно перегружен, поэтому нам не удалось запланировать больше одной встречи в месяц; пришлось сузить ряд тем, ограничить количество мастер-классов. Положение о клубе было утверждено директором колледжа 9 января 2022 года.

В итоге в течение учебного года мы провели 9 встреч. Ниже представлен календарно-тематический план на 2021-2022 учебный год:

1) 11.2021. Первое собрание участников Клуба. Свободная тематика встречи, обсуждение дальнейших планов.

2) 12.2021. «Классические хиты». Конкурс на составление лучшей концертной программы для широкого круга зрителей.

3) 12.2021. Новогодний концерт в культурном центре Исмаила Ахметова.

4) 01.2022. Основы выразительной речи, публичные выступления. Мастер-класс актрисы Театра «На Покровке» Нины Красильниковой.

5) 02.2022. «Музыка любви». Конкурс на создание лучшего плей-листа ко Дню всех влюбленных.

6) 03.2022. Клавирные сочинения И.С. Баха. Мастер-класс Сергея Арцибашева.

7) 04.2022. Концерт в органном зале МГКМИ им. Шопена.

8) 05.2022. «Великий и ужасный коллоквиум». Баттл для студентов фортепианного отделения.

9) 05.2022. Подведение итогов года, анкетирование, ответы на вопросы.

В мае 2022 ода было проведено анкетирование среди учащихся и их родителей по методу незаконченных предложений В.Ф. Петренко [1]. Обучающиеся отметили доброжелательную атмосферу, выразили надежду на продолжение работы клуба в следующем учебном году, а также поделились тем, что нашли здесь новых друзей.

Результаты деятельности клуба:

  • участники получили опыт работы с информацией, ее поиска, отбора, анализа и обработки;
  • при подготовке докладов использовали специальные музыкальные издания, систематизировали её и рассказывали товарищам в такой форме, чтобы заинтересовать и приобщить их к клубу;
  • музыка помогла школьникам и студентам установить связь с такими предметами, как история, МХК, литература, расширить музыкальные интересы;
  • ученики освоили компьютерные программы, например, делая аудио- и видеозаписи, создавая плей-листы;
  • появились навыки самоорганизации: часть мероприятий ученики готовили самостоятельно;
  • ученики развили коммуникативные компетенции, например, научились с уважением относиться к мнению других, задавать вопросы, таким образом, осваивая культуру дискуссии.

При реализации проекта нами были выявлены ряд серьезных дефицитов:

1) Недостаточность кадрового ресурса: большая нагрузка на руководителей клуба требует включения большего числа преподавателей и гостей клуба, а также более активного участия школьников и студентов, расширения состава участников, приглашения гостей, в том числе известных музыкантов, актеров, литераторов, искусствоведов.

2) Формальное участие и отсутствие интереса родителей: не все родители школьников проявили готовность включиться в деятельность клуба и в большинстве случаев просто присутствовали на встречах, многие стеснялись высказать свое мнение и проявить личную позицию из-за низкого уровня информированности в области музыки. Надеемся, что свободное общение и интересные форматы дискуссий позволят решить эту проблему.

3) Недостатки самоуправления клуба, что проявилось в опозданиях и нарушениях регламента подготовки к мероприятиям и встречам клуба. Мы связываем этот недостаток с тем, что клуб существует совсем недавно, и пока что в нем не сформировались устойчивые традиции и отношения, лидеры и активисты только появляются.

В целом мы считаем клуб эффективной формой музыкального просвещения и неформального образования, имеющей значительный потенциал для дальнейшего применения и снижения психологических дефицитов одаренных детей и подростков и перспективы дальнейшего развития.

 

Список литературы

  1. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  2. Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде: учебник / Д.В. Наумова, В.А. Ясвин, Г.Ю. Мартьянова [и др.]. М.: Юрайт, 2021. 414 с.
  3. Родин, А.Ф, Марц, В.Г. Клубы для детей и подростков /А.Ф. Родин, В.Г. Марц. М.: Народный учитель, 1919. 96 с.
  4. Романов, А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР /А.П. Романов. М., 1990. 156 с.
  5. Ручимская С.В., Петровская Л.Н. Музыкальное просвещение как инструмент обретения социального и культурного опыта // Система ценностей современного общества. 2014. №37. С.23-28.
  6. Таллибулина, М. Т. Психологические проблемы музыкально одаренных детей и пути их преодоления // Специальные музыкальные школы для одаренных детей: история, современность, перспективы: материалы Всероссийской с международным участием научной конференции / Ред.-сост. В.И. Адищев, К.В. Зенкин. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2022. С.15-20.
  7. Туманова, А. С. Общественные организации и русская публика в начале XX века. М.: Новый хронограф, 2008. 328 с.
  8. Шацкий, С. Дети – работники будущего. М.: Работник просвещения, 1922. 64 с.

http://izvestia-ippo.ru/arcibasheva-ye-b-klyuchko-o-i-klub-kak-form/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *