Андреенко А.А. | АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: АНАЛИЗ ТРУДОВ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИСТОВ

Рейтинг
[Всего голосов: 1 Средний: 5]

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ

email: alenkandreenko@yandex.ru

Статья посвящена проблеме коррекции звуковой стороны речи современных младших школьников. Автор выделяет и характеризует основные аспекты данной работы: формирование дикционной отчетливости, овладение орфоэпическими правилами, развитие интонационной выразительности устной речи современных обучающихся.

Вопросами коррекции звуковой стороны речи современных младших школьников занимались многие исследователи: А.В. Богданова, А.А. Бондаренко, Т.И. Зиновьева, М.Л. Каленчук, А.Ю. Чирво и др. Выделены и описаны три аспекта этой работы: формирование дикционной отчетливости, овладение орфоэпическими правилами, развитие интонационной выразительности устной речи современных обучающихся.

Дикционная работа понимается как воспитание у обучающихся чистоты и ясности произнесения звуков, слогов, слов, фраз, как овладение четко артикулируемой речью [1]. Важность хорошо поставленной дикции трудно переоценить, поскольку она является ярким показателем культуры звучащей речи человека, имеет также и учебное значение, положительно влияет на овладение навыками правильного письма и чтения.

Нечеткая же дикция участников коммуникации отвлекает внимание слушателей от восприятия содержания звучащей речи, нарушает понимание сообщения. В трудах А.А. Чирво описываются характерные для говорения и чтения младших школьников дикционные недочеты – замены и искажения, пропуски или перестановка звуков, слогов, слов, что является следствием вялой артикуляции, слабого речевого дыхания [5].

Преодолению названных дикционных способствует использование в работе со школьниками (особенно в период обучения грамоте) эффективных приемов и средств совершенствования артикуляции. В этой связи следует назвать   скороговорки, богатые звуковыми повторами, их применение полезно для формирования правильного звукопроизношения и артикуляции.

Целесообразно реализовать методику работы со скороговоркой, описанную Т.И. Зиновьевой: неторопливое произнесение скороговорки самим педагогом; осмысление фактического содержания прослушанного текста; уточнение значения незнакомых лексических единиц; повторное восприятие текста скороговорки с выделением интересующих в учебном плане звуков; обнаружение этих звуков самими младшими школьниками; совместное произнесение текста педагогом и учениками с выделением интересующих в учебном плане звуков; индивидуальное произнесение в соответствии с описанной педагогом ситуацией общения, которая определяет специфику звучания; обсуждение качества решения поставленных задач  [2].

Второй аспект коррекции звуковой стороны речи младших школьников – усвоение обучающимися орфоэпических норм, весьма часто нарушаемых.

В научной методической литературе описаны нарушения норм орфоэпии: «произносительные ошибки, вызываемые воздействием письма (например, орфографическое чтение); орфоэпические ошибки просторечного характера (например, транвай, конпот); орфоэпические ошибки диалектного происхождения (например, еще – [ишо]; к [о] кие); ошибки, обусловленные влиянием родного нерусского языка» [4, c. 328 – 329].

Значительным вкладом в методику обучения орфоэпии в начальных классах стала разработка А.А. Бондаренко для обучающихся начальной школы произносительного минимума, состоящего из нескольких орфоэпических правил. Данный свод правил включает устойчивые, стабильные нормы произношения, наиболее востребованные обучающимися в реальной речевой практике школьников, поскольку соблюдение этих норм необходимо при чтении текстов учебников русского языка, литературного чтения, при чтении художественных произведений из круга рекомендованных книг [1].

В ряду орфоэпических правил произносительного минимума особо выделяются правила, касающиеся усвоения навыков правильной постановки ударения как важнейшего признака слова. Запоминанию норм ударения помогают такие эффективные приемы: заучивание стихотворных строк, многократное проговаривание, использование орфоэпического словарика [1; 4].

Весьма значим интонационный аспект коррекции особенностей звучания речи современных младших школьников, поскольку интонационная выразительность речи весьма значима в социуме, способствует пониманию собеседниками высказываний друг друга, гармонизирует межличностную смысловую и эмоциональную коммуникацию. Интонационные умения школьников важны для усвоения программного материала не только в предметной области «Филология» (например, курса синтаксиса, пунктуации), но и по другим предметам начального общего образования [4].

Вслед за А.В. Богдановой, Т.И. Зиновьевой, мы считаем, что успех в деле овладения школьниками эмоциональной интонацией как средством эффективной коммуникации обеспечивается соблюдением условий, важнейшим из которых является работа по накоплению словаря эмоциональных состояний учащихся, запас эмоционально-оценочной лексики которых весьма беден. «Усвоению эмоциональной лексики помогает прием опоры на памятку, содержащую группы слов базовых эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, удивление, гнев)» [3, с. 99].

Опыт обучения русской интонации убеждает нас в необходимости работы над логическим ударением как средством коммуникации. В этой связи назовем опробованные в практике способы выделения логического ударения, которые должны практически усвоить обучающиеся: неторопливое произношение «речевого кусочка», который следует выделить; громкое или тихое произнесение важного фрагмента речи; реализация паузы до выделяемого слова или после этого слова. В работе по развитию умения школьников применять эти способы в собственной речи мы руководствовались рекомендациями Т.И. Зиновьевой. Приведем некоторые примеры.

Пример 1.

– Выслушайте предложение. Выделите голосом важное по смыслу слово: «Наконец дети выучили песню». Объясните, почему выделено это слово.

Пример 2.

–  Выделите в этом и последующем предложениях поочередно каждое слово. Обратите внимание, как меняется смысл высказывания, например: «Котенок спит на диване» (спит именно котенок, а не кто-то другой); «Котенок спит на диване» (котенок именно спит, а не просто лежит) и др.

Вслед за А.В. Богдановой, А.Ю. Чирво, мы считаем, что эффективным средством развития интонационной выразительности речи обучающихся является техническая запись образцов звучащей речи, которые (образцы) подвергаются осмыслению и последующему копированию. Звучащий образец предстает как аудиовизуальное дидактическое средство, содержащее идеальный речевой материал, который можно и нужно пронаблюдать, проанализировать, усвоить. В применении дидактического средства возможны варианты: звуковой образец гармонизирует развивающий потенциал речевой среды, служит источником представлений о звуковой стороне речи [5].

Учитель-практик может сам создать звуковой образец, опираясь на указания современных методистов относительно предъявляемых к этому средству требований: «образец представляет собой запись классических произведений, произведений устного народного творчества, диалогов; текст образца должен быть доступным и интересным по содержанию; в образце должна быть представлена запись речи профессионалов (чтецов, артистов), имеющих безупречные произношение, интонационное оформление речи; звучание отдельного фрагмента-образца не должно длиться более двух-трех минут; каждый конкретный образец предназначен для анализа одной произносительной особенности речи; анализируемая особенность звуковой стороны речи может быть представлена как с позитивной, так и с негативной стороны» [2, с. 30].

Рекомендации по реализации звукового образца в практике работы по коррекции интонационных умений обучающихся содержатся в работах А.В. Богданова, А.А. Бондаренко, Т.И. Зиновьева, М.Л. Каленчук, А.Ю. Чирво. Выделим некоторые советы. Следует обеспечить адекватность восприятия текста за счет поставки учебной задачи, а также при помощи установки на прослушивание, например: «Слушайте запись разговора двух друзей и подготовьтесь ответить, понятно ли звучит их речь?». Первичное восприятие эталонного текста не должно нарушаться посторонними высказываниями (например, дисциплинарного свойства). Первичный анализ услышанного имеет самый общий характер, предполагает обсуждение эмоциональной реакции, понимания фактического содержания и общего смысла текста. Вторичное прослушивание предусматривает установку на обнаружение и осознание произносительных (например, интонационных) особенностей звукового образца. Тренировочные речевые упражнения направлены на отработку той или иной составляющей интонационного оформления речи (темпа, силы звучания, эмоциональной окраски речи и др.). Завершается работа со звучащим текстом-образцом интонационно правильным воспроизведением прослушанного.

В качестве несомненного преимущества использования звукового образца укажем на ресурс многократного, при этом, что очень важно, абсолютно идентичного воспроизведения речевого фрагмента, его многократного прослушивания обучающимися с целью обнаружения, анализа и копирования образцового произнесения.

 Литература

  1. Бондаренко А.А. Орфография и орфоэпия – две стороны правильности речи // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 36–41.
  2. Зиновьева Т.И. Звуковая сторона речи и произносительная культура // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 26–31.
  3. Зиновьева Т.И., Покатилова Н.Б. Проблема формирования интонационных умений младших школьников и пути ее решения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». – 2016. – №2 (36). – С. 84–94.
  4. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для СПО / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 468 с.
  5. Чирво А.Ю. Совершенствование произносительной культуры младших школьников в условиях воздействия средств массовой информации : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Чирво Анастасия Юрьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – Москва, 2009. – 253 с

 The article is devoted to the problem of correction of the sound side of speech of modern primary school children. The author distinguishes and characterizes the main aspects of this work: the formation of diction distinctiveness, mastery of orthoepic rules, the development of intonation expressiveness of oral speech of modern students.

Key words: sound side of speech, diction distinctness, orthoepic rules, intonation expressiveness.

http://izvestia-ippo.ru/andreenko-a-a-aspekty-korrekcii-zvuko/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *