Апарина Ю.И., Коваль Е.И. | Геймификация в процессе обучения лингвострановедческому аспекту на уроках иностранного языка

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

Апарина Юлия Игоревна

Кандидат педагогических наук, доцент; 

Московский Городской Педагогический Университет,

Кафедра Англистики и межкультурной коммуникации, 13.00.08

juliaparina@mail.ru

Коваль Елизавета Игоревна

Магистрант МГПУ, ИППО
lizkoval@mail.ru


Данная статья посвящена технологии геймификации на уроках иностранного языка в процессе обучения лингвострановедческому аспекту. Предоставлена классификация различных методов и форм игровых технологий, применимых на уроках иностранного языка, а также поясняет цели и задачи использования данной технологии в образовательном процессе.

Образовательный процесс в последнее время задействует все больше и больше, казалось бы, на первый взгляд, необразовательных форм и методов, применимых в других областях. Подобная тенденция позволяет находить решения важных вопросов, связанных с процессом обучения. В первую очередь, речь пойдет о таком вопросе, как мотивация и заинтересованность обучающихся в освоении навыков и получении знаний на уроках иностранного языка в процессе приобретения страноведческой компетентности. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно учителем был преподнесен учебный материал, а также от того, какой эмоциональный отклик это вызвало в душе учащегося. В данном вопросе хорошим решением может быть построение уроков в игровой форме и использование игровых ситуаций. [1, c.10].

Ключевыми компонентами игры являются дидактические цели, правила, задачи и взаимодействие ее участников. Большинство игр лингвострановедческой направленности помогают формировать у обучающихся знания о стране изучаемого языка, расширяют их представления о культуре другого народа, позволяют научиться толерантному отношению к чужим традициям, учат глубже и уважительнее понимать свою собственную национальную культуру. Поскольку игры несут развлекательный характер, учащиеся быстро, активно заинтересовываются и увлекаются процессом урока, построенным по игровой модели. Существенным преимуществом игрового метода обучения также является легкость, непринужденность обстановки, которая создается с помощью игр – это способствует быстрому запоминанию того материала, который содержится в игре.

Не существует четкой классификации дидактических игр на уроках английского языка, но условно их можно разделить на некоторые группы. По характеру игровой деятельности выделяют: ролевые, деловые, сюжетные. По виду деятельности: подвижные, интеллектуальные, психологические. Каждая из данных разновидностей игр может быть включена в процесс урока на одном из его этапов: presentation (ознакомление), practice (тренировка) и production (применение). Такие игры, включенные непосредственно в процесс изучения страноведческого компонента иностранного языка, мы будем называть учебно-содержательными. Помимо этого, существует и другой тип игр, которые могут быть включены в образовательный процесс, но не в процесс обучения непосредственно. Сюда относятся такие игры, которые применяются с целью работы над другими, не менее важными, элементами образовательного процесса: classroom management and giving instructions (дисциплина и инструкции), evaluation (оценивание). Такие игры мы будем называть структурно-содержательными.

Структурно-содержательные игры своей фундаментальной задачей ставят рост заинтересованности в самом процессе обучения, формирование умения взаимодействовать с учителем и другими учащимися во время урока, формирование организационных навыков у учащихся, умения следовать правилам и умения оценивать себя самостоятельно. Такие игры присутствуют на уроке, не включаясь в определенный этап урока, но регулярно сопровождая весь урок, преображая весь процесс обучения в игру. Немаловажную роль для повышения мотивации к игровой деятельности является использование учителем специализированного игрового «жаргона» во время проведения игры [4, с. 99].

Примером таких игра может послужить, ролевая игра “Tourists in the UK”, где учащиеся примеряют на себя роль туристов и гидов в Великобритании и проводят экскурсии, рассказывая о достопримечательностях Объединенного Королевства. Данная игра содержит элементы интервьюирования, поскольку дидактической задачей туристов является задать гиду как можно больше вопросов и убедиться в его профессионализме. Некоторые примеры правил, которые могут встретиться в данной игре: You are not allowed to speak before being asked; You are not allowed to speak Russian during the excursion…

Обучающиеся следуют данным требованиям, и в дальнейшем за несоблюдение пунктов контракта, на участников накладываются санкции (например, дополнительное задание на уроке). Учитель в свою очередь тоже участвует в игре на равных условиях с обучающимися, что создает комфортную обстановку на уроке и делает всех участников образовательного процесса единомышленниками. Некоторые из учащихся могут быть назначены приставами, которые будут наблюдать за соблюдением правил в течение урока и будут выдвигать данные санкции. Приставы могут меняться.
Еще одним примером структурно-содержательной игры может послужить игра “Level Up”, которая также направлена на контроль и оценку деятельности учащихся во время урока и включает в себя систему наград. Это игра-симулятор, в который учащиеся зарабатывают очки за соблюдения простых правил урока, которые озвучиваются в начале игры. Игра предусматривает получение баллов при активном участии в страноведческих играх. Максимально учащиеся могут заработать 3 очка за один урок и положить эти три очка в общую копилку класса. Постепенно, учащиеся будут накапливать баллы, и на определенных этапах их ждут награды в виде поощрений или скилов, которые можно использовать во время урока. Например, “No homework pass” (Билет на отмену домашнего задания); “Movie mania” (Просмотр фильма на уроке); “Board game” (Настольная игра на уроке); Quest (Квест на уроке).

Подобные стимулирующие награды мотивируют учащихся к активной работе на уроке и хорошему поведению, подключат азартность учащихся, выполняя функцию контроля поведения и вызывая интерес к учебному процессу, а также способствуют совершенствованию социокультурной компетенции школьников [5, с. 97].

Почему именно игровой формат является наиболее выигрышным для мотивации учащихся и успешно работает с целью коррекции и контроля поведения учащихся? Именно в процессе игры дети и подростки учатся принимать и соблюдать правила, без которых игра не может состояться. Этот естественный процесс ознакомления с правилами, их принятие, соблюдение, а затем получение за это награды позволяет сделать урок не скучным и рутинным, а увлекательным, но и при этом строго организованным. Правила игры направляют учащихся и удерживают их внимание на потенциально трудных задачах [3, с. 3].

Безусловно, нельзя недооценивать и потенциал учебно-содержательных игр, которые должны включаться в этапы урока регулярно, поскольку игровой подход работает не только для организации урока, но и для усвоения учебного материала, его тренировки и применения. Хорошим примером такой игры, может служить интеллектуальная игра “Descriptive Rubik’s Cube”. В ходе данной игры учащимся нужно собирать кубик по цветам, на который заранее были наклеены фрагменты страноведческого текста. Когда учащийся собирает весь цвет, он может прочитать весь текст, собранный из фрагментов и выполнить задание. Примеры таких заданий: ответить на вопросы по тексту, угадать упомянутую достопримечательность, описанную в данном тексте, составить анти-текст (заменяя каждое слово в тексте контекстуальным антонимом) и др. Эта игра не только развивает логическое мышление, она также помогает развивать межпредметные связи и мелкую моторику. В данную игру может быть заложена тренировка и применение любого лингвострановедческого материала.

Ролевые игры – одни из самых часто применяемых и интересных для учеников, требуют особого внимания на уроках английского, так как ролевая игра очень тесно связана с развитием коммуникативной компетенции, поскольку она подразумевает выстраивание диалога с оппонентами. Примером может стать игра “Newspaper”. Учащимся данной игры даются роли, необходимые для того, чтобы написать газету на определенную страноведческую тему (может быть задействована лексика, которая недавно была освещена на уроке). Роли будут следующие: журналисты, иллюстраторы, репортеры, фото-операторы). Обучающимся в группах нужно создать свою газету, осветив оговоренную тему (например, “New Year Resolutions”), а затем разрекламировать эту газету своим одноклассникам и другим ученикам, и даже учителям. Игры такого типа позволяют ученикам развивать креативное мышление, реализовывать свой творческий потенциал и при этом примерить на себя определенную роль. Игра также включает в себя соревновательный элемент, в большей степени задействующий интерес и мотивацию обучающихся.

Основным видом дидактических «развлечений» являются игры, которые формируют стабильный интерес к обучению, снимают эмоциональное напряжение, позволяют предотвратить появление лингвистических и психологических барьеров. Они формируют такие психические процессы, которые необходимы для успешного освоения учебного процесса, как мышление, произвольное внимание и долговременную память.

Литература

  1. Спичак В.Л. Особенности организации обучения иностранным языкам в начальной школе // Педагогический поиск. 2012. № 5.
  2. Эйхорн М.В. Геймификация образовательного процесса // Методическое пособие. Томск – 2015.
  3. Joey Lee, Jessica Hammer. Gamification: What? How? Why bother? // Academic Exchange Quarterly. January 2011.
  4. Профессиональный жаргон учителя английского языка / Ю.И. Апарина, А.С. Павлова, А.А. Чистик // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 2. — С. 97−100.
  5. Формирование социокультурной компетенции школьников в процессе обучения этикетным речевым жанрам / А.А. Чистик // Наука и образование в современном мире: Материалы межд. науч.-практ. конф. — Нефтекамск: НИЦ «Мир науки», 2018. — С. 96−100.

Annotation. This article considers the use of the technology of gamification at foreign language lessons in the process of teaching linguistic and cultural aspects. The authors provide classification of various gaming techniques and types of games which can be used at foreign language lessons. The goals and objectives of using this technology in the educational process have been demonstrated.

Keywords: gamification, pedagogical technologies, linguistics, foreign language teaching.

http://izvestia-ippo.ru/aparina-yu-i-koval-e-i-geymifikaciya-v-p/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *