Алексеева Ф. И., Егорова В. Н., Матвеева Н. В., Стручкова С. Д. | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Рейтинг
[Всего голосов: 2 Средний: 1.5]

Алексеева Ф. И., кандидат психологических наук, доцент, ФГАОУ ВО СВФУ, Якутск

E-mail: fevroniaalekseeva@yandex.ru

Егорова В. Н., кандидат психологических наук, доцент, ФГАОУ ВО СВФУ, Якутск

E-mail: VE373@mail.ru

Матвеева Н. В., ФГАОУ ВО СВФУ, Якутск E-mail: NVMatveeva2017@mail.ru

Стручкова С. Д., ФГАОУ ВО СВФУ, Якутск E-mail: strsardm@mail.ru

материалы II Международной научно-практической онлайн-конференции «Психология одаренности и творчества»

Эмоциональный интеллект рассматривается как способность понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Целью данного исследования было изучение эмоционального интеллекта, эмпатических тенденций и потребности в достижении цели студентов первого курса хореографического колледжа г. Якутска. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты с высокими хореографическими способностями обладают достаточно низким уровнем развития эмоционального интеллекта, очень высокими эмпатическими тенденциями, при достаточно слабом стремлении к достижению цели.

Рассматривая вопрос одаренности в хореографическом искусстве, следует отметить, что отбор в хореографические студии построен исключительно на анатомических задатках, таких как телосложение, физические данные (шаг, выворотность, гибкость), координация, чувство ритма, актерские способности. Однако задатки к хореографическому творчеству разделяются на анатомические (природные) и психологические.  Поскольку эмоциональный интеллект при профессиональном обучении имеет большое значение как способность, которая содействует интеллектуальному и личностному росту в творческом обучении, мы целью данного исследования поставили изучение эмоционального интеллекта студентов хореографического колледжа.

Одни авторы рассматривают эмоциональный интеллект как предиктор способностей   эффективного взаимодействия в группе, другие установили взаимосвязи эмоционального интеллекта с предпочтением определенных профессий: так студенты, имеющие несколько более высокие показатели ЭИ, избрали социальные профессии [1].

Российский психолог Люсин Д. В. определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [2].

Различают несколько видов одаренности, среди них хореографическая одаренность относится к художественно-эстетической одаренности и имеет следующие критерии: наличие музыкального слуха; гибкость корпуса; эластичность стопы; танцевальный шаг; артистичность; работоспособность, также выносливость как физическая, так и психологическая.

Дети с хореографической одаренностью отличаются быстрым освоением нового вида деятельности и высокой успешностью ее выполнения, часто изобретают новые способы выполнения ее заданий, умеют по-новому видеть ситуации и предлагать неожиданные идеи и решения [3]. Хореографическая одаренность детей поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Обучение же в хореографическом колледже является, как правило, следующим этапом – этапом получения специальности.

Исследование проводилось на базе «Якутская хореографическая школа (колледж) имени Аксении и Натальи Посельских» города Якутска. В исследовании приняли участие всего 52 студента первого курса – 22 юношей и 30 девушек в возрасте 15-17 лет. Опрос проводился в онлайн форме.

Результаты исследования. По результатам опросника эмоционального интеллекта Люсина Д.В., почти половина испытуемых (46%) имеют низкий или очень низкий уровень по шкалам МП (понимание чужих эмоций), МУ (управление чужими эмоциями) и ВУ (управление) своими эмоциями. У более половины (от 51-61%) студентов низкие показатели по следующим шкалам: ВЭ (контроль экспрессии), МЭИ (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими), ВЭИ (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими. Сумма же показателей всех шкал является общим эмоциональным интеллектом респондента. Здесь очень низкий уровень показали 20 студентов (38%), низкий уровень выявлен у 4 студентов (7%), средний уровень показали 20 студентов (38%) и высокий уровень у 8 студентов (15%). У более половины (от 53-61%) испытуемых обнаружены низкие показатели по шкалам ВЭ (контроль экспрессии), МЭИ (межличностный) и ВЭИ (внутриличностный) аспекты эмоционального интеллекта. Половина выборки имеют средний уровень по шкале УЭ, означающий, что студенты способны к управлению своими и чужими эмоциями. Сравнение показателей шкал эмоционального интеллекта юношей и девушек обнаружило, что имеются достоверно значимые различия по шкале ВЭИ (внутриличностный ЭИ), так юноши оказались более способными контролировать интенсивность и внешнее выражение эмоций чем девушки, также юноши превосходят девушек и по общему уровню интеллекта (p<0,05). На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что первокурсники хореографического колледжа мало способны прочувствовать внутреннее состояние другого человека на основе внешних проявлений эмоции: мимики, жестикуляции, звучания голоса; вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими тоже не на высоком уровне.

Методика Ю.М. Орлова «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого.

Результаты тестирования показали, почти все респонденты (84%) имеют высокий и очень высокий (8%) уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого. Люди с высокими эмпатическими способностями отличаются умением сопереживать, бескорыстно помогать другим людям. Умение сопереживать, поставить себя на место другого — хорошее качество, однако может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может привести к психосоматическим заболеваниям.

Средний (нормальный) уровень показал 8%, свидетельствующий о том, что он склонен более адекватно контролировать собственные эмоциональные проявления и судить о других по поступкам, что позволяет ему устанавливать бесконфликтные межличностные взаимоотношения.

Таким образом, высокие эмпатические тенденции студентов означают наличие умения распознавать эмоции, понимать намерения других, следовательно, обуславливают развитие способности к эффективному взаимодействию с другими людьми. Однако, если не оказывать своевременную работу по развитию эмоционального интеллекта студентов, высокий уровень эмпатии может иметь нежелательные последствия. Как известно, одаренные дети, при присущих им ярких проявлений способностей в определенном виде деятельности, работоспособности, настойчивости в достижении цели, испытывают трудности в нахождении близких по духу друзей, стараются подстраиваться под других, чтобы казаться такими как все.

Как показывают результаты опросника М.Ю. Орлова «Потребность в достижении цели», у 61% студентов выявлен низкий уровень потребности в достижениях, у 38% респондентов выявлен средний уровень. Выявленный у большинства испытуемых низкий уровень потребности в достижении косвенно свидетельствует о низкой самооценке первокурсников хореографического колледжа. Низкая потребность в достижении успеха, возможно, вызвана обстоятельствами пандемических ограничений, когда поступившие на первый курс студенты учатся дистанционно, друг с другом и преподавателями не общаются контактно. Возможно, они не осознали себя еще студентами в полной мере, у них не возникли намерения достичь успехов в учебе.

Результаты изучения эмоционального интеллекта, общих эмпатических тенденций, а также потребности в достижении цели студентов первого курса хореографического колледжа позволяют отметить, что студенты с высокими хореографическими способностями, избравшие профессию, связанную с работой в сфере хореографии, обладают достаточно низким уровнем развития способности к пониманию эмоций других людей и управлению ими.   Понимание и управление собственными же эмоциями тоже не на высоком уровне. В то же время, уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого очень высок. Такой диссонанс в структуре эмоционального интеллекта при преобладании низкой потребности в достижении цели может обусловить возникновение трудностей у студентов в период адаптации к ВУЗу.

Заключение. Индивидуализация обучения в специальных учебных заведениях подразумевает учет не только тех умений и знаний, отвечающих требованиям будущей профессии, но и те индивидуально-психологические особенности, которые благоприятствуют или напротив препятствуют формированию личностных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

Полученные в процессе изучения эмоционального интеллекта, общих эмпатических тенденций результаты, очевидно, показали необходимость проведения психолого-педагогического сопровождения адаптации к ВУЗу и начального этапа формирования профессиональных компетенций у студентов младших курсов хореографического колледжа на основе выявления таких личностных особенностей как типы темперамента, самооценка, уверенность в себе и саморегуляция поведения. Программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает тренинги личностного роста, деловые игры типа «Самокритика».

 

Список литературы

  1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. – Издательство: БХВ-Петербург, 2012. – 380 с.
  2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – с. 29-35
  3. Никитин В. Ю. Психолого-педагогические критерии отбора одарённых детей в хореографическом искусстве // Вестник МГУКИ.–– №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-kriterii-otbora-odaryonnyh-detey-v-horeograficheskom-iskusstve (дата обращения: 11.05.2020).
  4. Савенков А. И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 7–15. doi:10.17759/jmfp.2018070201

Emotional intelligence is considered as the ability to understand and control one’s own and others’ emotions. The purpose of this study was to study emotional intelligence, empathic tendencies and the need to achieve the aim of the first year students of the choreographic college in Yakutsk. The results obtained allow us to conclude that students with high choreographic abilities have a rather low level of development of emotional intelligence, very high empathic tendencies, with a rather weak desire to achieve the aim.

Key words: emotional intelligence; empathy; choreographic giftedness.

http://izvestia-ippo.ru/alekseeva-f-i-egorova-v-n-matveeva-n-v/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *