Алексеева Юлия Александровна | ПОТЕНЦИАЛ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 5]

Магистрант института педагогики и психологии образования Московского городского Педагогического университета,

 г. Москва

В статье рассматривается потенциал аутентичных видеоматериалов в формировании социокультурной компетенции. Автор статьи анализирует различные аспекты использования видеоматериалов в обучении, включая их влияние на развитие коммуникативных навыков, понимание культуры и общества изучаемого языка. Также в статье приводятся примеры использования видеоматериалов в практике обучении.

Эффективное применение базовых знаний о культурных особенностях иностранного языка, а также умение учитывать межкультурные различия в процессе общения с носителями этого языка является главным фактором успешного обучения.

Имитация аутентичной среды занимает важное место в методике преподавания. Понятие «аутентичность» тесно связано с освоением новых знаний. Благодаря визуально-аудиальной базе, лексический, фонетический и грамматический материал усваивается более эффективно. Использование аутентичных источников на уроках обобщения способствует усвоению реальных ситуаций и информации об изучаемом предмете.
При предоставлении учебного материала через видеоистории важно учитывать следующие особенности:

  1. Информация представлена искусством, что способствует созданию образной модели внедрения материала. Эмоциональный фон способствует реальному мотивированному общению и формированию оценочного мышления у учащихся.
  2. Презентация материала в динамичной и эмоционально насыщенной форме благоприятно влияет на его усвоение.
  3. Видеоконтент имеет высокий статус и вызывает доверие у учащихся.
    Дети школьного возраста учатся окружающему миру через слух, зрение, движения и осязание, поэтому визуальное обучение играет важную роль в образовательном процессе, помогая им переходить от конкретного к абстрактному и усваивать новые знания.
    [Ушинский 1949, 47]

Использование видеоконтента на занятиях требует тщательной подготовки со стороны преподавателя. Работа с аудиовизуальным материалом должна быть организована таким образом, чтобы не нарушить структуру занятия. Важно определить, какие эпизоды видеоролика необходимо показать учащимся, а также разработать соответствующие задания для выбранных фрагментов.

При выборе видеоматериалов следует учитывать следующее:

— Цель демонстрации (полное или частичное понимание);

— Ориентация на развитие устной или письменной речи;

— Соответствие учебной программе и уровню подготовки учащихся;

— Этапы работы с материалом: вводное знакомство, просмотр, последующая деятельность;

— Баланс звуковой и визуальной составляющих;

— Постепенное внедрение материала с учетом уровня подготовки.

Тщательная подготовка позволит успешно внедрить видеоконтент в учебный процесс и использовать его эффективно для достижения поставленных целей. Это имеет важное значение для организации образовательного процесса.

При использовании аудиовизуального контента необходимо учитывать следующие условия:

— Высокое качество изображения и четкий звук;

— Соответствие содержания видеоролика уровню подготовки учащихся;

— Постепенный просмотр фрагментов (не более 10-15 минут, структурированных логикой повествования);

— Избегать излишнего использования жаргонизмов, язык должен соответствовать нормам литературной речи.

Работа с аутентичным видеоматериалом, как и с письменными источниками, предполагает три последовательных этапа.

  1. Предварительный этап, направленный на подготовку и мотивацию обучающихся, преодоление возможных затруднений. Преподаватель знакомит с темой произведения и рекомендует предположить сюжетное развитие.
  2. Этап непосредственного просмотра видеоконтента.
  3. Этап ретроспективного анализа информации.

На предварительном этапе целесообразно заблаговременно ознакомить учащихся с новой лексикой. Желательно предоставить краткую аннотацию перед просмотром и обратить внимание на вопросы, требующие ответа. Можно задать упражнения на последующий пересказ сюжета и восстановление последовательности событий.

Просмотровой этап

Этап непосредственного знакомства с аудиовизуальным материалом направлен на обеспечение понимания его содержания и развитие языковых умений обучающегося с учётом индивидуальных особенностей.

Одним из заданий может стать поиск нужной информации в видеопроизведении.

Необходимо анализировать отдельные сцены, углубляться в детали сюжета, делать прогнозы, задавать вопросы о развитии событий. Если на предварительном этапе были выдвинуты гипотезы относительно сюжета, их необходимо подтвердить или опровергнуть.

Задачи направлены на решение конкретных вопросов, акцентирование внимания на персонажах, сюжетных линиях, деталях и ключевых моментах в зависимости от поставленной цели. Это помогает поддерживать активность учащихся на протяжении всего процесса. После просмотра основное внимание уделяется активизации коммуникативных навыков, проверке усвоения информации и выполнению заданий. Важным аспектом является коллективное обсуждение увиденного, включая детали сеттинга, характеристики персонажей и затронутые проблематики, в зависимости от возраста. Разыгрывание ролей как активная методика позволяет отработать новую лексику в диалогах. Для введения новой тематики эффективно использовать видеоконтент, который позволяет организовать разнообразные задания по поиску информации и проведению дискуссий. Сбор данных может включать в себя следующее:

  1. Представление учащимся материала для проверки;
  2. Прослушивание отрывка с деланием пометок.

Характер упражнений зависит от целей — отработка аудирования или разговорной речи. Одним из ключевых требований государственных стандартов к результатам обучения в школе является формирование коммуникативной компетенции, что невозможно без овладения знаниями о социокультурных особенностях. Для эффективного усвоения этих знаний важно, чтобы учащийся непосредственно сталкивался с различиями между культурами, обучался их распознаванию. Аутентичные видеоматериалы, особенно художественные произведения, характеризуются естественностью лексики и грамматики, ситуативной уместностью, отражают подлинную социокультурную реальность без искажений, поэтому их необходимо использовать для формирования социокультурной компетенции.

Для эффективного применения необходимо качественно подойти к работе с видеоконтентом: тщательно подобрать фильм, определить цели, задачи, разработать систему упражнений с учётом всех  особенностей.

По критерию тематической направленности видеоконтент можно разделить на 3 категории:

  1. Развлекательное направление (произведения разных жанров, телешоу, клипы, трансляции спортивных мероприятий и др.);
  2. Документалистика (документальное видео, дискуссионные программы и др.);
  3. Короткометражки от 10 секунд до 15 минут (новости, прогноз погоды, результаты состязаний, рекламные ролики и др.).

Использование видеоконтента из любой из этих групп значимо для развития социокультурной компетенции.

При подборе видеофрагментов и полнометражных произведений целесообразно аккумулировать такие параметры как:

— профайл обучаемых (возраст, индивидуальные особенности, уровень подготовки);

— поставленные цели использования материала (общее/детальное понимание сюжета);

— продуктивные задачи педагога (овладение устной речью, формирование текстов и пр.);

— соответствие тематики учебной программе с учётом сложности;

— временные рамки демонстрации;

— формат взаимодействия с материалом.

Ориентиром должны служить тема и цели обучения.

Действия с видеоносителем на занятии можно классифицировать в две основные категории:

  1. Действия, направленные непосредственно на взаимодействие с материалом, сгенерированным в видеоконтенте.
  2. Действия, активизирующие деятельность обучаемых по поводу продемонстрированного видеосюжета. Здесь видеоноситель выступает стимулом для дискуссий и создания текстов, т.е. используется в качестве средства для практического овладения социокультурными навыками.

Первая категория ориентирована на извлечение материала из самого видеоисточника. Вторая направлена на использование видеоконтента в роли темы для обсуждений и письменных текстов.

Оба подхода могут быть объединены для реализации единого занятия. Чередование заданий разного типа позволяет достичь нескольких целей сразу Такая интеграция часто используется при разработке элементов учебного процесса.

 

Литература

Носонович, Е.В. Методическая аутентичность учебного текста: автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.02. — Тамбов, 1999. — 19 с.

Игна О. Н. Развитие социокультурной компетенции студентов на основе аутентичных материалов при профессионально-ориентированном обучении иноязычному общению : дис.канд. пед. наук. Томск, 2023. – 186 с.

Андерсен, Бент Б. Мультимедиа в образовании / Бент Б. Андерсен, К.ван ден Бринк: пер. с англ. — М.: Дрофа, 2020. – 224 с.

 

 

http://izvestia-ippo.ru/izvestia/alekseeva-yuliya-aleksandrovna-potenc/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *