Апарина Алина Николаевна – ассистент Департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ, член Конгресса Сообщества Народов Мира (департамент образования). AparinaAN@mgpu.ru
В данной статье анализируются значимость современных форматов развития ценностных ориентаций молодежи и рассматривается такая технология как кинопроект. Автор описывает содержание технологии и полученные результаты, а также выявляет ключевые признаки такого процесса как кинопроизводство и возможность имплементировать их для достижения цели развития ценностной ориентации «вместе».
Современная социально-экономическая ситуация оказала воздействие на все сферы жизни людей, перед глазами которых развернулись экономические и политические кризисы, установление санкционных ограничений и не только. Информационное поле, изобилующее сегодня как позитивной, так и негативной, а зачастую опасной и травмирующей информацией, создает вакуум, в котором современная молодежь находится ежеминутно. Отсутствие опыта критического осмысления действительности и осознания того, какое место они сами занимают в этом меняющемся и крайне непростом современном мире, подвергает детей, подростков, а иногда и юношей, тяжелому испытанию. Ценности, на которых строилось формирование личностных качеств представителей молодежи, сегодня все чаще ставятся ими под сомнение. Особенное опасение вызывает подрыв значимости такой ценности как «вместе» в глазах нового поколения. Еще Пьер Жозеф Прудон с ироний отмечал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью». На сегодняшний день такое разделение внутри поколения крайне опасно.
Помочь справиться с данным вызовом есть важнейшая психолого-педагогическая задача, поставленная перед педагогами основного и дополнительного образования. Для ее выполнения все предлагаемые методики, в том числе и рассматриваемая в настоящей работе технология создания кинопроекта, должны быть актуальными, вовлекающими и постоянно совершенствующимися.
Восстановление доверия к важнейшим ценностям, равно как и формирование новых, не должно вестись насильственным способом. Именно доверие является ключевым в данной деятельности педагогов, императивное насаждения позиций «так надо», «потому что так принято», «в наше время…» может дать результат, противоположный ожидаемому. Следовательно, помимо применения положений педагогики и психологии ненасилия, подробно представленных в работах профессора Ситарова В.А., важно убедиться, что беседа ведется «на одном языке» и с использованием форматов, интересных для молодежи, а не только для преподавателя (Ситаров, 2005: Электр.ресурс). Сфера, которая интересна молодежи, независимо от возраста и уровня развития рефлексии, – это кино и ТВ-шоу. В России ежегодно в прокат выходят более 200 новых кинолент и более 100 новых шоу, доступных на онлайн-платформах. Показ и обсуждение фильма уже давно используются как дидактическая технология в работе учителя. Такой формат благодаря этапу обсуждения способен оказывать влияние на когнитивную составляющую рефлексии.
Однако, технология Кинопроекта использует деятельностный подход. Участники совместно с преподавателем пишут сценарии, основанные на их личном опыте, превращают персональные переживания, победы, страхи в истории, придают им художественную форму, распределяют роли и задачи между собой (режиссер, оператор, художник-постановщик, актер, звукорежиссер) и приступают к созданию фильма на основе придуманной истории здесь и сейчас.
Наилучшим образом зарекомендовали себя два формата:
1) художественная короткометражная работа, которая позволяет распределить позиции и актерские роли так, что б обеспечить полноценное вовлечение всех участников,
2) документальный проект, где все участники делятся своим мнением или демонстрируют способности, а повествование ведется о группе в целом.
Кинопроект как технология применялся с учениками в России, Гонконге, Таиланде и Латвии. Участниками кинопроекта стали дети и подростки в возрасте от 6 лет до 18 лет, взрослые в возрасте от 18 до 35 лет, а также были сформированы отдельные группы для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Основными диагностическими критериями оценки динамики рефлексии были определены уровень самооценки и уровень рефлексивности. Изучение уровня самооценки осуществлялось методикой теста «Самооценка» Р. В. Овчаровой, для диагностики уровня рефлексивности использовалась методика «Диагностики оценки индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности» А. В Карпова. Полученные нами данные показывают, что уровень рефлексии в среднем возрастает на 55-60%, уровень самооценки на 35-40%. Проведенные после проекта интервью и анкетирования показывают, что все участники чувствуют себя более уверенными, открытыми, реализованными как авторы, готовы продолжать как командную работу, так и личные достижения.
Наиболее успешные кинопроекты после создания направляются на кинофестивали, так, например, фильм 12-летнего режиссера участника кинопроекта был признан Лучшим документальным проектом 2019 года на Международном московском кинофестивале. Кроме того, участники стали лауреатами конкурсов в России (Омск, Москва), Испании, Китае, Польше, Латвии и США.
В процессе персонального интервьюирования участников, среди основных причин, почему, на их взгляд, получилось создать кино, участники отмечают именно командную работу. Мы полагаем, что кинопроект является действенным форматом проекта по следующим причинам:
Кино – это сочетание авторской позиции режиссера и коллективной работы команды. Кино не знает местоимения «я», есть только «мы», и финальный результат, т.е. фильм всегда зависит от слаженной работы группы и того, насколько режиссеру (в данном случае, режиссеру-преподавателю) удается объединить самых разных людей, использовать их сильные стороны, вовлечь в проект и вдохновить создавать кинопроект вместе.
Кинопроект обладает следующими контрастными по своей природе свойствами:
- Изменчивость и необходимость постоянного поиска компромиссов — финальный результат за редкими исключениями никогда не совпадает с изначально запланированным. Это дает участникам понимание, что все люди особенные, все истории особенные, сложности могут возникнуть в любой момент, но это означает лишь то, что найденный в итоге компромисс способен усилить как историю, так и ее участников. Здесь так же следует отметить, что такой компромисс зачастую проще найти, зная, что тебя поддерживает твоя команда и, каким бы ни было решение, есть те, кто откликнутся и окажут содействие в его воплощении.
- Сюжетная предопределенность — сюжет и, главное, финал заранее предопределены автором. Это помогает юным участникам создать позитивный проект и как следствие прожить позитивный опыт, даже если в основе истории лежит описание конфликтной ситуации. Именно авторская позиция самих участников позволяет создать «счастливый конец».
- Проектная направленность, благодаря которой у автора и команды есть цель — создать фильм, все сложности, возникающие в процессе, являются частью работы и не рассматриваются как поводы для дополнительных личных переживаний, что помогает сформировать позицию «нет проблем, есть ситуации, требующие решения» и «любой минус можно превратить в плюс».
- Креативность, так как создание кинопроекта – это не творческий акт поиска себя как творца и создателя, направленный на создание некоего нового продукта, не существовавшего ранее и являющегося выражением позиции автора в искусстве и жизни в целом. Кино – это, в первую очередь, практические, креативные технологии решения поставленной задачи по созданию объекта (в данном случае фильма) в заранее заданными характеристиками. Таким образом, оно задействует именно латеральное мышление, позволяющее не разрабатывать некие новые способы творчества и самовыражения, а находить альтернативные способы решения поставленной задачи и создавать конкретный продукт, что составляет более практически применимый навык.
Кинопроект выражается в созданном результате – фильме, который остается у участников и в любой момент может быть напоминанием о проделанной работе, приобретенном опыте, личном достижении каждого участника, а также ярком объединяющем формате, позволившем приобрести единомышленников, а иногда и друзей. Также как и в профессиональном кинопроизводстве в учебном кинопроекте, после преодоление всех трудностей и просмотра результата совместного труда, группа становится практически второй семьей и ценность «вместе» не только имплементируется в жизнь, но и получает результативное воплощение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ситаров В.А. (2005) Насилие и ненасилие [Электронный ресурс] // Энциклопедия гуманитарных наук 2005 – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nasilie-i-nenasilie/viewer (дата обращения: 04.12.2022)
http://izvestia-ippo.ru/aparina-a-n-kinoproekt-kak-tekhnologiya/