Апарина А.Н. | КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ КИНОПРОЕКТА

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

студент, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Е-mail: aparina-alin@ya.ru

Научный руководитель: 

Мартьянова Г.Ю., кандидат психологических наук, доцент, ГАОУ ВО МГПУ, Москва

материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»

Цель настоящей статьи определение значения креативной педагогической технологии, разработка методики создания кинопроекта как примера реализации креативной педагогической технологии, выявление основных этапов создания кинопроекта, определение алгоритма необходимых действий в рамках создания проекта. Новизна предлагаемого в рамках данной статьи проекта заключается в том, что методика его воплощения имеет минимальную теоретическую базу и основывается на практическом опыте современного кинопроизводства. Предлагаемая методика представляет собой адаптированную технологию создания кино, которая может быть использована не только студентами кинематографических ВУЗов, но и студентами, получающими образование по специальностям, не связанным с творчеством.

Традиционная педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса [2, с. 104]. М. В. Кларин рассматривает технологию через систему: педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [1]. По мнению указанных авторов, особое положение занимают креативные педагогические технологии.

Креативные педагогические технологии отвечают вызовам современного социума и составляют один из аспектов модернизации современного образования. Ее целевая направленность связана с повышением качества образования и эффективностью модернизационных процессов в нашей стране. Актуальный прогрессивный педагогический опыт показывает, что творчеству и созиданию можно и нужно учить, и начинать данный процесс необходимо с раннего детства. Однако, и в высшей школе значение креативных педагогических технологий не менее важно. Использование нестандартных подходов и методик позволяет помочь избавиться от стереотипов и учит его мыслить дивергентно, креативно, осуществлять творческий подход к любому виду деятельности. Такой результат достигается, прежде всего, благодаря объединению науки и творчества, науки и искусства.

Кино – это высшая степень искусства, соединившая в себе театр, живопись, музыку и литературу. Кроме того, кино — это сочетание искусства и технологии. Современные технологии и повышенный интерес к сфере кино привели к упрощению процесса создания контента, что представители киноиндустрии рассматривают как отрицательное следствие, однако еще одним результатом стала доступность возможности создания собственного фильма, а такие направления как сторителлинг заняли уверенную позицию среди популярных программ дополнительного образования.

Отражение клипового сознания, возможность поднять интересующий вопрос, возможность высказать свою точку зрения, вовлечение самого автора и важность глубокой проработки авторской позиции, адресность обращения, просвещение и вовлечение зрителей, приобретение новых навыков – это основные плюсы использования создания фильма в качестве креативного проекта. Рассмотрим этапы создания такого учебного кинопроекта. Предлагаемая далее методика основывается, прежде всего на практическом опыте и технологии создания профессионального кино:

  1. Выявление проблемы, интересующей автора фильма.

Независимо от того, будет ли он выступать как видеограф (т. е. выполнять функцию и режиссера, и оператора) либо только как режиссер (т.е. привлекать к созданию проекта дополнительные ресурсы и съемочную группу или хотя бы оператора и звукооператора), важно, чтоб выбранная для проекта тема была понятна и имела значения для самого автора. Так как обратим внимание, кинопроект потребует серьезных затрат времени и моральных ресурсов.

  1. Формулировка проблемы.

Перед тем как приступать к съемке, автор должен точно определить, что именно он хочет сказать своим проектом и о чем будет данная история, иначе велик риск того, что основной фокус сместится на форму, а не на содержание, либо тема не будет раскрыта вовсе. Для получения правильной формулировки автору необходимо выполнить два основополагающих задания, результаты которых впоследствии станут основой для сценария – создать логлайн и синопсис.

Логлайн — это описание идеи фильма, содержащееся в одном предложении. Таким образом, у автора есть следующая формула: «Это история о том, как…», и если для выявления основного смыслового ядра требуются продолжительные пояснения, то идея нуждается в доработке, приступать к созданию проекта преждевременно. Синопсис — это документ, описывающий идею фильма, необходимость его создания, авторскую позицию и включающий наработки сюжетной линии и/или информацию о реальных участниках истории.

  1. Выбор формата.

Это категорически важный этап, в рамках которого будущему автору предстоит ответить на вопрос, как именно будет представлена идея. Если выбор будет сделан в пользу вертикального повествования без развития истории, то проект приобретает формат видеоролика, подобный контент сейчас развит в сети YouTubе. Но в рамках настоящей статьи мы рассматриваем именно кинопроект. Ролик становится фильмом только тогда, когда в нем появляется история. История может быть рассказана в одной из двух основных форм — как художественное кино либо как документальное кино. Основное различие заключается в том, что художественное кино – это история, сценарий которой может основываться на реальных событиях, но базируется на художественном вымысле, при воплощении которого основные роли исполняют актеры. Документальное кино рассказывает правдивую историю через съемку реальных участников событий, их потомков и, чаще всего, строится вокруг ряда интервью. Независимо от выбора жанра автору необходимо помнить о «трех китах» любого фильма: герой, конфликт, изменение.

  1. Подготовительный период создания кинопроекта.

Чем основательнее проходит работа на этом этапе создания кинопроекта, тем больше вероятность, что он будет воплощен. Автору необходимо подробно изучить вопрос, который освещается в создаваемой истории, сформулировать свою позицию по данной проблеме, так как именно позиция автора и станет основой точки зрения главного действующего героя. За столетия создания кинолент было выработано важнейшее правило, авторство приписывается Эйзенштейну: «нет глаз – нет героя, нет героя – нет сопереживания в конфликте, нет конфликта — нет истории, нет истории – нет фильма». Следуя этому правилу, автор создает сценарий, в котором герой сталкивается с проблемой в рамках выбранной тематики, преодолевает либо не преодолевает ряд трудностей и переходит на новый жизненный этап. Так же в рамках подготовительного периода проходят подбор актеров (либо героев интервью), локаций, команды проекта, подготовка оборудования и согласование минимального календарно-постановочного плана.

  1. Съемочный период создания кинопроекта.

В своих лекциях один из величайших режиссеров 20 века Андрей Арсеньевич Тарковский говорил о том, что каждый режиссер при создании фильма переживает три основных «смерти» [6, с. 54]. И первая из них – это выйти на съемочную площадку, так как всегда есть субъективный фактор и опасения, что времени на подготовку было недостаточно. Но, преодолев это психологическое давление, автор кинопроекта приступает к реализации. В зависимости от технических средств и зачастую финансовых возможностей, автор может привлечь съемочную группу и взять в аренду оборудование либо снять самостоятельно на телефон, так как современные технологии позволяют создавать видео, обладающее всеми необходимыми техническими характеристиками.

  1. Постпродакшн (производственный период).

На данном этапе кинопроект все еще не существует, он представляет собой набор отснятых кадров. И здесь мы снова обращаемся к словам А. А. Тарковского и вспоминаем о второй «смерти» режиссера, которая заключается в том, что отснятый материал никогда не соответствует ожиданиям и важно не оставить саму идею создания кинопроекта, а продолжить работу над ним и осуществить монтаж. Правила монтажа и технологии подробно описываются в литературе, а также в видео обзорах в сети Интернет, рассчитанных на любой уровень подготовки, и содержат подробные инструкции, как создавать кино при помощи как профессиональных программ FinulСut и AdobePremiere, так и самых простых утилитов, представленных в базовых комплектациях современных телефонов.

  1. Представление проекта аудитории.

Кино – это высказывание, у которого должен быть адресат. Учебный проект, в свою очередь, так же является бесполезным трудом, если его результат рассматривается исключительно преподавателем и студентом. Кинопроект позволяет расширить аудиторию настолько, насколько это возможно, так как при создании удачного проекта, он может быть представлен не только в рамках занятия, межвузовской конференции, а также международном фестивале кино.

Таким образом, создание кинопроекта как результата применения креативной педагогической технологии позволяет усилить вовлечение автора проекта в учебный предмет, усилить его познания в изучаемой области, создать особый субъективный подход к изучаемому предмету, повысить значимость педагогической технологии в глазах студента, вовлечь аудиторию вне обучаемой группы, популяризировать предмет в том числе вне основной сферы обучения. Если рассматривать результат такого вида проекта для студента, то стоит отметить повышение лояльности к выбранному направлению обучения, повышения уровня профессионального самосознания, приобретение новых знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и усиление осознания себя как автора и активной созидающей личности.

 

Список литературы

  1. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. –2004. –№ 2. – С. 3–9.
  2. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций /под ред. В. А. Сластенина. – М.: ВЛАДОС, 2010. –647 с.
  3. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2014. – № 2 (28). – С. 40–47.
  4. Савенков А. И. Одаренность как предиктор жизненной успешности // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 2 (20). – С. 86а–94.
  5. Савенков А. И. Психология творчества // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. –2009. –№ 2. –С. 46–63.
  6. Тарковский А. А. Уроки режиссуры. – М.: ВИПКК, 1992. –92 с.

The purpose of this article is to determine the meaning of creative pedagogical technology, develop a methodology for creating a movie project as an example of implementing creative pedagogical technology, identify the main stages of creating a movie project, and determine an algorithm for the necessary actions within the framework of creating a project. The novelty of the project proposed in this article lies in the fact that the methodology for its implementation has a minimal theoretical basis and is based on the practical experience of modern filmmaking. The proposed methodology is an adapted technology for creating a cinema, which can be used not only by students of cinematographic universities, but also by students receiving education in specialties not related to creativity.

Key words: pedagogical technology; creative pedagogical technology; cinema; project; creativity.

http://izvestia-ippo.ru/aparina-a-n-kreativnaya-pedagogicheska/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *