Антонова Н.Н., Щербакова Е.В. | НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ И В ВУЗЕ

Рейтинг
[Всего голосов: 0 Средний: 0]

 Антонова Н.Н., доцент департамента педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, Е-mail: n73@mail.ru

Щербакова Е.В., доцент департамента педагогики ИППО ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва, Е-mail: elena08041966@yandex.ru

 Настоящая статья позволяет получить представление о духовно-нравственном воспитании как одном из важных факторов становления любого человека и личности, а также о методах, направленных на его формирование в школе и в вузе. Авторы уточняют определение понятия «духовно-нравственное воспитание», рассматривают его как процесс становления внутренне богатой, личности, живущей в гармонии с собой и окружающим миром, на развитие её высоких культурных ценностных ориентиров, путём формирования духовно-нравственных идеалов. Авторы представляют анализ духовно-нравственного развития личности как сложный и динамичный процесс, который затрачивает огромную массу временных и человеческих ресурсов через образовательную деятельность. Рассмотрено на конкретных примерах, как на лекционных и практических занятиях по педагогическим дисциплинам можно реализовать духовно-нравственное воспитание учащихся. Проанализированы внешние и внутренние составляющие облика педагога, которые оказываются наиболее важными для духовного и нравственного воспитания своих учеников. Подчеркивается важность междисциплинарного подхода к представленной проблеме. Авторы рассматривают на конкретных примерах, по разделам, как на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Педагогика» возможно реализовать духовно-нравственное воспитание. Материалы статьи могут быть интересны и полезны студентам педагогических вузов, магистрантам, аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, учителям, родителям.

Духовно-нравственное воспитание – один из важнейших аспектов становления любого человека и личности.  Мы на протяжении всей жизни сталкиваемся с определенными трудностями и проблемами, связанными с нравственным выбором, с которыми мы либо справляемся, либо нет. С самого детства нас учат не опускать руки и не сдаваться, формируют в нас стержень, умение адаптироваться к изменению условий и прочим полезным навыкам, которые нам пригодятся, когда мы будем уже намного старше тех лет, когда нас этому учат. Как говорится, учат и воспитывают детей, которым жить завтра, те люди, которые знают, как правильно жить вчера. Стоит также отметить, что каждое поколение относится иначе к тем или иным проблемам, в том числе к духовно-нравственным ориентирам, выборам и пр.

Одна из важнейших проблем педагогической деятельности, над которой бьётся ни одно поколение педагогов — это проблема духовно-нравственного воспитания. Данная проблема актуальна и по сей день. Это происходит из-за того, что у подрастающих поколений меняется не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное состояние на протяжении всей жизни и часто оно отличается от того, каким было в соответствующем возрасте у старших поколений.

Что же такое духовно-нравственное воспитание? Это процесс взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, психологов, родителей, направленный на формирование духовно развитой, гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой и национально-культурной сфер, путём подачи ей духовно-нравственных ценностей, ориентация на высокие ценностные идеалы. [2]

В воспитании любого человека важную роль играют образовательные организации различного уровня. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности – сложный и динамичный процесс, который затрачивает огромную массу ресурсов, как временных, так и человеческих. Оно напрямую зависит от жизни человека, условий его социализации и присвоения мира, от семьи, общественно-культурных ценностей, страны и региона проживания, исторической эпохи – факторов, формирующих образ жизни общества в целом и сознание конкретного человека.

После окончания школы духовно-нравственное воспитание человека продолжается как в средних профессиональных учебных заведениях, так и в высших. Но в отличие от общеобразовательных организаций, в вузах отсутствуют специальные люди, которые занимаются этим аспектом, в отличие, например, от школьных классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе.

Реализация духовно-нравственного воспитания происходит прежде всего через образовательную деятельность. На уроках в школе, на лекционных и практических занятиях в вузах, духовно-нравственное воспитание происходит через содержание программного материала. Огромное влияние имеет сам учебный материал, который в общеобразовательных учреждениях имеет особое значение на уроках литературы и истории. В вузах же такими дисциплинами могут быть практически любые гуманитарные дисциплины, в том числе педагогические.

Рассмотрим на конкретных примерах, как на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Педагогика» возможно реализовать духовно-нравственное воспитание.

В настоящее время изучение педагогики в Московском городском педагогическом университете сокращено до 30 аудиторных часов, из которых 10 отведено на лекционные и 20 – на практические занятия. Казалось бы, что за такое количество часов невозможно вместить в занятия ещё и духовно-нравственное воспитание, но это не так. Начиная с самой первой лекции и первых практических занятий, посвященных таком разделу, как общие основы педагогики, разбираются вопросы, связанные не только с научными основами педагогики (её объект, предмет, функции и пр.), но и с профессиональными и личностными качествами учителя/воспитателя, это самый благоприятный момент для того, чтобы способствовать началу формирования у студентов собственных нравственных качеств, необходимых будущему педагогу и соответствующих духовно-нравственным идеалам современности, дает возможность составить программу саморазвития, провести рефлексию. Несомненно, не всё можно и нужно реализовывать в ходе аудиторных занятий, но тут на помощь преподавателю приходит потенциал самостоятельной внеаудиторной работы студентов – подобрав соответствующие темы для эссе, для самоанализа и пр. педагог получает возможность не только реализовать духовно-нравственное воспитание, но и диагностировать актуальный его уровень, читая студенческие работы и анализируя их. [1]

В следующем разделе – «История образования и педагогической мысли» стоит уделять особое внимание именно тем педагогам прошлого, чья жизнь и чьи произведения могут служить эталоном духовно-нравственного идеала. Такими персоналиями могут быть Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Ведь в настоящее время одной из проблем духовно-нравственного воспитания является отсутствие подобных идеалов и сложность их поиска в реальной современной жизни. Ограниченное количество времени на изучение данного раздела, позволяет дифференцировать учебный материал таким образом, чтобы обойти вниманием спорные фрагменты биографии таких педагогов и философов, как П. Абеляр, Ж.-Ж. Руссо и некоторых других.

При изучении третьего раздела «Дидактика» стоит обратить внимание и на воспитательную функцию урока, и на формулирование целей и задач урока, а также деятельность педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбург и других), чьи педагогические системы максимально соответствуют аспектам духовно-нравственного становления обучающихся.

Четвертый раздел «Теория воспитания» максимально способствует духовно-нравственному воспитанию студентов, поскольку даже в самом названии присутствует воспитательный аспект. Поэтому главное, что необходимо делать педагогу при проведении занятий, это правильно расставить приоритеты. Это необходимо реализовывать и на лекционных, и на практических занятиях, проводимых в разнообразных формах. Так, в частности, это можно сделать при организации учебных дискуссий, например, на такие злободневные темы, как «Влияние средств массовой информации на воспитание детей и молодежи», «Влияние политических партий и организаций на воспитание», которые позволяют установить связь между теми ценностями, которые нам прививают средства массой информации, и теми, которые должны быть сформированы у подрастающего поколения, критически оценить уровень взаимодействия политических партий и организаций с молодежью, их влияние, степень выполнения предвыборных обещаний и лозунгов, что не только положительно будет сказываться на духовно-нравственном воспитании студентов, но и формирует у них активную жизненную позицию.

Пятый раздел «Теория управления образовательными системами» в меньшей степени отвечает задачам духовно-нравственного воспитания, однако и при его изучении можно уделить внимание личностным качествам руководителя, а не только должностным обязанностям и управляющим функциям.

Таким образом, в ходе лекционных и практических занятий, в самом изучаемом материале содержится огромное количество морально-этических аспектов, суждений, вопросов, проблем, на которых преподаватель может акцентировать внимание и выводить слушателей на мысли об отношении человека к человеку, к самому себе, к обществу в целом.

Также, в данном вопросе, стоит обратить внимание на то, что огромное влияние на духовно-нравственное развитие обучающихся оказывает личность преподавателя. В сознании обучающегося (ученика в школе или студента в вузе) откладывается не только поведение преподавателя, но и его манера одеваться, разговаривать, его жесты, и более того, отношение педагога с коллегами, его умение решать различные проблемные ситуации. Преподаватель добивается от учеников дисциплинированности, ответственного отношения к порученному делу. От того, насколько педагог требователен к себе, зависит результат духовно-нравственного воспитания личности ученика.

Очень важным здесь представляется, каким будет внешний вид учителя, который привлекает внимание учащихся, способствует созданию у них позитивного настроя, и своим внешним видом, и стилем общения. [3]

Какие основные требования к внешнему облику учителя выдвигают ученики? Каким должен быть современный педагог? Как он должен выглядеть? Какие основные требования предъявляют учащиеся к имиджу учителя? Все эти аспекты влияют на духовно-нравственное воспитание учащихся!

Проанализируем ответы студентов, которым мы задавали эти вопросы. Сегодня учащиеся хотят видеть в педагоге:

— аккуратность и чистота в одежде, которая должна соответствовать возрасту и фигуре;

— современный стиль в костюме;

— преобладание в одежде учителя нейтральных пастельных тонов;

— отсутствие излишне ярких и блестящих расцветок;

—  недопустимость слишком откровенной, открытой одежды для женщин;

— минимальное количество украшений и аксессуаров, драгоценностей;

— опрятная ухоженная прическа и чистые волосы, аккуратный маникюр;

—  умелое использование косметики;

—  умеренное пользование парфюмерией. [4]

Особые требования предъявляются к речи педагога. Она должна быть:

— ясной для понимания, живой, простой и доступной;

— внятной, логичной и точной;

— богатой на выразительные средства;

— отсутствие тавтологий и слов-паразитов. [5]

Студенты предпочитают доброжелательный, демократичный стиль общения. Важными оказываются и красивая походка, сдержанная мимика, правильная осанка учителя. Им импонирует учитель, открытый к общению, занимающий активную жизненную позицию. владеющий современными средствами обучения. Только такой педагог сможет эффективно выстраивать духовно-нравственное воспитание молодежи.

В настоящее время перед системой отечественного образования стоит проблема подготовки ответственного гражданина, который способен самостоятельно давать оценку происходящему и строить свою жизнь в соответствии с интересами окружающих его людей, на основе сформированных духовно-нравственных ценностей и идеалов. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности обучающихся, что необходимо реализовывать и в школе, и в вузе.

 

Список литературы

  1. Антонова, Н.Н. Опыт организации учебной практики по формированию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе и в научно-исследовательской деятельности будущих учителей. Мир науки, культуры, образования.2019; 5 (78). — С. 5-7.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. — 19 с.
  3. Морозова, Н.А. Организация творческого исследовательского диалога в процессе подготовки студентов бакалавриата / Морозова Н.А., Осипенко Л.Е., Антонова Н.Н. / Искусство и образование. 2020. №1 (123). – С. 192-206.
  4. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Плюсы и минусы дистанционной системы образования в вузе. Обзор педагогических исследований, Том 2. № 3, 2020. Т.2. №3. – С.21-28.
  5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Формирование комфортной образовательной среды в условиях дистанционного обучения. Вестник педагогических наук. 2019. №4. – С. 11-17.

http://izvestia-ippo.ru/antonova-n-n-shherbakova-e-v-nekotorye-a/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *