E—mail: apostolidinv747@mgpu.ru
Научный руководитель:
Цаплина О. В.,
кандидат педагогических наук, доцент
ГАОУ ВО МГПУ, Москва
Аннотация. В рамках данной статьи представлен анализ трудов и исследовательских проектов, затрагивающих тему эмоционального интеллекта и креативности. Автор делает акцент на взаимосвязи этих понятий, подчёркивая, как эмоциональный интеллект может служить катализатором для развития творческих способностей и наоборот.
Автор статьи затрагивает вопрос о том, как эмоциональный интеллект и креативность могут служить надёжными предикторами жизненного успеха. Умение эффективно управлять своими эмоциями, понимать и сопереживать чувства других людей, а также способность генерировать новые идеи и подходы, несомненно, способствуют достижению высоких результатов в личной и профессиональной жизни.
Abstract. This article presents an analysis of works and research projects that touch on the topic of emotional intelligence and creativity. The author focus on the relationship between these concepts, emphasizing how emotional intelligence can serve as a catalyst for the development of creative abilities and vice versa.
The author of the article also touch on the issue of how emotional intelligence and creativity can serve as reliable predictors of success in life. The ability to effectively manage your emotions, understand and empathize with the feelings of others, as well as the ability to generate new ideas and approaches, undoubtedly contribute to achieving high results in personal and professional life.
В современном обществе существует широкий спектр междисциплинарных навыков и компетенций, необходимых для успешной деятельности. Эти навыки, известные как навыки 21 века, играют важную роль в достижении высоких результатов и способствуют адаптации в условиях неопределенности и кризисное время. Для развития навыков 21 века требуется активное участие в образовательном процессе и решении повседневных задач. В рамках персонализированного обучения, учитывающего индивидуальные особенности учащихся, можно выделить три основные категории навыков: мягкие навыки, цифровые навыки и новые грамотности.
Остановимся подробнее на мягких навыках, под которыми понимают универсальные компетенции, способствующие успешности в любой профессиональной области. К мягким навыкам относятся эмоциональный интеллект и креативность. На сегодняшний день ценным навыком является умение управлять своими эмоциями, в том числе иметь способность понимать и влиять на эмоции других людей, а также важно развивать способность к инновациям и творчеству, поскольку именно эти навыки в значительной мере являются предикторами будущего жизненного успеха личности. Как считает Л. И. Ларионова [2] именно развитый эмоциональный интеллект становится основой психологического благополучия человека.
Исторически, термин «креативность» приобрел академическое значение в области психологии в 1950-х годах после трудов Дж. Пола Гилфорда, который был одним из первых исследователей, предложивших изучать способности к творчеству. Научные исследования, посвященные конструкту «эмоциональный интеллект» начались с публикации статьи П. Сэловея и Д. Майера под названием «Эмоциональный интеллект» в 1990 г. Значение эмоций в творческом процессе и их влияние на разные сферы и этапы творчества были подчеркнуты в работах Главеану и ее коллег в 2013 г. [5]. В трудах Л. С. Выготского [1] прослеживается связь между «креативностью» и «эмоциональным интеллектом». Он подчеркивал, что искусство не только является продуктом мысли, но также включает в себя особое эмоциональное мышление. Л. С. Выготский также указывал на необходимость более точного определения различий между законами эмоционального мышления и другими формами этого процесса, а также между психологией искусства и другими формами эмоционального мышления.
Изучение эмоционального интеллекта охватывает два ключевых методологических направления в сфере научных исследований. Первый метод базируется на самоотчете и анализирует такие характеристики личности, как эмпатия, самоуверенность, умение справляться со стрессом и т.д., что принадлежит к так называемым смешанным моделям. Второй метод фокусируется, по мнению Дж. Майера, П. Саловея и Д. Карузо [4] на выполнении заданий и изучает когнитивные возможности, касающиеся распознавания и определения эмоций и относится к моделям, основанным на способностях.
В нашем исследовании эмоционального интеллекта мы опираемся на второй подход и модель способностей Дж. Майера, П. Саловея и Д. Карузо [4]. Данная модель включает в себя несколько основных составляющих: 1) умение точно идентифицировать, оценивать и выражать эмоции; 2) способность вызывать такие эмоции, которые способствуют повышению когнитивных функций у человека; 3) способность к пониманию эмоций и обладание эмоциональным инсайтом; 4) умение управлять собственными эмоциями и сознательно их регулировать, что играет решающую роль для эмоционального и интеллектуального развития.
Под креативностью мы понимаем индивидуальные творческие способности, которые выражаются в стремлении к созданию новых идей, отходящих от обыденных или устоявшихся моделей мышления. Креативность является составной частью комплекса одаренности как ее самостоятельный элемент.
С. М. Шингаев [3] идентифицировал ряд факторов, которые могут затруднять проявление креативности. К ним можно отнести низкую самооценку, «психологию отличника», неспособность контролировать эмоции и уровень стресса, а также недостаточное развитие воли. Особое внимание следует уделить развитию навыков преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Указанные ограничения так или иначе связаны с концепцией эмоционального интеллекта, предложенной Дж. Майером, П. Саловеем, Д. Карузо.
Зарубежные исследования представляют различные точки зрения на взаимосвязь креативности и эмоционального интеллекта. Недавний мета-анализ выявил умеренную положительную связь (r = 0.32) между креативностью и уровнем эмоционального интеллекта (Xu et al., 2019).
В одном из исследований отмечается, что люди имеют свободу воли влиять на свои собственные и чужие эмоции, что позволяет использовать эмоции в творческих целях (Ivcevic et al. 2021).
В 2015 г. группа ученых под руководством Парке (Parke et al., 2015) выдвинула гипотезу, что сотрудники с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут эффективно формировать и поддерживать положительное настроение. Эмоциональный интеллект играет важную роль в процессе творчества, особенно в условиях повышенных требований к работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом способны эффективно управлять своими эмоциями, адаптировать свое эмоциональное состояние и изменять свой подход к работе. Даже когда креативность не требуется, они могут включать в свою деятельность исследовательский подход и экспериментировать, расширяя границы своих задач. Сотрудники, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, эффективно подбирают такие задачи, которые лучше всего выполняются в состоянии позитивности, открытости к новому, используют дивергентное мышление, сохраняя при этом высокую мотивацию.
В результате исследования, проведенного Деметриу и Николлом в 2022 г., было выявлено, что наличие эмпатии способствует усилению креативности учащихся. Эмпатия позволяет студентам лучше понимать точку зрения других людей, что в свою очередь способствует предложению оригинальных решений задач.
Из другого исследования, проведенного Йе и Ли в 2008 г., стало известно, что участие 116 детей из различных дошкольных учреждений в разнообразных творческих занятиях, таких как игры, развивающие воображение, ролевые игры, театральная импровизация и сочинение рассказов, благоприятно сказалось на их уровне креативности. Проведенный тест на креативность для дошкольников подтвердил, что креативность детей прямо зависит от количества пройденных ими творческих занятий. Результаты исследования показали, что после шести занятий у детей дошкольного возраста наблюдался значительный рост показателей дивергентного мышления в сравнении с конвергентным мышлением (Lubart et al., 2011). Кроме того, дети отметили, что улучшилось их эмоциональное состояние, они стали более позитивно настроенными и эмоционально стабильными (Célume et al., 2019). Данные результаты исследования D. Sundquist и T. Lubart [5] указывают на то, что имеются первичные эмпирические свидетельства о связи между развитием эмоционального интеллекта и повышением уровня креативности.
Наше исследование направлено на выявление особенностей развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем креативности. Практическая значимость исследования будет заключаться в обнаружении соотношения между уровнем эмоционального интеллекта и креативности у старших дошкольников. Мы полагаем, что данное исследование имеет важное значение, поскольку его результаты могут быть применены для формирования развивающих программ по эмоциональному интеллекту и креативности с использованием различных методов арт-терапии, также в дальнейшем результаты исследования могут использоваться в практической работе воспитателями и психологами дошкольных учреждений.
Список литературы
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Рипол Классик, 2019. 528 с.
- Ларионова Л. И. Интеллектуальные ресурсы психологического благополучия личности в условиях экзистенциального вызова / Л. И. Ларионова, В. Г. Петров, Д. Ю. Горелышева // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 399-409.
- Шингаев С.М. Эмоциональный интеллект, творчество, креативность: соотношение понятий и практика. Психологическая газета, 2020.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). NY: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422.
- Sundquist D., Lubart T. Being Intelligent with Emotions to Benefit Creativity: Emotion across the Seven Cs of Creativity. Journal of Intelligence, 2022.
http://izvestia-ippo.ru/apostolidi-n-v-yemocionalnyy-intell/